Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Использование ИКТ для развития орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников
В современном обществе появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это позволяет говорить о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно – компьютерных средств. Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли ученые под руководством академика А. П. Ершова. При разработке компьютерных технологий обучения они опирались на принципы и приемы программированного обучения Д. Брунера, Б. Скинера, Н.Ф. Талызиной.
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин несформированности орфографического навыка, а, следовательно, приводит к неуспеваемости школьников по русскому языку.
Проблеме формирования и развития орфографического навыка уделяли внимание такие педагоги, психологи, методисты и учителя, как С.П. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов, П.С. Жедек, Л.К. Назарова, П.С. Тоцкий и другие.
Однако анализ психологической и педагогической литературы позволил убедиться в том, что пока еще не получила необходимого изучения проблема развития орфографической зоркости и орфографического навыка как средства повышения успеваемости учащихся начальных классов на уроках русского языка при использовании информационно-компьютерных технологий.
Однако, несмотря на повышенный интерес к этой проблеме сегодня, нельзя сказать, что она хорошо изучена, так как прогресс не стоит на месте, в школы приходят новые педагогические технологии, которые способствуют развитию орфографического навыка младших школьников.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь – уступают место компьютерным средствам обучения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого – педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации к внутренней нравственно-волевой регуляции (Г. К. Селевко)
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
Источники и составные части педагогических технологий
Социальные преобразования, Наука
новое педагогическое мышление педагогическая, психологическая и др.
Передовой Опыт прошлого,
педагогический опыт отечественный и зарубежный
В этом направлении идет прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умения и логия – наука) – это совокупность приемов, применяемых в каком –либо деле, мастерстве, искусстве. (толковый словарь)
Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачев)
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько)
Педагогическая технология – это оптимальный способ действия (достижения цели) в заданных условиях (А.М.Кушнир)
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М.В.Кларин)
Аспекты понятия «педагогическая технология»
- Научный: технология – это часть науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- Процессуально – описательный: технология это описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.
- Процессуально – действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.(Никишина И.В.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников
Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....
«Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»
Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....
Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки
Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....
Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников
Материал МО...
«Развитие орфографической зоркости у младшего школьника через использование дидактической игры»
laquo;Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» Возможно ли в условиях традиционной с...
Занятия по развитию орфографической зоркости у младших школьников через использование дидактической игры.
Данный материал содержит подробное описание занятий знакомства с признаками орфограмм и развития орфографической зоркости через использование дидактической игры.Данные игры можно использовать самостоя...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ - технологии пронизывают все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в...