Занятия по развитию орфографической зоркости у младших школьников через использование дидактической игры.
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2 класс)

Паршина Наталья Александровна

Данный материал содержит подробное описание занятий знакомства с признаками орфограмм и развития орфографической зоркости через использование дидактической игры.Данные игры можно использовать самостоятельно на уроках русского языка для активизации учебного процесса.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №4 г.Бодайбо»

        

                                                                                       

Методическое пособие по русскому языку

1-2класс

Занятия

по развитию орфографической зоркости у младших школьников через   использование дидактической игры

                                                                                                                        Автор: Паршина

                                                                                                                 Наталья Александровна

                                                                                                                       Учитель начальных  классов

МКОУ «ООШ №4 г.Бодайбо

Содержание

Название

Стр.

1

Звуки гласные-согласные. Ударные-безударные гласные.

3

2

Парные согласные по глухости-звонкости.

4

3

Знакомство с признаками орфограмм для гласных.

4

4

Слова с гласными звуками в слабой и сильной позиции.

7

5

Слова с гласными в слабых и сильных позициях.

8

6

Слова с гласными звуками в сильной и слабой позиции.

9

7

Знакомство с признаками орфограмм для парных согласных звуков.

9

8

Парные согласные в слабой и сильной позиции.

12

9

Парные согласные в слабой и сильной позиции.

13

10

Парные согласные в слабой позиции.

14

11

Слова с гласными и парными согласными в слабых и сильных позициях.

15

12

Слова с гласными и парными согласными в слабых и сильных позициях.

16

13

Безударные гласные и парные согласные по глухости- звонкости в сильной и слабой позициях.

17

Список литературы

18-19

Занятие № 1

Тема: Звуки гласные-согласные. Ударные-безударные гласные.

Дидактическая задача: Актуализировать базу знаний детей по темам: «Гласные- согласные звуки и буквы», «Ударные и безударные гласные».

Цель: Закрепить умение отличать гласный звук от согласного, через проговаривание звуков. Закрепить умение определять ударный и безударный гласный через игровое упражнение.

Оборудование: рисунки с изображением муравья и «филина-почтальона»,

таблички с буквами, рисунки с изображением  домиков, с написанными на них словами.

                                          Ход занятия.

1. Актуализация знаний.

- На первом занятии, нам нужно вспомнить на какие две группы делятся наши звуки и буквы их обозначающие?

- А как вы отличите согласные от гласных? Сейчас мы посмотрим всеми ли это хорошо усвоено.

2. Игра-загадка «Помогите муравьишке добраться домой».

- Помогите муравьишке добраться домой. (У детей таблички с буквами).

п

ш

з

л

м

д

в

а

в

б

я

а

у

ё

в

м

о

ж

ю

р

т

л

п

г

т

я

з

у

ш

ы

э

е

я

к

ф

с

е

ц

х

б

в

и

р

а

и

т

э

п

о

р

м

к

Он пойдёт только по тем клеточкам, на которых написаны согласные.

Раскрасьте его путь. Наискосок ходить нельзя. Работу выполняете в парах.

-Какие же буквы остались?  Назовите их одним словом?

- Чтобы никогда их не путать, запомните стишок:

« Гласные поются и свободно льются,

А согласные за ними устремились,

Да за зубы и язык зацепились».

3. Игра-поручение «Куда доставить письма?»

-А что вы знаете о гласных? (Ударные - безударные).

- Как отличить безударный гласный от ударного? (Ударный гласный-это тот на который падает ударение и находится он в ударном слоге, а безударный наоборот).

-А что вы должны помнить о безударной гласной? ( Она может быть в «опасности»)

- Так вот, чтобы правильно определить в «опасности» гласный или нет, вы должны безошибочно уметь ставить ударение в слове.

Сейчас потренируемся - поиграем в игру « Куда доставить письма?»

 У вас на столах картинки с изображением домиков, на которых написаны названия животных. Письма нужно принести в те дома, на которых слова с ударением на втором слоге. Ударную гласную выделите знаком ударения, а безударные подчеркните. Найдите эти дома и прикрепите на доску. Проговорите слова.

(Кабан, сова, лиса, заяц, бобёр, сорока, кошка, мыши, медведь, ворона, собака, кролик, воробей, песец).

Работаем в группах.

Проверка.

4. Итог.

- Что вспомнили при помощи игр?

3

Занятие № 2.

Тема: Парные согласные по глухости-звонкости.

Дидактическая задача:  Актуализация знаний детей по теме «Парные согласные по глухости и звонкости».

Цель: Развивать умение дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закреплять знания о парных звонких и глухих согласных через игровые упражнения.

Оборудование: Сигнальные карточки, карточки с парными согласными звуками.

                 

                                    Ход занятия.

1.Вводная беседа.                                                                                                          

  - На прошлом занятии мы вспомнили, что звуки нашего языка делятся на

гласные и согласные, что гласные могут быть ударными и безударными. А сегодня мы поговорим о согласных звуках.

-На какие группы можно разделить все согласные звуки? (Парные - непарные, звонкие - глухие, твёрдые – мягкие).

- Остановимся на парных звуках по глухости- звонкости.

-Какие звуки называются глухими? Звонкими?

- Сейчас вспомним эти пары.

2. Игра«Найди пару».

