Однородные члены предложения
видеоурок по русскому языку (4 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями однородных членов предложения, учатся составлять предложения с однородными членами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе | 66 КБ |
Презентация к уроку русского языка в 4 классе | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Составила учитель начальных классов Кузнецова Наталья Анатольевна
Тема. Однородные члены предложения (общее понятие)
Цели. Ознакомление учащихся с особенностями однородных членов предложения, с тем, что однородные члены предложения бывают главными и второстепенными, с тем, как соединяются однородные члены в предложении.
Развитие умения составлять предложения с однородными членами и находить такие предложения в тексте.
Воспитание любви к родной природе, интереса к изучению русского языка.
Оборудование. Запись П.И.Чайковского «Времена года» («Октябрь»); картины «Ранняя осень», «Перелётные птицы», «Поздняя осень»; учебник «Русский язык 4 класс» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой; тесты для индивидуальной работы.
Ход урока.
- Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
Чтоб лукаво не мудрить и словами не сорить,
Но при этом без ошибок и писать, и говорить,
Собирайся, милый, в путь да смекалку не забудь.
Отыщи копилку знаний и сокровище добудь!
- Работа по развитию речи.
Учитель. Ребята, послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Во время прослушивания подумайте, о каком времени года это музыкальное произведение. Запомните то, что вы представили себе во время прослушивания музыки.
(Звучит музыкальное произведение «Октябрь»)
Уч. Понравилась ли вам музыка?
Дети. Да
Уч. Какое время года вы представили себе, слушая музыку?
Д. Мы представили осень
Уч. Какие картины вы представили себе?
Д. Мы представили лес, жёлтую листву на деревьях, медленно падающие листья, мелкий частый дождик.
Уч. Помог ли вам характер музыки представить осень?
Д.Да
Уч. Каков характер музыки?
Д. Эта музыка грустная, медленная, печальная, спокойная.
Уч. Выразите характер музыки в одном предложении, ответив на вопрос:
КАКАЯ ПРОЗВУЧАЛА МУЗЫКА?
(Один ученик пишет на доске с комментированием, остальные в тетрадях)
ПРОЗВУЧАЛА МЕДЛЕННАЯ, ПЕЧАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
Уч. Красивое описание осени даёт музыка. А теперь, посмотрите, какой красивой бывает осень на картинах художников.
(Рассматривание картины «Ранняя осень)
Уч. Опишите, что вы видите на картине.
Д. Ясное голубое небо, красные, жёлтые, оранжевые, коричневые листья на деревьях, спокойная вода в озере, пожелтевшая трава на берегу.
Уч. А какие изменения в жизни птиц происходят осенью
Д. Птицы улетают зимовать в тёплые страны
Уч. Посмотрите на рисунок «Перелётные птицы» и скажите, какие птицы улетают на юг?
Д. На юг улетают стрижи, журавли, ласточки, соловьи, скворцы.
Уч. Посмотрите на картину «Поздняя осень». Что произошло с небом, деревьями, водой в озере, травой?
(Выслушиваются ответы детей)
Уч. Внимание! Работа по группам. Составьте простые предложения, опираясь на картины и отвечая на вопрос
1 группа – КАКОГО ЦВЕТА БЫВАЮТ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ ОСЕНЬЮ?
2 группа – КАКИЕ ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ НА ЮГ?
3 группа – ЧТО ПРОИЗОШЛО С ТРАВОЙ ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ?
(Фронтальная проверка
- Осенью листья на деревьях бывают жёлтые. Осенью листья на деревьях бывают красные. Осенью листья на деревьях бывают коричневые. Осенью листья на деревьях бывают оранжевые.
- На юг улетают стрижи. На юг улетают соловьи. На юг улетают ласточки. На юг улетают журавли.
- Поздней осенью трава на лугах засохла. Поздней осенью трава на лугах завяла. Поздней осенью трава на лугах потемнела.)
- Новый материал
а) Составление предложений с однородными членами предложения.
Уч. Подумайте можно ли сказать о том же самом, но кратко – одним предложением.
( Три ученика записывают предложения на доске, остальные учащиеся записывают предложения в тетрадях
Осенью листья на деревьях бывают жёлтые, красные, оранжевые. На юг улетают стрижи, соловьи, ласточки. Поздней осенью трава на лугах пожелтела, засохла, потемнела.)
б) Грамматический разбор предложений
Уч. Давайте найдём и подчеркнём в предложениях грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
в) Выявление особенностей однородных членов предложения.
Уч. Чем необычно первое предложение?
