Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100" по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_obucheniya_gramote_i_pismu.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте и письму.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» г. Октябрьского РБ Э.М. Зартдинова
Тема урока: Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами.
Цели урока:
1. Познакомить детей с заглавной буквой В.
2. Учить читать слова, предложения, тексты с этой буквой, писать заглавную букву В.
3. Закрепить понятие «однокоренные слова», образование слов с помощью суффиксов.
4. Учить анализировать текст.
5. Развивать речь, логику, анализ; обогащать словарный запас.
6. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Оборудование: учебник «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина; прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина; картинки с однокоренными словами; диск с мультфильмом «Азбука малышка», DVD проигрыватель.
Ход урока
1. Организация учащихся на работу (игровая ситуация)
- Ребята, кто это к нам сегодня пришёл?
Он весел и незлобен
Этот милый чудачёк.
С ним хозяин, мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх, Это плюшевый проказник
Медвежонок…. ( Винни Пух )
- Винни пришёл неслучайно, он поведует нам об удивительном месте, которое существует в его сказочном лесу, но прежде тётушка Сова напомнит тему прошлого урока.
Просмотр мультфильма « Азбука малышка».
- Дайте характеристику звуку, который обозначает буква В.
2. Работа с тренажёром.
Чтение слов с буквой В.
Прочитайте слоги, в которых буква В обозначает твёрдый звук.
- Какая из изученных гласных обозначает мягкость согласных?
- Что мы знаем о гласных звуках и буквах?
- Молодцы! Наш друг Винни остался доволен вашими ответами и приглашает нас совершить небольшую экскурсию. В пути пригодятся наши знания, умения, внимание и терпение.
- Отправляемся в гости, но как мы будем вести себя в гостях у природы? (правила поведения в лесу)
3. Сообщение темы и цели урока.
Как-то много лет назад
Посадили странный лес.
Не был лес зелёным
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стала много новых слов.
Вот из леса вам лесок,
А потом лесище.
Стал лесной здесь уголок,
А помог лесничий.
Он на пару с лесником
Вырастил слова кругом.
Очень интересно
Гулять в лесу словесном.
- Каким же образом из слова «лес» выросло такое огромное количество однокоренных слов.
- Вот и нам сегодня предстоит вырастить из корней, которые поселились в лесу Винни, однокоренные слова, используя суффиксы.
4. Упражнения в подборе однокоренных слов.
- А начнём мы с реки, в которой прозрачная и чистая…(вода)
- Какие же однокоренные слова могут вырасти в воде? (на доске иллюстрации: водоросли, водник, водяной, водолаз)
- Выделите корень. Почему эти слова являются однокоренными?
-Поставьте ударение в слове «вода».
- Назовите опасное место.
- Какое из однокоренных слов является проверочными?
Физкультминутка.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары (упражнение для рук)
Дальше по лесу шагаем
И медведя там встречаем.
Руки за голову кладём (ходьба на носках, пятках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы)
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее. (прыжки)
Раз - два, раз - два
Позади уже вода.
- Выходим на берег, где зелёная мягкая…(трава)
- Назовите однокоренные ласковые слова (травка, травинка, травушка)
- Какие суффиксы помогли вам?
- В каких словах есть опасные места?
- Какое слово является проверочным?
За нашей работой внимательно следила тётушка Сова. Назовите эту птицу ласково (совушка).
- Выделите корень, суффикс.
- Почему в слове сова пишем гласную О?
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
Вывод: корни однокоренных слов под ударением и без ударения пишутся одинаково.
5. Работа по Азбуке.
- Откройте Азбуку, на странице 100 прочитайте про себя 3 столбика слов.
Что их объединяет?
- Почитайте имена мальчиков, девочек.
6. Работа в прописи.
- Винни принёс свою любимую букву заглавную В и предлагает вам научиться её писать.
Образец написания: Длинная наклонная линия с петлёй внизу и первый полуовал, затем второй полуовал.
Письмо заглавной буквы В по линиям. Письмо слогов с заглавной буквой В и сочетаний букв Вл Вм Во Ва Ви Вы Ву Вп Вв Вс.
Запись имён с буквой В с комментированием.
Вика Виктор Виталик Вадим
Физкультминутка.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё поел,
Потому и потолстел!
7. Игра « Большой – маленький»
- А сейчас предлагаю вам игру « Большой маленький». Я называю большой предмет, а вы этот же предмет, но размером меньше (иллюстрации на доске)
Дом-домик
Дым-дымок
Сын-сынок
Гриб-грибок
Сад-садик
- Какая часть слова помогала нам в этой игре? (суффиксы -ок, -ик).
8. Работа над текстом « Наша выставка».
1) Прогнозирование содержания текста.
– По заглавию и иллюстрации предложите, о чём будет этот текст.
2) Самостоятельное чтение текста про себя и проверка гипотез.
- Подтвердились ли ваши предположения.
3) Повторное чтение вслух по предложениям.
1- е предложение:
- Где наша выставка? (В классе, это видно на иллюстрации к тексту)
2-е предложение:
- Кто нарисовал водопад? Что это такое? Посмотрите на иллюстрацию: вода падает вниз с большой высоты – водопад.
3-е предложение:
- Кто вышивал коврик?
- Объясните значение слова «вигвам» (жилище индейцев)
4-5-е предложения:
- Кто приготовил пироги и торт?
- Чья красивая полка висит на стене?
- А что сделал Павлик?
- Обратите внимание на знак препинания в конце предложения. Что он обозначает? Прочитайте это предложение с восклицательной интонацией.
7-е предложение:
- Кто ещё участвовал в выставке?
- Почему Вова так сделал, как вы думаете? Какой Вова?
8 -е предложение:
- Кто пришёл в класс смотреть выставку?
- Почему в конце текста автор поставил многоточие? Автор как бы задумался или предлагает нам догадаться, что будет дальше.
4) Творческое задание.
- Придумайте продолжение этого рассказа.
- Останутся ли довольными мамы и папы? А родители Вовы?
9. Итог урока.
- Подошёл к концу наш урок. Понравился ли он вам?
- Не ленитесь, стремитесь как можно больше узнать обо всём на свете – и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным и полезным. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Живые организмы и неживая природа"
Данный урок проводится в 1 классе при изучении раздела «Живые обитатели планеты» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает боль...
Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"
Разработка урока математики в 1 классе ОС "Школа 2100" по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких "Моя математика"...
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Деление и обобщение понятий"
Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятия "истина" и "ложь"
Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме"Информационный объект и компьютер"
Рзработка урокаРРазработка урока информатики в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятие"
Разработка урока в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова...
Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к словам"
Разработка урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100"...