- Мы разделимся на две команды. Игроки первой команды по очереди называют звонкие согласные звуки, а игроки второй команды в ответ должны назвать парный глухой. (На доску прикрепляются карточки со звуками).

3. Игра-загадка «Глухой или звонкий»?

      -        У каждого ученика сигнальная карточка (с одной стороны буква Г (глухой согласный),  с другой стороны буква З ( звонкий).

Я называю слова с начальными парными согласными, а вы поднимаете соответствующую сигнальную карточку. Кто ни разу  не ошибётся –тот и победит.

Балка – палка, , правый – бравый, бочка – почка, блеск- плеск, фляга – влага, кости – гости, шест – жест, слой – злой, дрова – трава, горка – корка, том –дом, жили – шили.

 4. Итог        

-Какие звуки тренировались сегодня различать? А для чего нужно уметь их различать?

-Давайте хором их произнесём.

Занятие № 3.

Тема: Знакомство с признаками орфограмм для гласных.

Дидактическая задача: Раскрыть общий опознавательный  признак орфограмм для гласных звуков.

Цель: Развивать умения находить по опознавательному признаку гласные в слабой позиции через игру.

Оборудование: схемы звуков, знаки для общей схемы, таблички со словами, картинки с изображением сосны, насоса, реки, лисы,мячей,

                                         

4

Ход занятия.

1. Актуализация опорных знаний.

- На прошлых занятиях мы вспомнили какие бывают звуки, напомните мне.

- Какими могут быть гласные?

- А какие гласные попадают в «опасность»?

2. Игра-исследование «Исследователи».

 -Сегодня мы представим себя исследователями, и если будем делать всё правильно, то сделаем очень важное открытие, которое поможет безударным гласным.

- Итак, вы сказали, что в «опасность» попадают безударные гласные, значит что скажете об ударных?

-Отметим это схемой, на которой гласный обозначим-О, а букву- Б.

 О - ! – Б - Скажите, что обозначает эта схема? (Если гласный под ударением, то пишем ту букву, которую он обозначает.)

- А сейчас взгляните на картинку. Что это?(сосна)

-Произнесите слово, найдите ударный слог.

Сколько слогов? Назовите первый. Обозначьте схемой. (Один ученик выполняет задание у доски, остальные на партах.) Назовите второй. Дополните схему.

- А теперь взгляните на схему, которая уже есть на доске :                                 Не слово ли это сосна? Проверим.        

-Какое же это слово? Я вам помогу:

На велосипеде я катался.

Вдруг спустило колесо.

Что же мне теперь поможет?

Накачать как колесо?

- Какое же слово задумано? (насос) Проверьте для него ли приготовлена схема? Выложите у себя на партах схему этого слова. На доске:

           

-    
 

-

-А сейчас попробуем сделать открытие! Сравните первые слоги в наших словах: произнесём их хором: САсна – НАсос

-Назовите гласные звуки в этих слогах. ([а]-[а])

- Одинаковые они или разные? Можно эти два звука обозначить одним значком? Как договаривались обозначать гласные?

-Обозначим-О.  Какой звук обозначили? (Гласный, безударный.)

- Итак, мы услышали в наших словах безударный гласный [а]. Теперь посмотрите, как написаны эти слова. Прочитаем их.( Чтение орфографическое).

-Какой буквой обозначен звук [а] в слове сосна?                                                               -Какой буквой обозначен звук [а] в слове насос?

        о

На доске: О<

                            а

-Как интересно! Звук один, а на «письменную работу» за себя отправляет две буквы! Какие ?

-Какое же открытие мы сделали? ( Звук один, а букв две.)

- А теперь ответьте: могу я сразу написать букву, если в слове есть безударный гласный [а]?  (Нет.)

-Почему? Какой можем сделать важный вывод?

5

- Если мы слышим безударный звук [а], то доверять ему нельзя. Такой звук – всегда «опасное место» или звук находится в слабой позиции.

- Но только ли безударный звук [а] может находиться в слабой позиции?

 -Посмотрите на картинки и произнесите слова. ( лиса, река, мячи)

- Сколько слогов? Какие это слоги? ( Слияния.) покажите схемами.           Какой слог ударный в этих словах? А какие гласные звуки слышите в безударных слогах? Произнесём для этого каждое слово отдельно.( звук близкий к [и])

- А теперь читаем, как пишутся эти слова. (На доске под схемами прикрепляются таблички со словами).

- Итак какая буква в слове лиса на месте безударного гласного? (буква- И).

- В слове река?(-Е). В слове мячи? (- Я).

- Так сколько букв вызвал на «письменную работу» безударный гласный [и]?

-Какой важный вывод делаем? ( Если слышим безударный гласный [и], то доверять ему нельзя. Такой звук – всегда «опасное место» или звук находится в слабой позиции.)

Обозначим наше открытие схемой:

      и

О   е

      я

     

- Теперь посмотрите как можно эти две схемы заменить одной общей .

      Б1

О    Б2

      Б3

Что можно рассказать по этой схеме? ( Если слышим безударный гласный, то

доверять ему нельзя, т.к. он может отправлять на «письменную работу» две или три буквы. Такой звук – всегда «опасное место» или звук находится в слабой позиции).

