Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
2 класс ("Гармония")
Тема: Размышляем о словах. Что в слове главное?
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Технология: личностно-ориентированная.
Цель: показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова).
Задачи:
- развивать орфографическую зоркость, умение употреблять слова в правильном значении, монологическую речь учащихся;
- воспитывать умение внимательно относиться к лексическому значению слова, работать в парах, коллективе.
Оборудование: мультимедиа установка, толковый словарь русского языка С. Ожегова.
- Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: к уроку готов наш класс,
Мы начнем урок сейчас!
- Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения.
- Сегодня на уроке вы будете исследователями, а кто такой исследователь? (Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний)
.- А девиз нашего урока вы можете прочитать на доске. Ой, ребята, он рассыпался, давайте соберём предложение и узнаем девиз нашего урока.
Ужасно интересно все то, что неизвестно! - К чему призывает девиз? (открывать новые знания) |
-Что пригодится нам для открытия новых знаний? (внимательность, активность, умение слушать)
б) - Откройте тетради. Запишите: число, классная работа.
- Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше».
Теперь мы знаем, какой бывает речь: Составление кластера
Дети дополняют, сопровождая свой ответ показом схемы, вывешенной на доске.
У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?
Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.
|
2. Введение в тему. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?
Дети обсуждают варианты ответов.
- На перемене я услышала спор. Хочу попросить вас разобраться и помочь нашим спорщикам понять, кто из них главнее для человека.
(Выходят дети, на голове у них шапочки со словами: текст, предложение, слово)
Текст: “Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль”.
Предложение: “Но ты состоишь из предложений –значит, я главнее”
Учитель: “А слово не стало спорить. Оно решило, что каждый школьник сумеет постоять за него.
– Так кто же главнее для человека? (Главное для человека слово, т. к. без слов не будет ни текста, ни предложений. Для человека нужны и слова, и предложения, и текст, чтобы выражать свои мысли.)
Слово: “Выяснять кто же из нас главнее и нужнее человеку – только время тратить. Есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять
Постановка темы и целей урока
- Что предлагает сделать слово? (поразмышлять)
У. И мы спорить не будем, тем более, что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Как понимаете слово – «поразмышляем»?
Д. Размышлять – значит думать, мыслить.
Откройте учебники на с.4 и прочитайте о чём будем размышлять
Тема нашего урока - исследования «Что в слове главное ?»
Какую цель исследования поставим? (понять, что в слове главное)
Карточку вывешивает ученик-слово.
- Перед началом исследования предлагаю вам поиграть в игру «Пойми меня»
- Я даю толкование слова, а вам надо по его значению отгадать слово и записать в тетради.
Запишите с красной строки
- Этот овощ называют томат. (помидор)
- Огородное растение с продолговатым зелёным плодом. (огурец)
- Тёмно-голубой цветок, растущий на лугах и полях. (василёк)
(На доске записаны слова с окошками). К доске пойдёт Ваня вставит пропущенные буквы, поставит ударение и подчеркнёт орфограммы.
- Проверьте слова и подчеркните соединения букв, которые получились красиво, а которые не получились, напишите с новой строки ещё раз. (минутка чистописания)
Возьмите сигналы и покажите, как вы справились с этим заданием.
- Начинаем исследование.
Прочитайте задание в учебнике с.4 №275.
В четверг Мряка нашла 6 пусиков.
У. Поняли что–нибудь? Почему?
Д. Непонятные слова.
- А что говорит Антон?
У. Прочитайте задание к упр.
- Попробуем сделать это предложение понятным.
- Что для этого надо сделать? (заменить слова)
- Что может обозначать слово Мряка?
- Почему имя девочки?
- Что она могла найти?
- Какое предложение получилось?
- Запишем это предложение в тетради.
«В четверг Маша нашла шесть грибов».
Запись с объяснением «опасных мест», один ученик у доски.
У. Почему предложение стало понятным?
Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают.
ВЫВОД ИССЛЕДОВАНИЯ: Чтобы понять предложение, надо знать значение слов.
- Сравним наш вывод с выводом учебника стр.5.
Физминутка:
- Отдохнём. Встаньте, поиграем.
Я буду называть слово, если оно имеет значение, вы приседаете, если смысла нет, стоите на месте.
Коф, рот, доска, мялка, махать, чёрный, болка, плим, рисунок, внимательные.
- Молодцы. Умеете отличать слова.
- А как вы их узнавали?
- А сейчас я предлагаю ещё раз вернуться к правилу, с. 5.
- Прочитайте последнее предложение.
- Хочу обратить ваше внимание на слово «часто».