Д. В первом предложении три определения.
Уч. На какой вопрос отвечают все три определения?
Д. Определения отвечают на вопрос - какие?
Уч. К какому слову относятся определения?
Д. Определения относятся к слову – листья.
г) Вывод правила об однородных членах предложения.
Уч. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову в предложении, называются однородными членами предложения
Уч. Есть ли однородные члены предложения во втором и третьем предложениях?
Д. Да
Уч. Докажите.
Д. Во втором предложении однородные подлежащие. Они отвечают на один вопрос – кто? и относятся к слову – «улетают».
В третьем предложении однородные сказуемые. Они отвечают на вопрос – что сделала? и относятся к слову – «трава».
Уч. Какими могут быть однородные члены предложения?
Д. Однородные члены предложения могут быть главными и второстепенными.
Уч. Найдите у себя в тетрадях ещё одно предложении е с однородными членами предложения.
Д. Это предложение о музыке.
Уч. Какие однородные члены предложения есть в этом предложении?
Д. Однородные определения. Они отвечают на вопрос - какая? и относятся к слову – «музыка».
4. Физкультминутка.
Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал по стёклам, пробежал по крыше.
Покачал тихонько ветками черёмух.
Пожурил за что-то воробьёв знакомых.
И расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда-то вперемешку с пылью
Уч. На письме однородные члены предложения соединяются запятой, а также союзами и, а, но.
Но запятая между однородными членами предложения ставится не всегда. Когда же ставить запятую, а когда нет? Это мы узнаем, выполнив упражнение №54 на странице 30. Запишем предложения и построим схемы однородных членов предложения.
Валя, Саша и Люба едут в поезде. О, О и О
Они видят поля, леса и горы. О, О и О
Мама не пойдёт с нами в лес.
Люба возьмёт для ягод не корзинку, а ведёрко. О, а О
Ищут ребята малину, но не находят О, но О
Они видят сыроежки, маслята, но не подберёзовики. О, О, но О
И поля, и леса, и сады ждут дождя. и О, и О, и О
Ребята любят и ягоды, и фрукты, и овощи. и О, и О, и О
д) Вывод правила о постановке запятой при однородных членах предложения.
Уч. Опираясь на схемы предложений, скажите когда же ставится и когда не ставится запятая при однородных членах предложения?
Д. Запятая при однородных членах предложения
ставится | не ставится |
|
|
- Закрепление нового материала.
Уч. Проверим, как вы усвоили всё то, о чём говорились сегодня на уроке. Перед вами лежат листочки с тестами.
Вы должны выбрать из предложенных ответов правильный и отметить его знаком «+»
- Однородные члены предложения относятся:
а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос; О
б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы; О
в) к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос. О
2. Выберете и отметьте значком «+» предложения с однородными членами предложения:
а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки. О
б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле. О
в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала. О
г) Ветер весело шумит, судно весело бежит. О
д) Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад и полезный сок. О
3. Поставьте, где нужно, пропущенные запятые:
а) Кот переплыл реку и выбрался на берег.
б) В зоопарке мы видели лисиц медведя слона.
в) Мороз сковывал полынью ночью и утром а днём отпускал.
г) Луна зашла за тучку но быстро выкатилась
д) Воздух наполнился ароматом и берёзы и тополя и черёмухи.
(Проверка правильности выполнения теста)
- Итог урока
Уч. С какими членами предложения мы познакомились на уроке?
Д. Мы познакомились с однородными членами предложения
Уч. Какие слова мы называем однородными членами предложения?
Д. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову в предложении, называются однородными членами предложения
Уч. Какие бывают члены предложения?
Д. Главные и второстепенные.
6. Домашнее задание.
Уч. Дома запишите в тетрадь три загадки, в которых встречаются однородные члены предложения. Подчеркните однородные члены предложения.
Вы должны выбрать из предложенных ответов правильный и отметить его знаком «+»
- Однородные члены предложения относятся:
а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос; О
б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы; О
в) к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос. О
2. Выберете и отметьте значком «+» предложения с однородными членами предложения:
а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки. О
б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле. О
в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала. О
г) Ветер весело шумит, судно весело бежит. О
д) Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад и полезный сок. О
3. Поставьте, где нужно, пропущенные запятые:
а) Кот переплыл реку и выбрался на берег.
б) В зоопарке мы видели лисиц медведя слона.
в) Мороз сковывал полынью ночью и утром а днём отпускал.