- Я хочу открыть один секрет. Послушайте слова и скажите, что их объединяет: дым, ры/бы, плыл. ([ы]) В каком слове [ы] есть в слабой и сильной позиции? Произнесите 1-й слог. Какой гласный слышите? ([ы])

Произнесите 2-й слог. Какой гласный слышите? ([ы])

 Гласный [ы] и в сильной и в слабой позиции вызывает на работу одну букву.

Аналогично проводится работа со звуком [у]. (Слова: ум, суп, ру/ку)

 

На доске схемы: [ы] – Б  ;        [у] – Б;

А секрет в том , что в слабой позиции эти гласные не опасны.

3. Игра: «Опасно? Сообщи!»

- Я читаю слова, а вы внимательно слушаете. Если в слове есть безударные гласные [а], [и], т.е. «опасное место»- вы хлопните.

   Шары, дома, мал, парк, белка, зима, наш, Нина, столы, лист, трава, перо .

4. Итог.

- Какое же открытие мы сегодня сделали? (При ответе дети опираются на схемы.)

6

Занятие № 4.

Тема: Слова с гласными звуками в слабой и сильной позиции.

Дидактическая задача: Формировать умение различать на слух гласные звуки в сильной и слабой позиции.

Цель:  Развивать орфографическую зоркость через игровые упражнения со словами.

Оборудование: опорная схема, таблички для индивидуальной работы, таблица для самопроверки, круги разного цвета.

                                        Ход занятия.

1. Актуализация знаний.

 Повторение опознавательных признаков орфограмм для гласных. (С опорой на схему, составленную на прошлом занятии.)

2. Игра-шифровка « Крестики – нолики.»

 - Итак, мы повторили признаки по которым можно определить в каком положении  может находиться гласный звук. Сейчас мы посмотрим, как вы это усвоили. Для этого поиграем в игру: «Крестики – нолики».

- У вас на столах карточки с пустыми клеточками. Я диктую слова, а вы ставите в клеточку крестик, если гласный в слове находится в слабой позиции; нолик, если гласный в сильной позиции и оставляете клеточку пустой, если гласный безударный, но находится «вне опасности».

Слова: гора, час, гриб, дубы;

  дождь, пирог, река, грач;

        доска, стрела, выход, осень.

Самопроверка.

- А сейчас сравните свою карточку с образцом.

+

о

о

о

+

+

о

+

+

+

+

О

- У кого так же, как у меня – закрасьте кружок, который в нижнем углу

цветным карандашом, а кто ошибался- поставьте (! )(это значит нужно быть внимательным)

3. Игра-поручение « Светофор».

- А сейчас слова будете называть вы. Для этого поиграем в игру «Светофор».

Я показываю красный кружок – называете слово с гласным в слабой позиции в первом слоге.

Жёлтый – с гласным в слабой  позиции, но он «вне опасности».

Зелёный- с гласным в сильной позиции.

4. Итог.

- В какие игры мы играли?

- А эти игры чему вас научили ?

7

Занятие № 5.

Тема: Слова с гласными в слабых и сильных позициях.

Дидактическая задача: Формировать умение зрительно различать гласные в слабой и сильной позициях.

Цель: Развивать орфографическую зоркость через игровые упражнения со словами, воспринимаемыми зрительно.

Оборудование: карточки для игры «Лото», фишки; табличка для самопроверки; наборы лепестков, на которых записаны слова.

                                                        Ход занятия.

I. Актуализация опорных знаний.

Повторение признаков орфограмм для гласных.

II. Игра-загадка «Лото».

Мы повторили признаки орфограмм для гласных. Сейчас эти помощники пригодятся при выполнении следующего задания. Вам предстоит построить фигуру, которую я задумала. Эта фигура у вас получится, если вы правильно выполните задание. Для этого мы сыграем в «Лото»-загадку.

Перед вами карточки со словами. Читаете слово, определяете, есть ли в нем «опасное место» гласного, для этого обязательно пользуетесь нашими «помощниками». Если опасное место в слове есть, накрываем это слово фишкой, если нет – оставляем открытым.

Игру проведем в парах, чтобы не дать друг другу ошибиться.

Когда выполните задание, посмотрим, у кого получилась задуманная мной фигура.

стул

ров

угол

сок

мир

лещ

волна

сестра

змея

кот

дворы

дети

залу

медведь

палка

Задание выполнено. Посмотрим у кого какая фигура получилась. Кому удалось разгадать мою загадку.

Самопроверка. Посмотрите так ли у вас получилось?

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Кто справился с заданием – пожмите друг другу руки.

У кого не получилось, давайте посмотрим, где вы ошиблись и исправим ситуацию.

III. Игра-соревнование «Цветик-семицветик».

Вы все знаете сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». И многие, а может и все мечтали, чтобы у вас был такой цветочек. Но такого цветочка у нас нет, и вот, что я придумала: давайте сами соберем такой цветочек и подарим нашим первоклассникам, у которых скоро будет праздник «Посвящение в ученики». Для этого проведем соревнование.

Разделимся на две команды по фишкам, которые у вас на партах: синие – 1 команда, красные – вторая команда.

Команды готовы! Слушаем задание.

Каждая команда получает набор лепестков. «Цветик-семицветик» составляем только из тех лепестков, на которых записаны слова с гласными в слабой позиции, чтобы правильно определить, пользуетесь признаками орфограмм. Побеждает та команда, которая не только быстро, а самое главное -правильно выполнит задание.

Победителям будет дано право вручить «подарок» первоклассникам.

