Урок-исследование. Размышляем над словами. Слово "доброта".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Что мы знаем о словах. УМК "Гармония" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Попова Т. Г.
Г. Южноуральск
Челябинской области
Урок-исследование по русскому языку.
Тема: Размышляем над словами.
Слово «доброта».
Цели:
- повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имён существительных, фонетический и словообразовательный разборы слов;
- закрепить название разделов науки о языке, знать, что изучает данный раздел;
- формировать умение распознавать конкретные и отвлечённые существительные;
- формировать представление о многозначности имён существительных и их роли в речи.
Оборудование:
портрет К.Д.Ушинского; карточки с понятиями и названиями разделов науки о языке; рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц; буквы на цветных карточках со словом «доброта»;
« Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник»; « Толковый словарь русского языка».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка темы и целей урока.
УЧИТЕЛЬ – В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание « В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих « сбережения» от злых сил ? Так, поговорка « В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что в « добрый час» можно говорить всё, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить всё, что думаем.
А сейчас я хочу задать вам очень простой вопрос: чему вы учитесь в школе?
ДЕТИ – Читать, писать, считать и решать задачи.
УЧИТЕЛЬ –Всё правильно. Но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог К.Д.Ушинский.
(учитель показывает портрет Ушинского)
- Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это
« деятельность без цели». Он напоминает нам, что мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: «Земля согревается солнышком, а душа – добротой».( пословица написана на доске)
- Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. Хотите прикоснуться к науке , быть исследователем? Тема нашего исследования – слово. Но слово это не простое, а очень важное.
- На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают тёплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках тёплых цветов, и составьте из них слово.
ДУМОБЛРКОСТА
Дети составляют слово «доброта»
- Что можете сказать об этом слове?
-Это исконно русское слово, которое люди используют с давних времён! Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Итак, в добрый путь по разделам русского языка!
3. Исследование по различным разделам языка.
(На доску прикрепляется карточка)
ЛЕКСИКА
УЧИТЕЛЬ – Что изучает лексика?
ДЕТИ – Лексика – раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
УЧИТЕЛЬ – Верно. Что же обозначает слово доброта ?В каком словаре русского языка мы найдём ответ на этот вопрос?
Дети работают в группах с «Толковым словарём русского языка».
- Образуйте однокоренное прилагательное. Что обозначает это слово?
Выслушиваются ответы детей.
- Вы назвали несколько значений слова добрый . Какой вывод можно сделать?
ДЕТИ – Это слово многозначное.
УЧИТЕЛЬ – Правильно. И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова-синонимы и слова-антонимы. Напомните мне, что такое синонимы? Что такое антонимы?
ДЕТИ – Синонимы – это слова, близкие по значению.
Антонимы – это слова, противоположные по значению.
УЧИТЕЛЬ – Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на доске:
добрые дела
добрый человек
добрый совет
добрые знакомые
Каждая группа получает для работы одно словосочетание.
Добрые дела – полезные, хорошие, нравственные дела.
Ужасные, страшные, скверные дела.
Добрый человек – добродушный, добросердечный, гуманный человек.
Злой человек.
Добрый совет – хороший, отличный, превосходный совет.
Плохой, никудышный, глупый совет.
Добрые знакомые – лучшие, близкие, дорогие знакомые.
Нехорошие знакомые.
УЧИТЕЛЬ – Обычно, раскрывая понятие, мы берём предметную картинку и говорим, например: «Это книга». А можно ли нарисовать доброту?
- Все существительные, которые обозначают конкретные предметы, можно пересчитать. Поэтому их так и назвали – конкретные существительные.(Карточка с понятием прикрепляется на доску)
К ним можно подставить имя числительное, например:две книги, три книги и т.д. А к нашему сушествительному можно подставить числительное и посчитать? Давайте попробуем.(Дети пытаются это сделать)
- Не получается? Так вот, такие существительные называются отвлечёнными (карточка с понятием прикрепляется на доску) Они, как правило, употребляются в форме только одного числа - либо единственного числа, либо множественного. Помните об этом, когда мы будем рассматривать это слово в других разделах языка.
- Но всё-таки вы попробовали на уроке рисования с помощью изобразительных средств изобразить доброту.(На доске – выставка рисунков детей)
- Посмотрите внимательно на эти рисунки. Вам было предложено выбрать, какое чувство изображать. И 17 из вас выбрали добрые чувства. Почему?
( На доску прикрепляется карточка)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
УЧИТЕЛЬ – Следующий раздел науки о языке, куда мы отправляемся, чтобы дальше исследовать наше слово, - это словообразование. Что такое словообразование?
ДЕТИ – Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов.
УЧИТЕЛЬ – Напомните, из чего могут состоять слова?
ДЕТИ –Слова могут состоять из корня, приставки, суффикса и окончания.
УЧИТЕЛЬ – Укажите строение слова доброта.
Что нужно уметь, чтобы правильно определить корень?
ДЕТИ – Подбирать родственные слова.
УЧИТЕЛЬ – Давайте проведём соревнование, какая группа больше подберёт родственных слов к данному слову.(Дети работают в группе, через две минуты зачитывают родственные слова к слову «доброта»)
УЧИТЕЛЬ – В « Словообразовательном словаре русского языка» Л.Н.Тихонова я нашла более 100 слов с корнем-добр-. Загляните и вы в этот словарь: выпишите сложные слова. Это какие?
( добродушный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный)
-Как пишутся корни в родственных словах?
(На доску прикрепляется карточка:)
ФОНЕТИКА
УЧИТЕЛЬ – Отправляемся в фонетику. Что исследует этот раздел языка?
ДЕТИ – Фонетика – наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.
