Продолжаем размышлять о словах. Слова-приятели 2 класс
методическая разработка (2 класс)

Решетова Ольга Юрьевна

Занятие с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sinonimy_v_nashey_rechi_.ppt1.2 МБ
Microsoft Office document icon sinonimy_v_nashey_rechi._urok.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это слова – «приятели» Они имеют близкое значение, но произносятся по-разному.

Слайд 2

Мы с приятелем вдвоём Дружно, весело живём. Я иду, и он шагает, Я смеюсь, хохочет он. Если грустно мне бывает, Он печалится со мной. Найдите в стихотворении слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по-разному и подчеркните их карандашом.

Слайд 3

Прочитайте правило на с.26. Прием «Инсерт» v - знал(а) + - новое для меня - - думал(а) иначе ? – не понял(а)

Слайд 4

красный алфавит огонь прыгать холодный бросать пламя ледяной алый азбука кидать скакать К слову из левого столбика найти близкое по значению слово из правого столбика. Соедините их линией.

Слайд 5

Небольшая кукла - Неглубокое озеро - Невесёлый мальчик - Пугливый заяц - Правая нога - Смелый человек - К словам, которые подчеркнуты, придумать и записать синонимы. маленькая мелкое грустный, печальный боязливый, трусливый храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный

Слайд 7

1. Лесовичок, лесной, лес. 2. Гигантский, большой, огромный. 3. Вода, подводный, водитель. 4. Горка, горку, горке. В какой строке записаны слова-синонимы?

Слайд 8

Спасибо за работу! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
  2. Адрес ОУ:   628400, г. Сургут, ул. Федорова 6
     Контактные телефоны: приемная: 25-64-59 (Факс), метод. кабинет: 25-64-60
  3. Учитель начальных классов Решетова Ольга Юрьевна

89224123395@yandex.ru, телефон: 26-25-32, 89224123395

  1. Урок русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся на тему: «Продолжаем размышлять о словах. Синонимы в нашей речи»

УМК «Гармония» 2 класс

Тема. Продолжаем размышлять о словах. Синонимы в нашей речи

УМК «Гармония» 2 класс

Цели.

  1. Повторить полученные знания об однокоренных словах;
  2. Провести наблюдение за словами и на его основе ввести термин «синонимы»;
  3. Развивать внимание, память, речь учащихся;
  4. Воспитывать интерес к русскому языку, коллективизм, самостоятельность.

Оборудование:     карточки разноцветные с заданиями для групповой работы  и работы в парах;  словарь синонимов; презентация

I  Организационный момент. 

Дети отвечаю хором

        Вы умные? (умные)

        Вы дружные? (дружные)

        Вы внимательные? (внимательные)

        Вы старательные? (старательные)

        Вы учиться любите? (любим)

- Пожелайте себе успехов, скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!»

 II. Повторение пройденного.

- На предыдущих уроках мы познакомились с родственными словами.

- Что вы знаете об этих словах?

 (1. у них общее значение,

  2. их можно объяснить с помощью одного и того же слова,

  3. у них общая часть - корень, корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

- Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные).

- Почему их так называют? (у них у всех одинаковый корень)

- Приведите пример однокоренных слов. (Вода, водяной, подводный – корень вод-; снег, снеговик, подснежник – корень снег-; зима, зимний, зимовать – корень зим-).

III. Изучение нового материала.

Слайд №1.

 1. - Мы сегодня познакомимся с новой группой слов. Эти слова живут очень дружно, они часто приходят на помощь друг другу, выручают в сложных ситуациях.

- Чтобы с ними подружиться, нам просто необходимо лучше о них узнать.

Слайд №1.

- А вот и они. Знакомьтесь. Это Сино и Ним.

Это слова-приятели. Они имеют одно и то же или близкое значение, говорят об одном и том же, но произносятся по-разному. С ними вы не раз встречались на уроках.

Слайд №2.

2. Работа в парах.

- Сино и Ним предлагают нам поиграть в прятки.

- Прочитайте стихотворение, в котором спрятались наши новые друзья и найдите их.

(1-читает вслух)

- Это стихотворение у вас записано на листочке жёлтого цвета 

- Перечитайте стихотворение. Найдите в стихотворении слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по-разному и подчеркните их карандашом.

Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём.

Я иду, и он шагает

Я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

- _________, подчеркни на доске слова, которые имеют одинаковое значение. (1 – на доске подчеркивает фломастером).

- Поднимите руку, у кого также?

3.Углубление знаний (приём “Инсерт”- чтение с пометками, направленное на осмысление правила)

- Откройте учебник на с. 26.

Слайд №3.

- Прочитайте правило в красной рамочке, делая пометки карандашом.

На доске: (Приложение «Инсерт»)                                                                                                          V- знал(а)                                                                              

 + - новое для меня                                                    

  - - думал(а) иначе, противоречит моим знаниям                    

 ? - не понял(а), есть вопросы                                                      

Дети анализируют правило после чтения.

(((- Что вы уже знали о словах?

- Что нового вы узнали об этих словах?

- Как в русском языке называются слова-приятели? (синонимы)

- Повторим новое название 3 раза, чтобы лучше его запомнить.)))

- Закройте учебники.

IV. Первичное закрепление.

Слайд №4.

На доске 2 столбика слов.

Сино и Ним предлагают нам сыграть в новую игру.

1. Самостоятельная работа.

Задание. К слову из левого столбика найти близкое по значению слово из правого столбика. Соедините их линией. Например, красный – алый.

- Это задание у вас записано на листочке синего цвета.  Соединить слова карандашом.

