Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Изучение падежных окончаний имён прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа.
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных с твердой основой на ж, ш и с особенностями склонения имен прилагательных с мягкой основой на ч, щ.
Развивающие: развитие умения правильно подбирать падежные окончания имен прилагательных женского рода.
Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопросы); воспитание бережного и внимательного отношения к природе.
Оборудование: цветные карандаши, карточки с таблицей падежных окончаний имен прилагательных, карточки с оценкой у каждого учащегося, тетради, учебники
Ход урока
- Организационный этап
- Урок у нас сегодня необычный, мы отправимся с вами на прогулку. А куда, вы узнаете,
Отгадав загадку.
Город этот непростой,
Он дремучий и густой.
- Это – лес.
- Какой вы любите лес? Почему?
- В лес ходят летом по ягоды, осенью по грибы, а мы пойдем в лес за загадками. Что там грибы да ягоды! Найдешь, соберешь и успокоишься! А уж, коли, загадки разыщешь – покой потеряешь! Как нашёл загадку, так и отгадку её подавай. Пока отгадку ищешь, две новые загадки найдешь… Итак, в путь… в лес за загадками.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач
- Минутка чистописания
-Расшифруйте и прочитайте предложение, записанное цифрами.
13, 6, 9 – 15, 1, 26, 6 2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16.
Ученики соотносят цифру и букву алфавита, составляют предложение.
Лес – наше богатство.
- Запишите предложение. Объясните смысл предложения. Объясните постановку тире, разберите его по членам.
- Орфографическая минутка
- Запишите в тетради, подчеркните «ошибкоопасные» места, т.е. орфограммы.
(Учитель диктует сочетания слов)
Лесные цветочки, посветлело в лесу, золотая осень, курлычут журавли, осенние листья, земная красота, до весны хранит.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените. Зеленый кружок – все отлично, желтый – есть недочеты, красный – тревога.
- Какие орфограммы встретились?
3) Правописание окончаний имен прилагательных
- Заполните пропуски.
Перед дальн… дорогой, из горюч… смеси, на зелен… траве, в дружн… семье, рыж… лисицу.
- В какой части речи пропуски?
- В какой части слова?
- По какому признаку можно объединить эти словосочетания в одну группу? (Все женского рода)
3. Постановка темы и задач урока
- Какая тема урока? Какие задачи? Чем будем заниматься? Чему учиться?
4. Актуализация знаний
- Вспомним, что знаем о прилагательном. Задайте вопросы друг другу по теме «Имя прилагательное».
- А, теперь я задам вам свой вопрос . Как определить окончание прилагательного?
Вставьте окончания прилагательных. Проверьте написание (самопроверка). Проверка проводится фронтально
5. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности
Заполнение таблицы на доске, за партами по карточкам, работа в парах
Падеж /основа | твердая | мягкая |
Именительный | -ая | -яя |
Родительный | -ой | -ей |
Дательный | -ой | -ей |
Винительный | -ую | -юю |
Творительный | -ой | -ей |
Предложный | -ой | -ей |
Физминутка (быстро поморгаем, закроем глаза, представим на минутку, что мы в лесу, послушаем звуки леса)
6. Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в новых (измененных) условиях
1) Склонение прилагательных с твердой основой на ж и ш
- Просклоняем прилагательные пригожая и хорошая. Какая основа у этих прилагательных? Мы знаем, какие должны быть падежные окончания. (Дети склоняют в тетрадях: 1 вариант слово пригожая, 2 вариант слово хорошая)
- Что же получили? (Исключение из правила) Как вы думаете почему?
- Сделайте вывод! Какая особенность в написании падежных окончаний этих прилагательных?
2) Склонение прилагательных с мягкой основой на ч и щ
- Откройте учебник с. 8 упражнение 9. Прочитайте прилагательные могучая и настоящая. Определите тип основы. Мы знаем какие должны быть падежные окончания.
- Понаблюдайте, как склоняются прилагательные с мягкой основой на ч и щ.
- В каких падежах у имен прилагательных с мягкой основой на ч и щ , окончания такие же, как у имен прилагательных с твердой основой? (В именительном и винительном) Почему?
7. Самостоятельное выполнение практической части работы
1) Работа с текстом (Упражнение 2, с. 7)
У детей индивидуальные карточки с текстом.
- Прочитайте, спишите текст, вставьте пропущенные окончания.
Хорошо в березов… роще! Деревья покрыты ранн… листвой. Солнце проникает сквозь редк… сетку молод… листвы.
Зеленеет свеж… травка.
- Назовите прилагательные в именительном падеже, какие окончания?
- Назовите прилагательные в винительном падеже, какие окончания?
- Назовите прилагательные в предложном падеже, какие окончания?
- Назовите прилагательные в творительном падеже, какие окончания?
- Назовите прилагательные в родительном падеже, какие окончания?
- Назовите прилагательные в дательном падеже, какие окончания? (нет)
8. Обобщение и систематизация знаний и способов действий, полученных на уроке
9. Анализ и оценка итогов работы
Игра «Пятый лишний». Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение просьбу.
зеленый лиса
яркое лисий
свежая лисица
берегите лес
березовые лисёнок
- Получилось предложение Берегите лес!
- Запишите предложение самостоятельно, подчеркните орфограммы, объясните.
- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?
- Человек многое может. От человека, то есть от нас, зависит состояние природы.
Оценивание урока и своей работы
- Вот и подошла к концу наша прогулка в лес за загадками, вы хорошо потрудились. А теперь постарайтесь оценить свою работу на уроке, в тетрадях, у доски. Помогут нам те же смайлики, раньше мы оценивали работу одноклассников, а теперь свою. Поставьте себе отметку.
- Что понравилось, интересно ли было на уроке, справились ли мы с задачами, которые поставили перед собой в начале урока?
- У вас на партах лежат карточки с оценками, оцените наш сегодняшний урок. Соберем «урожай».
(в корзинку дети кладут свои «оценки» уроку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....