Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Использование ИКТ для развития орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников

В современном обществе  появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно – компьютерных средств. Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли ученые под руководством академика А. П. Ершова. При разработке компьютерных технологий обучения они опирались на принципы и приемы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скинера, Н.Ф. Талызиной.

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин несформированности орфографического навыка, а, следовательно, приводит к неуспеваемости школьников по русскому языку.

Проблеме  формирования и развития орфографического навыка уделяли внимание такие педагоги,  психологи,  методисты и учителя, как С.П. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов, П.С. Жедек, Л.К. Назарова, П.С. Тоцкий и другие.

Однако анализ психологической и педагогической литературы позволил убедиться в том, что пока еще не получила необходимого изучения проблема развития орфографической зоркости  и орфографического навыка как средства повышения успеваемости учащихся начальных классов на уроках русского языка при использовании информационно-компьютерных технологий.

        Однако, несмотря на повышенный интерес к этой проблеме сегодня, нельзя сказать, что она хорошо изучена, так как прогресс не стоит на месте, в школы приходят новые педагогические технологии, которые способствуют развитию орфографического навыка  младших школьников.

 В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования. Предлагаются иное содержание, иные подходы,  иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь – уступают место компьютерным средствам обучения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого – педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

- от внешней мотивации к внутренней нравственно-волевой регуляции (Г. К. Селевко)

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

     Источники и составные части педагогических технологий

                                                                                           

Социальные преобразования,                                                  Наука

новое педагогическое мышление          педагогическая, психологическая и др.

          Передовой                                                    Опыт прошлого,

педагогический опыт                                 отечественный и зарубежный

В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

         В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умения и  логия – наука) – это совокупность приемов, применяемых в каком –либо деле, мастерстве, искусстве. (толковый словарь)

Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачев)

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько)

Педагогическая технология – это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М.Кушнир)

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М.В.Кларин)

Аспекты  понятия «педагогическая технология»

  • Научный: технология – это часть науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • Процессуально – описательный: технология это описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств  для достижения планируемых результатов обучения.
  • Процессуально – действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.(Никишина И.В.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....

«Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»

Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

«Развитие орфографической зоркости у младшего школьника через использование дидактической игры»

laquo;Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» Возможно ли в условиях традиционной с...

Занятия по развитию орфографической зоркости у младших школьников через использование дидактической игры.

Данный материал содержит подробное описание занятий знакомства с признаками орфограмм и развития орфографической зоркости через использование дидактической игры.Данные игры можно использовать самостоя...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ - технологии пронизывают все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в...