Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Благодарова Елена Анатольевна

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Первая группа упражнений, нацеленные на пропедевтику развития орфографической зоркости, включают такие задания:

1. Орфографическое чтение (читай, как пишем).

2. Орфографическое чтение (читай, как говорим).

3. Читай, как говорим, и читай, как пишем. На доске текст примерного содержания:

Из-под белого выглядывает черное, не мог разгадать, что они значат, пробиваются запахи разных трав, скрывались в кустах на проталинках и т.д.

На доске 50–60 слов. Он рассчитан на 3–5 минут орфографического чтения. Сам учитель фразы не читает. Дети читают их вполголоса, не мешая друг другу. Потом один ученик выходит к доске, становится лицом к классу. Учитель просит другого ученика, сидящего за партой, читать фразы орфографическим чтением. Дети следят, как ученик у доски произносит эти фразы.

4. Письмо с проговариванием по слогам. Например, «Кот, пишу к согласной о, пишу т» и т.д.

Вторая группа упражнений, направленная на выработку фонетико-графических умений, содержала задания:

1. Написание каких букв вы повторили? Какие звуки они обозначают? Приведите примеры слов с этими звуками. Какие это звуки, гласные или согласные? Докажите.

2. Детям показывается буква из разрезанной азбуки, они рассуждают: «Это буква эф, обозначает звуки [ф] и [ф’]. Это согласные звуки».

3. Назовите написанные на доске буквы: жшщцч. Сравните их. Чем похожи эти буквы? (Отличается графическое сходство; это буквы согласных звуков; каждая их этих букв в отличие от других согласных обозначается как один звук).

4. Обозначьте буквами разрезной азбуки гласные звуки слова «ребенок». Назовите одним словом остальные звуки.

5. В слове с непроверяемым написанием назовите гласные (согласные) звуки и буквы. Написание букв надо запомнить? Почему?

6. Назовите предмет, изображенный на картинке (белка). Перечислите согласные звуки в этом слове и обозначьте их буквами разрезной азбуки. Какие еще звуки могут обозначаться этими буквами? Приведите примеры.

7. В напечатанных текстах (2–3 предложения) подчеркните: 1-й вариант – все гласные, 2-й вариант – все согласные.

Третья группа упражнений содержит задания на целенаправленное списывание, письмо по памяти, комментированное письмо.

1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мосты, река, столбы).

2. Подбери к данным словам слова с безударными гласными. Сравни написание ударных и безударных гласных (косы – к.са, норы – н.ра, страны – стр.на).

3. Найди и подчеркни все гласные, которые надо проверить или запомнить: На языке у врага мир, а на сердце – война. Мир – земле, войну – войне.

4. В следующих пословицах подчеркните все парные и глухие согласные и звонкие, которые надо проверить или запомнить:

Язык мой – друг мой. Язык – стяг, дружину водит. Шутка – минутка, а заряжает на час.

5. Прочитайте «Мирную считалочку» М. Карема:

Солнце, воздух и вода,

Горы, реки, города, труд,

Веселье, сладкий сон.

А война пусть выйдет вон!

На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами. Какие слова можно проверить словами горы, реки? На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.

6. Спишите ряд родственных слов. Подчеркните проверочные слова.

Возит, воз, повозка.

Ездит, поезд, поездка.

Запишите еще одну группу однокоренных слов на данное правило.

Четвертая группа приемов, направленных на формирование орфографической зоркости учащихся – это различные виды диктантов. Среди которых наиболее полно отвечают целям развития способности видеть орфограммы диктант «Проверяю себя». Методика его подробно описана Кобызевым А.И., Заморзаевой Е.М.

В процессе письма ученик поставлен в такие условия, что он должен писать во всех случаях: и когда он уверен, что пишет правильно, и когда не уверен в этом. В интересах обучения учителю важно выявить все эти сомнения. Диктант «Проверяю себя» помогает выявить сомневающихся в написании той или иной орфограммы, сигнал учителю о том, что над этой орфограммой нужно продолжить работать.