Слова на лепестках: лето, свет, вода, рак, пчела, лег, звонок, котик, конь, цветы, крот, кошка.

Дети выполняют задание.

Подведение итога соревнования.

IV. Итог занятия.

8

-Чему учились сегодня на занятии? Какое знание вам помогло правильно выполнять задания в игре?

Занятие № 6.

Тема: Слова с гласными звуками в сильной и слабой позиции.

Дидактическая задача: Формировать  умение различать на слух гласные звуки в слабой и сильной позиции.

Цель: Развивать орфографическую зоркость через игровые упражнения со словами, воспринятыми на слух.

Оборудование: «осенние листья» двух цветов, карточка для самопроверки, красный карандаш.

                                             

Ход занятия.

1.  Организационный момент.

     Повторение опознавательных признаков орфограмм по опорной схеме.

2. Игра-соревнование «Ты мне -я тебе!»

  - У нас сегодня «листопад».(У доски лежат разноцветные листья). Сейчас каждый возьмёт один листочек.

   - Теперь разделимся на две команды: «Красные листочки» и «Жёлтые листочки». Сядем напротив друг друга.

   Участник первой команды читает слово со своего листочка – участник второй команды слушает и объясняет есть ли в этом слове гласный в слабой позиции, называет в каком слоге. Если ответ правильный , листочек отдаёте сопернику, если нет - он остаётся у вас. Но правильный ответ должен дать кто-то другой из команды соперников.

 Затем участник второй команды читает слово и т.д.  Победа за той командой, которая больше соберёт листочков.

Слова, записанные на листочках: дятел, птенец, дубок, дерево, грач, сосны, сосна, дожди, трава, роса, волна, дымок, дома, в лесу, ледок, ночка.  

3. Игра-шифровка «Соколиный глаз».

 Учитель читает предложение:

«Грибы растут в лесу».  

Дети составляют модель предложения, делят слова  на слоги, определяют ударный, под слогом, где есть безударный гласный ставят красную точку.

  Самопроверка.

4. Итог.

    -Чему научились на занятии?

Что запомнилось больше всего?

Занятие №7.

Тема: Знакомство с признаками орфограмм для парных согласных звуков.

Дидактическая задача: Раскрыть общий опознавательный  признак орфограмм

для парных согласных звуков.

9

Цель: Развивать фонематический слух. Формировать умение находить «опасные места» согласных звуков по опознавательным признакам, через дидактическую игру.

Оборудование: карточки со словами, схемы опознавательных признаков для парных согласных, сюжетная картинка с изображением леса, реки.

                                     Ход занятия.

1. Актуализация опорных знаний.

     Чтобы наша работа на занятии быстро продвигалась, вспомним одну из групп согласных. Для этого сыграем в игру  «Какая буква лишняя?»

На доске табличка с изображением букв: з, б, д, с, в, г, ж

- Какие это буквы? (согласные) Посмотрите внимательно и скажите, может какая- то  буква лишняя?(с) Почему? (Все обозначают парные звонкие звуки, а с – парный глухой.)

-Назовите пары ко всем парным звонким звукам.

2.Игра-путешествие « Найди признак».

 

а) На доске схемы слов в которые включен выбор букв.

п/б       ,           з/с        ,           т/д       ,           ж/ш        ,        в/ф      ,      г/к  ,

-Взгляните на схемы слов. Что их объединяет? (В словах есть выбор букв.)

Вы знаете, если при написании  слов есть выбор, какую букву написать, то это место в слове опасное. Так чтобы не ошибиться при написании слов, вовремя     определить «опасное место», нужно знать его признаки.

б)   -Вот сегодня мы должны отыскать опознавательные признаки для парных согласных звуков.

 -Для этого отправимся на прогулку в лес.

-Закройте глаза и произнесите слова: «Ау-ау! Мы уже в лесу!» ( В это время учитель открывает створки доски, на которой сюжетная картинка с изображением леса, реки, детей и т.д.)

-Итак, нас ждёт очень непростая работа, и если вы будете внимательными, то предметы, которые нас окружают в лесу, обязательно помогут найти опознавательные признаки для парных согласных звуков.

-Вперёд!

-Посмотрите, кто это под елью? (ёж) Запомните.

- Подойдём к реке. Что это за рыба плещется? (ёрш)

- Может эти животные спрятали один из признаков? Давайте проверим.

- Произнесите слово ёрш. Какой звук в конце слова слышите? [ш]

-Произнесите слово ёж. Какой здесь согласный звук слышите? [ш] (На доске)

-Посмотрите как записаны эти слова. Какие буквы в конце слов? ( Ёрш –ш, ёж- ж)             

-Сколько букв вызвал на «письменную работу» звук [ш] ? ( На доске: [ш] <

Какой можем сделать вывод? (Парный согласный в конце слова может вызвать на «работу» две буквы).

Давайте проверим этот вывод, вдруг это не так.

-Что это под осиной? (гриб) А что мы можем в нашем котелке из него сварить? (суп)

-Произнесите слово гриб. Какой звук слышите в конце слова? ([п] )

-Произнесите слово суп. Какой согласный звук слышите в конце этого слова? ([п])

10

- Посмотрите как записаны эти слова. Какие буквы вызвал на работу звук [п]?

( б и п)

-Вывод подтверждён? Значит первый признак нашли.