г) Луна зашла за тучку но быстро выкатилась
д) Воздух наполнился ароматом и берёзы и тополя и черёмухи.
Вы должны выбрать из предложенных ответов правильный и отметить его знаком «+»
- Однородные члены предложения относятся:
а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос; О
б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы; О
в) к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос. О
2. Выберете и отметьте значком «+» предложения с однородными членами предложения:
а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки. О
б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле. О
в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала. О
г) Ветер весело шумит, судно весело бежит. О
д) Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад и полезный сок. О
3. Поставьте, где нужно, пропущенные запятые:
а) Кот переплыл реку и выбрался на берег.
б) В зоопарке мы видели лисиц медведя слона.
в) Мороз сковывал полынью ночью и утром а днём отпускал.
г) Луна зашла за тучку но быстро выкатилась
д) Воздух наполнился ароматом и берёзы и тополя и черёмухи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Однородные члены предложения
Урок русского языка в 4 классе.Учитель начальных классов:Кузнецова Наталья Анатольевна
Цели урока:
ознакомление учащихся с особенностями однородных членов предложения, с тем, что однородные члены предложения бывают главными и второстепенными;ознакомление со способами соединения однородных членов в предложении;развитие умения составлять предложения с однородными членами предложения и находить такие предложения в тексте;развитие интереса к изучению русского языка;развитие умения видеть прекрасное в окружающем мире;воспитание любви к родной природе.
Чтоб лукаво не мудритьИ словами не сорить,Но при этом без ошибокИ писать, и говорить,Собирайся, милый, в путьДа смекалку не забудь.Отыщи копилку знанийИ сокровище добудь!
И. Левитан «Поздняя осень»
1. Какого цвета бывают листья на деревьях осенью? 2. Какие птицы улетают на юг? 3. Что происходит с травой поздней осенью?
Осторожно ветерЗа калитку вышел,Постучал в окошко,Пробежал по крыше,Покачал тихонько Ветками черёмух,Пожурил за что-тоВоробьёв знакомыхИ, расправив гордоМолодые крылья,Полетел куда-тоВперемешку с пылью. (С.Есенин)
Запятая при однородных членах предложения
ставится
не ставится
если между однородными членами предложения нет союзов;если однородные члены предложения соединены союзами а или но;если однородные члены предложения соединены повторяющимся союзом и.
если однородные члены предложения соединены неповторяющимся союзом и.
Тест «Однородные члены предложения»
Вы должны выбрать из предложенных ответов правильный и отметить его знаком «+» 1. Однородные члены предложения относятся:а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос; Об) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы; Ов) к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос. О 2. Выберете и отметьте значком «+» предложения с однородными членами предложения:а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки. Об) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле. Ов) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала. Ог) Ветер весело шумит, судно весело бежит. Од) Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад и полезный сок. О 3. Поставьте, где нужно, пропущенные запятые:а) Кот переплыл реку и выбрался на берег.б) В зоопарке мы видели лисиц медведя слона.в) Мороз сковывал полынью ночью и утром а днём отпускал.г) Луна зашла за тучку но быстро выкатиласьд) Воздух наполнился ароматом и берёзы и тополя и черёмухи.
Тест «Однородные члены предложения»
1. Однородные члены предложения относятся:а) к разным словам в предложении, но отвечают на один и тот же вопрос; б) к одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы; в) к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос. + 2. Выберете и отметьте значком «+» предложения с однородными членами предложения:а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки. +б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле. +в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала. +г) Ветер весело шумит, судно весело бежит. д) Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад и полезный сок. + 3. Поставьте, где нужно, пропущенные запятые:а) Кот переплыл реку и выбрался на берег.б) В зоопарке мы видели лисиц, медведя, слона.в) Мороз сковывал полынью ночью и утром, а днём отпускал.г) Луна зашла за тучку, но быстро выкатиласьд) Воздух наполнился ароматом и берёзы, и тополя, и черёмухи.
Итог урока
С какими членами предложения мы познакомились на уроке?Какие слова мы называем однородными членами предложения?Какие бывают однородные члены предложения?Когда между однородными членами предложения ставится запятая?Когда между однородными членами предложения запятая не ставится?
Домашнее задание
Выбрать из книг и записать в тетрадь три загадки, в которых встречаются однородные члены предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.
Урок руского языка Т.Г.Рамзаева, 4 класс...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".
Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...
сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)
Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...
Тема Однородные члены предложения. Постановка запятых при однородных членах предложения.
Технологическая карта урока русского языка....
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....