Как же научиться своевременно обнаруживать и предупреждать скрытые ошибки? Как развивать способность учащихся видеть орфограммы, видеть те места, где при письме орфографическая ошибка?

Учащиеся получают установку: те орфограммы, в написании которых они сомневаются, пропустить, подчеркнуть место пропуска и написать на полях против этой строки букву «в» (вопрос). Таким образом осуществляется предупреждение ошибок.

После записи каждого предложения учитель выясняет, у кого в процессе письма возникли вопросы. Учитель видит, сколько учеников затрудняется объяснить написание и просит других учащихся ответить на вопросы товарищей. Отвечает кто-либо из школьников, не поднявших руку (т.е. из тех, у кого вопрос не возник и кто, следовательно, может объяснить написание). Иногда с помощью учителя может ответить и сам ученик, задавший вопрос. Если учащиеся не могут дать полного и четкого ответа, их объяснение уточняет учитель. Когда написание объяснено и ответ на вопрос получен, учащиеся, пропустившие орфограмму, вписывают ее, а допустившие ошибку, – исправляют. Если есть еще написания, в которых, по мнению учителя, учащиеся могут ошибаться, то вопрос задает сам учитель, хотя этого вопроса у учеников не возникло.

Для них, кто пропустил орфограмму в момент письма, диктант является предупредительным; для тех, кто только что исправил ошибку, он объяснительный. Вот как выглядит запись одного и того же предложения у разных учащихся.

До проверки:

1) в в в Ранн.м морозным утром я иду по зимн.му лесу.

2) Раннем морозным утром я иду по зимниму лесу.

После проверки:

1) ев Ранним морозным утром я иду по зимнему лесу.

2) ев Раннем морозным утром я иду по зимниму лесу.

Первый ученик, пропустивший орфограммы, затруднившие его, после проверки вставил пропущенные буквы, написал без ошибок.

Второй ученик после проверки исправил орфограмму, когда у него возник вопрос, и исправил тогда, когда вопрос не возник.

На уроках закрепления и обобщающего повторения текст для обучающего диктанта может быть насыщен орфограммами на различные правила, быть большим по объему.

Обучающий -проверочный диктант «Проверяю себя» позволяет учесть фактическую грамотность учащихся даже более точно, чем контрольный диктант, при этом контроль сочетается с обучением.

Пятая группа – орфографические пятиминутки на нахождение и обозначение орфограммы цифрой. Эти задания носили обучающий и проверочный характер, проводились, как правило, в течение 5–7 минут. Вот некоторые из этих заданий:

1. Списать текст, который записан на доске. Пользуясь памяткой, обозначить все изученные орфограммы (обозначение орфографическое):

Весной цветут сады. На деревьях появились почки.

2. Выберите из текста слова с безударной гласной, проверяемой ударением (орфограмма № 1) и парные звонкие и глухие согласные (орфограмма № 3), запишите их, обозначьте указанные орфограммы.

3. Словарный диктант (через копирку). Ребята пишут диктант через копирку. Один экземпляр сдают учителю, другой экземпляр предлагается группе учеников для проверки (обычно работа выполняется на 2 варианта)

Когда (система 1-й класс – 4-й класс), в начале урока 8–10 минут проводится «разминка», заключающаяся в повторении основных правил станет возможным предположить, что необходимые навыки сформированы проводятся контрольные диктанты с целью проверить прочность правописных навыков по изученной (изученным) теме (темам) разделу (разделам) Также «разминка» перед серьезной и длительной работой активизирует мыслительную деятельность учащихся, как показали результаты наблюдений (анализ работ учащихся) повышает их грамотность. К окончанию 4-го класса сформированы устойчивые навыки грамотного письма, орфографическая и пунктуационная грамотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...

«Развитие орфографической зоркости у младшего школьника через использование дидактической игры»

laquo;Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» Возможно ли в условиях традиционной с...

Занятия по развитию орфографической зоркости у младших школьников через использование дидактической игры.

Данный материал содержит подробное описание занятий знакомства с признаками орфограмм и развития орфографической зоркости через использование дидактической игры.Данные игры можно использовать самостоя...