На доску вывешивается табличка со схемой вывода.(п/с-парный согласный, Б-любая буква, обозначающая парный согласный звук.)

Б1

П/С<

Б2          

-Повторите по схеме первый признак.

- А теперь самый главный и очень трудный вопрос: если слышишь на конце парный согласный звук, можно сразу писать букву? Правильно это очень опасное место в слове т.к. один и тот же звук может обозначаться разными буквами.

в)    -Поблагодарите животных за помощь и назовите их ласково. (Ёжик, ёршик.)

-Что произошло со словами? Произнесите ёжик, в какой звук превратился звук [ш]? ([ж]) Почему? (после него стоит гласный звук).

-Произнесите слово ёршик, после звука [р] какой слышите звук?( [ш])

Почему?

-Посмотрите, как написаны эти слова. Какой буквой обозначен [ж]? (ж)

-Какой буквой обозначен звук [ш]?(ш)

- Какой звук такая и буква. Почему? (После согласного стоит гласный)

-Значит какой делаем вывод?( Если после парного согласного слышится гласный, то пишем ту согласную букву звук, который слышим.)

- Скажу по секрету, вы нашли ещё один признак. Обозначим его схемой.

П/С- О!- Б

-Повторите его по схеме.

г)      -Пока мы искали второй признак, у нас уже сварился суп. Что нужно достать из рюкзака? (Чашки, ложки)

-Произнесите слово чашки, какой звук слышите перед звуком [к]? [ш] (На доске) А после него какой звук слышите: согласный или гласный? (согласный)

- Произнесите слово ложка, какой звук слышите перед звуком [к]? [ш]  А после него какой звук слышите: согласный или гласный?( согласный)

-Давайте посмотрим как пишутся эти слова.

-Какой буквой обозначен согласный [ш] в слове чашки ? ( ш)

-Какой буквой обозначен согласный [ш] в слове ложки? (ж)( Всё фиксируется на доске)

- Сколько букв вызвал на «письменную работу» согласный звук [ш]? (Две)

-Проверим  другой парный звук. Произнесите слово супчик, какой звук слышите перед звуком [ч]?( [п]).

- Произнесите слово грибки какой звук слышите перед звуком [к]?(п)

-Какой буквой обозначен согласный [п] в слове супчик?(п)

-Какой буквой обозначен согласный [п] в слове грибки?(б)

- Сколько букв вызвал на «письменную работу» согласный звук [п]? (Две)

-Какой вывод можно сделать? (Если после парного согласного слышится другой согласный, то парный согласный в «опасности», вызывает на «работу две буквы.)

-Это третий признак. Но в нём есть маленький секрет: если после парного согласного слышатся звуки [р],[н],[м],[л],[в], [р,],[н,],[м,],[л,],[в,], то парный согласный вне опасности.

Покажем это на схеме:

11

                    Б1

П/С-                  <

        кроме                        Б2

р,н,м.л,в

Повторим признак по схеме. Если парный согласный перед другим согласным, кроме р,н,м,л,в, то он в опасности, есть выбор букв.

г) А сейчас давайте сыграем в игру «Прятки» . К каждому признаку отыщем в «лесу» нужные слова.

( На картинке дети находят слова: куст, грибы, ягоды, берёза, травка, ягодка, рюкзак, рыбка, берёзка и т.д.)

  -Молодцы!

3. Итог.

     -Работали на занятии очень хорошо и сумели определить все  опознавательные признаки орфограмм для парных согласных, чтобы вовремя заметить «опасное место». Повторим их. (По схемам).

Занятие № 8.

Тема: Парные согласные в слабой и сильной позиции.

Дидактическая задача:  Формировать умение различать на слух парные согласные в слабой и сильной позиции.

Цель: Развивать орфографическую зоркость в определении сильной и слабой позиции парных согласных, через игровые упражнения со словами, воспринятыми на слух.

Оборудование :  схемы с опознавательными признаками для парных согласных, табличка с обозначениями, таблица для самопроверки.

                            Ход занятия.

1. Актуализация опорных знаний.

   Повторение по схемам опознавательных признаков орфограмм для парных согласных.

2. Игра-шифровка «Нарисуй узор».

 Всё, что мы повторили сейчас нам очень пригодится.

Я буду называть слова, если в слове есть слабая позиция парного согласного, вы это слово отмечаете определённым значком:

О- опасность на конце слова;

~ - опасность в середине слова;

! – опасности нет.

     -Если вы будете внимательными, помнить об опознавательных признаках парных согласных, у вас получится на листочках узор.

Учитель диктует слова: снег, голос, мышки, горка, дубки, пирог, гудок, травка, ягодный, узкий, город, дубок.

-   Готово? А теперь в парах сравните получившиеся узоры. У кого получились

одинаковые?

Самопроверка.

12

-Сравните свой узор с моим. У кого как у меня, ниже  нарисуйте красный кружок.

О О ~ ! ~  О О ~ ! ~ О О

3. Игра-эстафета «Волшебная палочка».

       

    -Cейчас слово вам. «Волшебную палочку» (ручку, карандаш, линейку) вы будете передавать друг другу в произвольном порядке. Первый у кого окажется в руках «Волшебная палочка»  называет слово с парным согласным в слабой позиции и передаёт палочку другому. Тот объясняет в каком месте (на конце слова или в середине) опасное место и после этого  передаёт палочку третьему, он называет слово и т.д.  Если кто-то ошибётся возвращает палочку обратно.