Красный

пламя

алфавит

ледяной

огонь

алый

прыгать

азбука

холодный

кидать

бросать

скакать

Проверка. 1ученик соединяет на доске, остальные сигнализируют руками.

- Как в русском языке называются слова-приятели? (синонимы)

- Что нового вы узнали об этих словах? (имеют одно и то же или близкое значение, говорят об одном и том же, но произносятся по-разному).

2. - Определим, к какой группе слов относятся слова-синонимы. (Слова названия: названия предметов, названия признаков, названия действий).

- Вы по цепочке определяете, к какой группе слов относятся данные синонимы, я подписываю фломастером на доске.

- К какой группе слов относятся слова-синонимы? (Среди этих слов нам встретились слова - названия предметов, названия признаков, названия действий).

Вывод: - Мы видим, что синонимы могут обозначать по-разному названия одних и тех же предметов (радость-веселье), названия одних и тех же признаков (радостный-веселый), названия одних и тех же действий (радоваться-веселиться).

3 Работа в группе (2 парты совещаются).

Слайд №5.

- Это задание у вас записано на листочке зеленого цвета 

- Наши новые друзья предлагают нам придумать и записать синонимы к подчеркнутым словам. Например: Небольшая кукла – маленькая.

Небольшая кукла – маленькая

Неглубокое озеро – мелкое

Невесёлый мальчик - грустный, печальный

Пугливый заяц – боязливый, трусливый.

Правая нога - …

Смелый человек - храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный.

Проверка. Назовите, какие синонимы вы подобрали к каждой группе слов.

-У одного слова может быть один, два, три и более синонимов.

Невесёлый, печальный, грустный – подружились 3 слова.

Смелый, храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный - подружились 5 слов.

Вывод: В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют. Например: правая нога.

 - Для чего нам предложили свою дружбу слова-синонимы? (Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он может выразить свою мысль).

- Кому было сложно подбирать синонимы к словам?

- Какой совет можно дать этим ребятам? (больше читать книги)

Слайд №6.

- Если вам однажды потребуется подобрать близкое по значению слово, при необходимости, вы можете воспользоваться Интернетом или словарем синонимов. Его можно взять в библиотеке.

V. Обобщение.                                Слайд №7.

Работа в парах.

В какой строке записаны слова-синонимы:

1. Лесовичок, лесной, лес (однокоренные, корень лес-).

2. Гигантский, большой, огромный (синонимы).

3. Вода, подводный, водитель (слова с одинаковым корнем, но значение у 3 слова другое, значит оно не однокоренное).

4. Горка, горку, горке (изменение слова, разные формы одного и того же слова).

Проверка. Покажите верный ответ на пальцах. Докажите, что вы правы.

VI. Творческое задание.

- Это задание у вас записано на листочках белого цвета. 

Выполните одно задание (по вашему выбору) к русской народной сказке «Чудесные лапоточки»:

1. Подчеркните одно из предложенных в скобочках слов-синонимов, которое, по-вашему наиболее точно передает смысл сказки. Проверьте по книге, какое из этих слов употреблено в сказке.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе (проведать, навестить).

А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт – (утомился, устал).

«Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну».

Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, незнакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под берёзку поставил, сидит, (ест, закусывает).

2. Подумайте, какими синонимами можно заменить слово «бежать»? Найдите это место в сказке, прочитайте его и перескажите.

Надел Аким лапти и побежал по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Бежит он мимо своей избы, а навстречу сыновья выбегают и спрашивают: «Тятенька, ты куда побежал-то?»

Слайд №8.

- Спасибо за работу.

VI. Итог. Вывод по уроку. Рефлексия

-Чему учились?

-Выберите знак.

      ! Хорошо знаю тему, могу объяснить другому.

      . Знаю, но объяснить не могу.

      ? Не уверен в своих знаниях. Нужна помощь.

Приложение к уроку

Задания (каждое задание напечатано на карточках разного цвета)

Задание 1. Найдите в стихотворении слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по-разному и подчеркните их карандашом.

Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём.

Я иду, и он шагает

Я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает,

Он печалится со мной.

Задание 2. К слову из левого столбика найти близкое по значению слово из правого столбика. Соедините их линией.

Красный

пламя

алфавит

ледяной

огонь

алый

прыгать

азбука

холодный

кидать

бросать

скакать

Задание 3. К словам, которые подчеркнуты, придумать и записать синонимы.

Небольшая кукла – _______________________________________________

Неглубокое озеро – _______________________________________________

Невесёлый мальчик – _____________________________________________

Пугливый заяц – __________________________________________________

Правая нога – ____________________________________________________

Смелый человек – _________________________________________________

Задание 4. 

Творческое задание.

Выполнить одно любое задание (по вашему выбору) к русской народной сказке «Чудесные лапоточки»:

1. Подчеркните одно из предложенных в скобочках слов-синонимов, которое, по-вашему наиболее точно передает смысл сказки. Проверьте по книге, какое из этих слов употреблено в сказке.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе (проведать, навестить).

А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт – (утомился, устал).

«Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну».

Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, незнакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под берёзку поставил, сидит, (ест, закусывает).

2. Подумайте, какими синонимами можно заменить слово «бежать»? Найдите это место в сказке, прочитайте его и перескажите.

Надел Аким лапти и побежал по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Бежит он мимо своей избы, а навстречу сыновья выбегают и спрашивают: «Тятенька, ты куда побежал-то?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

Урок-исследование. Размышляем над словами. Слово "доброта".

Что мы знаем о словах. УМК "Гармония" 3 класс....

Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс

Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс

Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова)....