УЧИТЕЛЬ – Вслушайтесь в слово « доброта» и скажите, сколько звуков /о/ в слове?
Выслушиваются ответы детей.
УЧИТЕЛЬ – У вас получились разные ответы. Выполним звуко-буквенный разбор слова и выясним: кто прав?
Один ученик работает у доски.
(д) д
(а) о
(б) б
(р) р
(а) о
(т) т
(а) а
3сл.
7зв. 7б.
УЧИТЕЛЬ - Сколько же звуков (о) в слове доброта?
ДЕТИ – Ни одного звука (о) в слове нет.
УЧИТЕЛЬ –Интересно, почему мы не слышим ни одного звука (о) в слове, а пишем в двух случаях букву о? Какой раздел науки о языке подсказывает нам, как правильно написать слово?
ДЕТИ – Орфография.
На доску прикрепляется карточка:
ОРФОГРАФИЯ
УЧИТЕЛЬ – Верно. Давайте посмотрим на слово с точки зрения орфографии. Какую орфографическую задачу необходимо решить?
ДЕТИ – Безударные гласные в корне и в суффиксе.
УЧИТЕЛЬ –Верно. Какую безударную гласную проверим подбором родственных слов? (в корне)
-Найдите среди записанных родственных слов проверочное .
-Как проверим безударную гласную в суффиксе?
ДЕТИ – По орфографическому словарю.(Каждый ученик самостоятельно находит слово в словаре и проверяет написание)
( На доску прикрепляется карточка:)
МОРФОЛОГИЯ
УЧИТЕЛЬ – Что исследует раздел морфология?
ДЕТИ – Морфология – это раздел науки о языке, который изучает части речи.
УЧИТЕЛЬ – Какой частью речи является слово доброта?
ДЕТИ – Именем существительным.
УЧИТЕЛЬ – Посмотрите в памятку «Части речи» и выполните разбор в тетради.
(Один ученик работает у доски)
Доброта – имя сущ.
Нач. ф. что? доброта
Неодуш.
Ж.р.
ед. ч.(отвлеч.)
( На доску прикрепляется карточка:)
СИНТАКСИС
УЧИТЕЛЬ – Что рассматривает синтаксис? Как объясняет Толковый словарь?
ДЕТИ – Синтаксис – раздел языка, который учит соединять слова с словосочетания и строить из них предложения. (Он изучается в средней школе)
УЧИТЕЛЬ – Прежде чем мы совершим путешествие в синтаксис, я бы хотела сделать одно отступление.У каждого человека - свои достоинства. Кому-то прекрасно даётся учёба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Вы прочитали на уроках внеклассного чтения много книг о добрых людях и добрых поступках. Сейчас я бы хотела, чтобы вы познакомились с короткой легендой о старом плаще. Но только ли о плаще, подумайте!
(У каждого ребёнка текст на карточке, один ученик читает вслух)
УЧИТЕЛЬ – Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает своё добро, а злой, наоборот, - тот, кто…( помнит своё добро и забывает свои грехи).
-Найдите в тексте предложение, в котором заключается ЭТА мысль текста.( Доброго человека дела славят!)
-Запишите это предложение. Дайте характеристику предложения.по цели высказывания (повествовательное),
по интонации (восклицательное).
Какие слова связаны друг с другом?( дела славят,славятКОГО? человека, человека КАКОГО? доброго).
УЧИТЕЛЬ – В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом.Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах.
-Какой раздел науки изучает фразеологизмы?
ДЕТИ – Фразеология.
УЧИТЕЛЬ – Вспомните, с каким фразеологизмом вы встретились в начале урока?(« В добрый час!»). В каком значении он ещё употребляется? Какой словарь нам поможет?
(Дети работают со словарём)
-Какие фразеологизмы употребляются в речи со словом добрый?
ДЕТИ: В добрый путь!
1. Доброе пожелание тому, кто уезжает.
2.Доброе пожелание при начинании какого-либо дела.
В добрый час!
1. Пожелание удачи, благополучия в пути при
расставании.
2. Пожелание удачи, благополучия при начинании
какого-либо дела.
Добро пожаловать!
Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение ( прийти, приехать, войти в дом…)
УЧИТЕЛЬ – Есть фразеологизмы, взятые из фольклора, как, например, добрый молодец. Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью.Добрый – обладающий положительными качествами, достойный уважения.
-А также фразеологизмы, рождённые в последнее время:
Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.
Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
УЧИТЕЛЬ: - МОЛОДЦЫ! Вы хорошо справились с заданием!
Итог урока.
УЧИТЕЛЬ – Мы сегодня рассмотрели слово доброта с разных точек зрения. Напомните, какие разделы науки о языке помогли нам в этом.
Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио.Учёный и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре ини стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты.Его уважали и любили.Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник.Доброго человека дела славят!Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.
Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.
Жили три брата: учёный, врач и почтальон по имени Марио.Учёный и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре ини стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты.Его уважали и любили.Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник.Доброго человека дела славят!Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.
Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс
Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет провести кр...
Урок - исследование "Что рассказало нам слово? Исследование слова "снег"
Урок проводится в устной форме, что является абсолютно новым подходом в обучении русскому языку....
Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс
Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова)....
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
Урок - исследование на тему "Корень слова. Однокоренные слова
Тип урока: урок «открытия» новых знаний (урок - исследование)Цели: формировать умение находить однокоренные слова и выделять в них корень, опираясь на смысловую составляющуюЗад...
Урок – исследование «Неизвестное и известном». Слово «счастье».
Повторить знания о существительном как части речи, грамматические признаки имен существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов.Познакомить с назва...
Продолжаем размышлять о словах. Слова-приятели 2 класс
Занятие с презентацией...