 Выполняя задание помните, что палочка «волшебная», поэтому у вас всё получится.

 4. Итог.    

     - Какие знания помогли вам быстро справиться с заданиями?

Занятие № 9.

Тема: Парные согласные в слабой и сильной позиции.

Дидактическая задача: Формировать умение различать парные согласные в слабой и сильной позиции при помощи зрительного анализатора.

Цель: Развивать орфографическую зоркость в определении сильной и слабой позиции парных согласных, через игровые упражнения со словами, воспринятыми зрительно.

Оборудование : схемы, наборы деталей  из цветного картона для составления пирамидки, карточки с предложениями, табличка для самопроверки, жёлтые карандаши.

                                            Ход занятия.

1.  Актуализация опорных знаний.

       Игра: « Что-то потерялось».

Сейчас я вам предложу схемы с признаками для парных согласных, но в этих схемах некоторые обозначения отсутствуют. Вам нужно их восстановить.

Работать будете в группах.

(Детям раздаются карточки , они дополняют схемы, рассказывают, что у них получилось.)

2.Игра-соревнование «Построим пирамиду».

      -В следующем задании вам нужно построить пирамидку. У вас на столах детали от этой игрушки, как они должны располагаться, вам известно. А вот строить вы её будете только из тех деталей, на которых по вашему мнению написаны слова с парными согласными в слабой позиции. Работать продолжите в группах. Чтобы не ошибиться, обязательно обсудите  между собой правильность выбора каждого слова.

   Проверка. Сравните свои пирамидки с другими, если они совпали, значит вы справились с поставленной задачей.

Слова для работы: мел, лес, дубы,  мяч, зной,  град, флажки,  нежный, червяк, кукушка, когти,  кровля, часики, сом.

3. Игра-поручение «Светлячки».

13

     -Продолжаем работать в группах. У вас на столах карточки с предложениями.

Внимательно читаете каждое слово и пользуясь признаками орфограмм для согласных определяете есть ли в слове парный согласный в слабой позиции, если есть-рисуем под ним жёлтый огонёк.

     Предложения: Мороз сковал речку и пруд. Ребята спешат на каток.

Самопроверка.

 На доске схема предложений с огоньками.

У кого  огоньки не совпали с образцом? Давайте разберём ваши несовпадения.

4. Итог.

  -Чему учились выполняя игровые задания? Что запомнилось больше?

Занятие № 10.

Тема: Парные согласные в слабой позиции.

Дидактическая задача:  Формировать умение различать зрительно и на слух парные согласные в слабой и сильной  позиции.

Цель: Развивать орфографическую зоркость в определении сильной и слабой позиции парных согласных, через игровые упражнения со словами, воспринятыми зрительно и  на слух.

Оборудование : карточки со словами, цветной карандаш.

                              Ход занятия.

1. Актуализация опорных знаний.

Договорка.

Для того, чтобы повторить признаки орфограмм для парных согласных, которые нам пригодятся сегодня в работе, я буду начинать, а вы продолжать хором.

   -Если на конце слова  парный согласный, то (это слабая позиция, есть выбор букв).

   -Если после парного согласного стоит гласный- (это сильная позиции, пишу ту букву, звук которой слышу).        

    -Если парный согласный перед другим согласным кроме л, м, н, р, в–(это слабая позиция, есть выбор букв).

2. Игра-загадка «Четвёртое лишнее».

1) Сейчас вам предстоит определить  какая орфограмма спряталась в словах. Для этого вы будете работать в группах. У каждой группы таблица, в которой четыре слова. Среди них одно слово лишнее. Нужно найти это слово, пояснить почему оно лишнее.  Определить, что объединяет остальные.

 2) После этого прочитать остальные слова так, как они записаны, запомнить и записать под свою диктовку. Парный согласный в слабой позиции  в словах выделить. Поменяться

работами и выполнить взаимопроверку.

3) Самооценка.

Подведение итога.

14

3.Игра-ловушка «Верите ли вы?»

-Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы если согласны ставите «+» и если не согласны, то « -«. Победа за тем, у кого все ответы совпадут с образцом.

-Верите, ли вы, что в слове бумажка парный согласный в середине слова находится в слабой позиции?

- Верите, ли вы, что в слове крот парный согласный на конце пишется так, как слышится?

- Верите, ли вы, что в слове грибы все парные согласные в сильной позиции?

- Верите, ли вы, что в слове сладкий парный согласный в слабой позиции находится в середине слова?

- Верите, ли вы, что в слове низкий нет парного согласного в слабой позиции?

- Верите, ли вы, что в слове кнопка парный согласный в слабой позиции находится в середине слова?

- Верите, ли вы, что в слове флажок парный согласный в слабой позиции находится в конце слова?

- Верите, ли вы, что в слове верхушка есть парный согласный в слабой позиции?

- Верите, ли вы, что в слове канавки все парные согласные в сильной позиции?

- Верите, ли вы, что в слове шкаф два согласных находятся в слабой позиции?

 Самопроверка:

+, -, +, +, -, +, +, +, -, +. (Ошибки разобрать).

Если нет ошибок нарисуйте цветной кружок, если ошиблись поставьте (!).

4. Итог.

