Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Куприянова Татьяна Николаевна

 Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo.doc504 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников.

        Сейчас, параллельно своей проблеме я работаю над другой – формирование у младших школьников прочных орфографических навыков- одной из важнейших задач изучения русского языка в школе.

        Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение ее возможно при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок.

        Изучение состояния орфографической зоркости у учащихся свидетельствует о недостаточном уровне ее развития у младших школьников. По данным ученых, высокий уровень и выше среднего обнаружен у 27% учащихся, средний – у 28%, ниже среднего и низкий – у 45% учащихся. Картина удручающая.

         Часто слышишь от родителей фразу:,, Все правила знает мой ребенок, а пишет с ошибками!» это происходит потому, что ребенок не знает, где же эти правила применять. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией ,, правила отдельно, правописание отдельно,, в своем нынешнем 1 классе я применяю систему ,,опасных мест и букв-мин,,.(по Шкляровой) Рассказываю детям такую историю:,,Сапер идет через минное поле. Что у него в руках? Конечно же миноискатель. А как он его держит? Перед собой. Потому что если он будет тащить его сзади, помощь миноискателя саперу не понадобиться совсем.

        Так вот, когда мы учим правило, мы берем в руки миноискатель. Наша задача научиться носить его впереди, т.е. предвидеть ошибку, должны знать где в слове расположены опасные места, какие буквы являются ,,минами,,. Опасные места мы выделяем зеленой пастой. Для выделения орфограммы нужно знать ее опознавательные признаки:

        Для правописания безударных гласных- буквы о-а, е-и-я;положение в безударном слоге;

 

Для правописания парных звонких и глухих согласных – буквы г-к,з-с,ж-ш,в-ф,д-т,б-п; положение в конце слова и перед глухими согласными. Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографические сказки о звуках и буквах. Рассмотрим примеры таких сказок.

        Уже при чтении и письме первых слов с гласными  а-о, предлагаю детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказываю сказку о безударных гласных а-о:

       ,, Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной,  как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть.об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударение и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а или о. С тех пор эти дети пишут грамотно.»

         При чтении и письме слов с гласными е-и – напоминаю детям сказку о гласных а-о, сообщаю, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение. У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании гласных  о-а, е-и-я в безударном слоге.

 

Наглядно они показывают это зеленой пастой.

   Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. После знакомства с парными согласными, рассказываю детям другую сказку: ,,Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.»

         На уроке по теме ,, Звук /ч/, буква Ч, после характеристики звука /ч/ рассказываю сказку о букве Ч: ,,Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась:,, Я больше всех грибов набрала, я.я.я». Буквы рассердились: ,, Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я , отправили ее в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю , стала защищать букву Я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква Ч и сказала, что никогда не встанет с зазнайками Ю и Я рядом, а будет дружить только с А и У. Запомните, дети, слог ЧА пишем  с буквой А, слог ЧУ пишем с буквой У.»

 

Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия , т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.

      Сообщаю, что сильную позицию звука следует искать в той же части слова. Поэтому очень важными для учащихся являются умения изменять слова и подбирать родственные слова.

       Умению подбирать родственные слова способствуют словообразовательные упражнения. Словообразовательную работу начинаем с уроков обучения грамоте. Осознание учащимися словообразовательных связей

 

 

D:\Мои документы\Мои рисунки\школа\Изображение 044.jpg 

 

 

между словами выступает важным средством развития языкового чутья, помогает усвоить словарное богатство родного языка, а главное – формирует орфографическое умение подбирать однокоренные слова, ориентироваться в структуре родственных слов. Текстовый и иллюстративный материал ,, Азбуки,, Бунеева дает возможность для проведения работы над установлением словообразовательных связей. Такой же материал есть и в ,,Прописи,, Кроме выше названных орфограмм мы выделяем заглавную букву в начале предложения, точку в конце предложения, пробел между предлогом и словом, заглавную букву в именах людей, кличках животных, географических названиях.

Прежде, чем списать слово или предложение, мы карандашом делим слова на слоги, ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные и ост. орфограммы. Только потом пишем, выделяя опасные места . Вся эта работа сопровождается комментированием. Первое время на это уходило много времени. Но постепенно ребята привыкли работать ручками двух цветов.                    

Даже при написании диктанта многие успевают выделять опасные места, проверяя их. Не всем, конечно, это удается. Те , кому трудно в письме под диктовку выделять орфограммы, они после написания подчеркивают их. Время у нас на уроке очень ценно.

Поэтому ,настоящий урок ,по моему определению, это прежде всего урок, на котором на все и на всех хватает времени. Желаю вам всем, чтобы у вас  все уроки были настоящими.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"

Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфог...

Формирование орфографических навыков у младших школьников

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем....

Формирование орфографических навыков у младших школьников

Формирование орфографических навыков у младших школьников...

Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...

Программа практической части ВКР по теме «Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников».

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...