- Как вы думаете, почему именно это слово использовали авторы? (Не всегда).
- Да, бывают исключения из правил. Понаблюдаем за словами.
Наше исследование продолжается. - Посмотрите в учебнике задание №276.
Прочитать предложения.
Первой ко мне (на) день рождения пришла роза.
(У) дверей лежит шарик и громко лает.
– Почему они вызывают смех?
- Почему произошла путаница?
- Какая ошибка допущена?
- Почему нельзя допускать при письме таких ошибок? (смысл слова меняется)
Вывод исследования: - От чего зависит написание слова? Написание слова зависит часто от его значения.(написание значение)
- Запишите предложения, по вариантам, чтобы они перестали быть смешными. (2 у доски)
Работа со словарём.
- Где можно узнать точное значение слова?
- Словарей толковых много. Есть большие (С. Ожегова), маленькие (у нас в
учебнике).
У. Прочитайте слова. (замок - замок)
Подумайте, можете ли вы доказать, что в паре записаны разные слова? Догадайтесь каким условным значком это доказать. (ударением)
- Что происходит со словами в русском языке, если неправильно поставить ударение?
- Какой вывод исследования сделаем: от чего еще зависит значение, смысл слова? (Значение слова зависит от ударения. (Значение ударение)
Понаблюдаем за словами.
Откройте ТПО на с.3 упр.277. Прочитайте слова в парах.
Что можете сказать об этих словах?
Что надо сделать, чтобы эти слова стали разными? (поставить ударение)
Поставьте ударение.
У. Вам понятно значение всех слов?
– Значения каких слов не понятны? (Работа с толковым словарем учебника, с толковым словарем В.И. Даля)
У.В ходе исследования мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове – это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова.
- Подведём итог нашего исследования.
Ну, исследователи какую ещё тайну вы открыли? Что в слове главное?
На экране: тайна нашего языка…
- На следующем уроке мы продолжим работу над словом и узнаем, что
ещё может зависеть от значения слова.
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Рефлексия.
У вас на столах лежат листы «Мои успехи на уроке» оцените свою работу. Поставьте галочку в том окошке, где вы считаете высказывание верным.
Приложение к уроку
УЖАСНО
ИНТЕРЕСНО
ВСЁ ТО,
ЧТО
НЕИЗВЕСТНО!
ТЕКСТ
СЛОВО
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
Если в речи надо назвать что-то, мы используем_____________________.
Если хотим выразить мысль, нам нужно построить_______________________.
Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаём_________________________.
«Узелки на память»
- Главное в слове его _________________________________.
- Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
- Значение слова зависит от____________________________.
- Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.
* Составь предложение с этим словом.
«Узелки на память»
- Главное в слове его _________________________________.
- Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
- Значение слова зависит от____________________________.
- Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.
* Составь предложение с этим словом.
«Узелки на память»
- Главное в слове его _________________________________.
- Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
- Значение слова зависит от____________________________.
- Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.
* Составь предложение с этим словом.
«Узелки на память»
- Главное в слове его _________________________________.
- Важно знать точное _____________слов, чтобы грамотно говорить и писать.
- Значение слова зависит от____________________________.
- Поработай с толковым словарём в учебнике на с. 145. Найди слово «Пирога», запиши значение этого слова в тетрадь.
* Составь предложение с этим словом.
Мои успехи на уроке
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно
У меня остались пробелы в знаниях
Мои успехи на уроке
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно
У меня остались пробелы в знаниях
РЕЧЬ | УСТНАЯ |
ПИСЬМЕННАЯ | ЗВУКИ |
БУКВЫ | ТЕКСТ |
СЛОВО | ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
ЦЕЛЬ. ПОНЯТЬ, ЧТО В СЛОВЕ ГЛАВНОЕ.
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
Домашнее задание. с.5 задание, упр.280 – списать без ошибок,
- решить орфографические задачи,
- подчеркнуть орфограммы.
упр. 278* – из упр. 277 выписать слова с определенным значением, пользуясь
словарём. Составить предложение с одним из слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по ПНШ. "Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы."
Урок русского языка во 2 классе. УМК ПНШ. Региональный семинар....
Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельност...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
Урок русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными" 3 класс Школа 2100
Материал содержит конспект урока и раздаточный материал для учащихся...
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"
Методическая разработка урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)...
Технологическая карта урока русского языка ПНШ Тема: «Начальная форма слов- названий действий предмета» 2 класс
Учащиеся научатся: самостоятельно определять начальную форму слов- названий действий предмета, дифференцировать различные формы слова, оценивать результаты выполненного задания...
Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...