Занятие № 11

Тема: Слова с гласными и парными согласными в слабых и сильных позициях.

Дидактическая задача: Формировать умение зрительно определить слабые позиции гласных и парных согласных.

Цель: Развивать орфографическую зоркость, через игровые упражнения со словами, воспринятыми зрительно.

Оборудование: Тексты на карточках, текст стихотворения на доске, цветные мелки.

                                                         Ход занятия.

I. Актуализация опорных знаний

Повторение признаков орфограмм для гласных и согласных проводится в виде «Аукциона».

II. Игра-соревнование «Кто первый придет к финишу».

а) – Чтобы вы могли себя проверить на сколько хорошо вы запомнили признаки орфограмм для гласных и парных согласных, вам предстоит глазками пробежать по дорожке из слов.

Перед вам текст, каждое слово, которое обозначено цифрой.

Ребята 1-го варианта выписывают цифры, которые соотносятся со словами, в которых есть гласные в слабой позиции, а ребята 2-го варианта выписывают цифры, которые соотносятся со словами с парными согласными в слабой позиции.

Стартуем от 1-го слова, последнее слово – это финиш.

В результате выполнения у вас получится «цифровая дорожка».

Победителями будут те, кто правильно составит «цифровую дорожку».

Текст: Кругом снег. Дети лепят снеговика. Он хорош. Все рады снегу. Пес Шарик тоже рад.

- Чтобы выполнить все правильно, не забываем про помощников.

б) Выполнение задания.

в) Самопроверка:

1-в: 1,№,4,5,9,10,12,13

2-в: 2,4,7,8,11,12,14

- Почему в «дорожках» есть одинаковые цифры?

Самооценка: (!-молодец, о – старайся, думай)

15

г) Разбор ошибок.

III. Игра-соревнование «Кто найдет?»

а) А сейчас мы проведем соревнование.

Разденемся на 3 команды по значкам на ваших карточках.

∆ - первая команда

О - вторая команда

     - третья команда

Слушаем условие игры. На доске записано стихотворение.

Оно условно разделено на 3 части. 1 часть для 1 команды, 2 – я для второй, 3 – я для третьей.

- Свекла где растет?                          - Грядка. Нет чего?

- На грядке.                                        - Нет грядок.

- Буквы пишут где?                            - А тетрадка?

 -В тетрадке.                                             - Нет тетрадок.

- Любим мы играть?                        -Что мы утром чистим?

- В снежки.                                       - Зубки.

- Есть на праздник?                         - Одеваем в холод?                                                                                                              

-Пирожки.                                         - Шубки.

                                                                                                                                           

-Зубки.

-Изменяем: зубы.

-Шубки

-Изменяем: шубы

-А снежки?

-Идет снежок.

-Пирожки?

-Съел пирожок.

Участники команд по очереди подчеркивают в слове, своего отрывка стихотворения, красным мелком слабые позиции гласных и синим-слабые позиции согласных. В команде объясняем свой выбор.

Побеждает та команда, которая все выполнит правильно.

б) Выполнение задания.

в) Подведение итогов. Проверяем все вместе, если согласны- хлопаем, не согласны – топаем.

IV. Итог.

- Когда гласный бывает в слабой позиции?

- Когда согласный бывает в слабой позиции?

Занятие № 12

Тема: Слова с гласными и парными согласными в слабых и сильных позициях.

Дидактическая задача: Формировать умение различать на слух гласные и парные согласные в слабой позиции.

Цель: Развивать орфографическую зоркость через игры со словами, воспринятыми на слух.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, мелодии, «палочка», табличка для самопроверки.

                                             

16

Ход занятия.

I. Актуализация опорных знаний. Повторение признаков орфограмм для гласных и согласных.

«Кто больше?»

Ребята по очереди называют признаки орфограмм – на доске «появляются» опорные схемы.

II. Игра-эстафета «Музыкальная палочка».

а) Сейчас посмотрим, как вы можете определить на слух слабые позиции гласных и согласных звуков, зная признаки слабых позиций. Для этого мы поиграем в игру «Музыкальная палочка».

Встанем все в круг, у первого игрока в руках «Палочка».Она движется до тех пор, пока звучит музыка. Как только музыка останавливается, тот, у кого в этот момент палочка, должен ответить, какой звук, в названном учителем слове, находится в слабой позиции (объясняем свой выбор). Если таких звуков несколько, то называем все, которые слышим.

Например: слово: «ложки» - в этом слове: согласный звук [ш] в слабой позиции, т.к. перед другим согласным; в этом слове гласный звук [и] в слабой позиции, т.к. он безударный.

После ответа «палочка» под музыку движется дальше и т.д.

Слова: сказка, трава, крик, мышка, жук, кормушка, смешной, медком, книга, дед, свеча, друг, пенал, морс, сорока, ромашка.

б) Практическое выполнение задания

в) Подведение итогов

Победителей определите сами.

- Кто лучше всех давал ответы?

III. Игра-шифровка «Острый слух».

а) – А сейчас нам предстоит определить у кого же из вас самый острый слух. Я продиктую вам предложение, если вы слышите, что в слове есть парный согласный (по глухости-звонкости) или гласный в слабой позиции – вы на месте звука не пишите никакой буквы, а делаете прочерк, т.е. пропуск буквы. Побеждает тот, кто больше всех в нужном месте сделает пропусков.

б) Записываем.

В золотой наряд оделись сады и леса.

в) Проверим.

Посчитайте у кого сколько пропусков.

Запишите числом.

У кого 5? 6? 7? 8? 9?

- А у кого 10? Встаньте. (если 10 нет, то 9)

Сегодня вам присваивается звание «Ученик- «Острый слух».

Сейчас сверьте свои работы с образцом, и давайте объясним каждый пропуск.

_з_л_той н_ря_ _дел_ _ь  с_ды и л_са.

IV. Итог.

- Чему учились сегодня на занятии?

Занятие № 13. 

Тема: Безударные гласные и парные согласные по глухости- звонкости в сильной и слабой позициях.

Дидактическая задача:  Формировать умение различать зрительно и на слух  безударные гласные и парные согласные в слабой и сильной  позициях.

Цель: Развивать орфографическую зоркость в определении сильной и слабой позиции парных согласных, через игровые упражнения со словами, воспринятыми зрительно и  на слух.

Оборудование: плакат  со словами, перфокарты, цветные карандаши.

17

        Ход занятия.

1. Актуализация опорных знаний.

 Повторение опознавательных признаков орфограмм по схемам.

2. Игра-соревнование «Видимо – невидимо».

        -Перед вами плакат со словами. Для того, чтобы работать с этими словами мы разделимся на две команды. Ребята первой команды будут выбирать слова, в которых есть гласные в слабой позиции, а ребята второй команды – слова, в  которых  есть согласные в слабой позиции.

Слова: кисть, клюв,  гудки, глаз, клуб, флаг, сквер, снежки, мячи, руки, кроха, утро, гроза, заяц,  число.

Послушайте правила выполнения задания:

 - читаете все слова.

 - выбираете слова с заданной орфограммой.

 - прочитываете выбранные слова так, как они записаны.

 - в команде проговариваете их друг другу так, как написаны слова.

 - плакат убирается, а вы записываете эти слова.

Проверка.

Команды обмениваются записями. Проверяющие исправляют ошибки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, дают словесную оценку.

- Если вы были очень внимательными, скажите, какое  слово записали обе команды?

3. Игра-шифровка «Примите телеграмму».

-Сейчас вам предстоит принять телеграмму. Я буду диктовать слова, а вы определять, какая орфограмма в каждом слове (т. е. какой звук в этом слове в слабой позиции), затем обозначать нужным значком орфограмму в перфокарте цветным карандашом. Чтобы правильно составить телеграмму, давайте познакомимся со значками:      - безударная гласная в слабой позиции;    

        - парный согласный в слабой позиции;

оставляете пустым, если в слове нет орфограммы.

Слова: нора, год, пляж, пятно, лицо,

        перо, сон, груз, гром, дела,

        след, ножи, холмы, мост,сад.

Самопроверка.

Оцените свою «телеграмму» - без ошибок –цветной кружок,

                                                   - ошиблись –(!)

4. Итог.

 - Какое задание вам больше всего запомнилось? Что это задание помогло вам усвоить?

18

                                                  Список литературы

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. – М., 2004.
  2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.-С.82,100.
  3. Бутаков В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов,- М., 2000.-С.3.
  4. Виноградов В.В. Вопросы русской орфографии. - М., 1964 – С.16.
  5. Гальперии П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии – 1963. - № 5 – С.16,63.
  6. ГазманО.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М., 1987.
  7. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.- 12-е изд.- М.,1963. – С.35.
  8. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1973.-С.15,42.
  9. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа – 1988 - № 10 – С.74.
  10.  Жедек П.С. Репкин В.В. Из опыта изучения закономерностей русской орфографии //Обучение орфографии в восьмилетней школе / Под ред.М.М. Разумовской.- М., 1974.
  11.  Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М.,1958.
  12.  Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). – М., 1965.
  13.  Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уроках // Начальная школа – 1988 - № 10 – С.39.
  14.  Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. – Л., 1977.- С.3,48.
  15.  Игры – обучение, тренинг, досуг. /Под ред.В.В. Петрусинского. – М., 1998.
  16.  Конышева Н.М. Игры в учебном процессе. // Начальная школа.–1984-№ 5.
  17.  Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу в первом классе. // Начальная школа.- 1994.- № 12.
  18.  Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М.,1983.
  19.  Методика грамматики и орфографии в начальных классах /Под ред.Н.С. Рождественского. – М., 1979.
  20.  Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск, 1989.
  21.  Морозова М.Я., Петрова Е.Н. Грамматические игры для начальных классов. – М.,1963.
  22.  Панов М.В. И всё-таки она хорошая: Рассказы о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 1964.
  23.  Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4).- М.,2001.
  24.  Программы развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). – М., 1992.
  25.  Рамзаева Т Г. Русский язык. Учебник для 2, 3, 4 классов. – М.,2002.
  26.  Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М., 1978.
  27.  Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т.  – М., 1974 – Т.2. - С.96,256.
  28.  Эльконин Д.Б. Психология игры.– М., 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости в младших классах

Выступление на школьном методобъединении, в рамках обобщения опыта....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....

«Современное образование. Игра на уроках русского языка как средство развития орфографической зоркости у младших школьников»

Формирование орфографической грамотности - главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников....

«Развитие орфографической зоркости у младшего школьника через использование дидактической игры»

laquo;Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» Возможно ли в условиях традиционной с...