Продолжаем размышлять о словах. Слова-приятели 2 класс
методическая разработка (2 класс)
Занятие с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_v_nashey_rechi_.ppt | 1.2 МБ |
sinonimy_v_nashey_rechi._urok.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы с приятелем вдвоём Дружно, весело живём. Я иду, и он шагает, Я смеюсь, хохочет он. Если грустно мне бывает, Он печалится со мной. Найдите в стихотворении слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по-разному и подчеркните их карандашом.
Прочитайте правило на с.26. Прием «Инсерт» v - знал(а) + - новое для меня - - думал(а) иначе ? – не понял(а)
красный алфавит огонь прыгать холодный бросать пламя ледяной алый азбука кидать скакать К слову из левого столбика найти близкое по значению слово из правого столбика. Соедините их линией.
Небольшая кукла - Неглубокое озеро - Невесёлый мальчик - Пугливый заяц - Правая нога - Смелый человек - К словам, которые подчеркнуты, придумать и записать синонимы. маленькая мелкое грустный, печальный боязливый, трусливый храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный
1. Лесовичок, лесной, лес. 2. Гигантский, большой, огромный. 3. Вода, подводный, водитель. 4. Горка, горку, горке. В какой строке записаны слова-синонимы?
Спасибо за работу! До новых встреч!
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
- Адрес ОУ: 628400, г. Сургут, ул. Федорова 6
Контактные телефоны: приемная: 25-64-59 (Факс), метод. кабинет: 25-64-60 - Учитель начальных классов Решетова Ольга Юрьевна
89224123395@yandex.ru, телефон: 26-25-32, 89224123395
- Урок русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся на тему: «Продолжаем размышлять о словах. Синонимы в нашей речи»
УМК «Гармония» 2 класс
Тема. Продолжаем размышлять о словах. Синонимы в нашей речи
УМК «Гармония» 2 класс
Цели.
- Повторить полученные знания об однокоренных словах;
- Провести наблюдение за словами и на его основе ввести термин «синонимы»;
- Развивать внимание, память, речь учащихся;
- Воспитывать интерес к русскому языку, коллективизм, самостоятельность.
Оборудование: карточки разноцветные с заданиями для групповой работы и работы в парах; словарь синонимов; презентация
I Организационный момент.
Дети отвечаю хором
Вы умные? (умные)
Вы дружные? (дружные)
Вы внимательные? (внимательные)
Вы старательные? (старательные)
Вы учиться любите? (любим)
- Пожелайте себе успехов, скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!»
II. Повторение пройденного.
- На предыдущих уроках мы познакомились с родственными словами.
- Что вы знаете об этих словах?
(1. у них общее значение,
2. их можно объяснить с помощью одного и того же слова,
3. у них общая часть - корень, корни в однокоренных словах пишутся одинаково).
- Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные).
- Почему их так называют? (у них у всех одинаковый корень)
- Приведите пример однокоренных слов. (Вода, водяной, подводный – корень вод-; снег, снеговик, подснежник – корень снег-; зима, зимний, зимовать – корень зим-).
III. Изучение нового материала.
Слайд №1.
1. - Мы сегодня познакомимся с новой группой слов. Эти слова живут очень дружно, они часто приходят на помощь друг другу, выручают в сложных ситуациях.
- Чтобы с ними подружиться, нам просто необходимо лучше о них узнать.
Слайд №1.
- А вот и они. Знакомьтесь. Это Сино и Ним.
Это слова-приятели. Они имеют одно и то же или близкое значение, говорят об одном и том же, но произносятся по-разному. С ними вы не раз встречались на уроках.
Слайд №2.
2. Работа в парах.
- Сино и Ним предлагают нам поиграть в прятки.
- Прочитайте стихотворение, в котором спрятались наши новые друзья и найдите их.
(1-читает вслух)
- Это стихотворение у вас записано на листочке жёлтого цвета
- Перечитайте стихотворение. Найдите в стихотворении слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по-разному и подчеркните их карандашом.
Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём.
Я иду, и он шагает
Я смеюсь, хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
- _________, подчеркни на доске слова, которые имеют одинаковое значение. (1 – на доске подчеркивает фломастером).
- Поднимите руку, у кого также?
3.Углубление знаний (приём “Инсерт”- чтение с пометками, направленное на осмысление правила)
- Откройте учебник на с. 26.
Слайд №3.
- Прочитайте правило в красной рамочке, делая пометки карандашом.
На доске: (Приложение «Инсерт») V- знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе, противоречит моим знаниям
? - не понял(а), есть вопросы
Дети анализируют правило после чтения.
(((- Что вы уже знали о словах?
- Что нового вы узнали об этих словах?
- Как в русском языке называются слова-приятели? (синонимы)
- Повторим новое название 3 раза, чтобы лучше его запомнить.)))
- Закройте учебники.
IV. Первичное закрепление.
Слайд №4.
На доске 2 столбика слов.
Сино и Ним предлагают нам сыграть в новую игру.
1. Самостоятельная работа.
Задание. К слову из левого столбика найти близкое по значению слово из правого столбика. Соедините их линией. Например, красный – алый.
- Это задание у вас записано на листочке синего цвета. Соединить слова карандашом.
Красный | пламя |
алфавит | ледяной |
огонь | алый |
прыгать | азбука |
холодный | кидать |
бросать | скакать |
Проверка. 1ученик соединяет на доске, остальные сигнализируют руками.
- Как в русском языке называются слова-приятели? (синонимы)
- Что нового вы узнали об этих словах? (имеют одно и то же или близкое значение, говорят об одном и том же, но произносятся по-разному).
2. - Определим, к какой группе слов относятся слова-синонимы. (Слова названия: названия предметов, названия признаков, названия действий).
- Вы по цепочке определяете, к какой группе слов относятся данные синонимы, я подписываю фломастером на доске.
- К какой группе слов относятся слова-синонимы? (Среди этих слов нам встретились слова - названия предметов, названия признаков, названия действий).
Вывод: - Мы видим, что синонимы могут обозначать по-разному названия одних и тех же предметов (радость-веселье), названия одних и тех же признаков (радостный-веселый), названия одних и тех же действий (радоваться-веселиться).
3 Работа в группе (2 парты совещаются).
Слайд №5.
- Это задание у вас записано на листочке зеленого цвета
- Наши новые друзья предлагают нам придумать и записать синонимы к подчеркнутым словам. Например: Небольшая кукла – маленькая.
Небольшая кукла – маленькая
Неглубокое озеро – мелкое
Невесёлый мальчик - грустный, печальный
Пугливый заяц – боязливый, трусливый.
Правая нога - …
Смелый человек - храбрый, отважный, бесстрашный, мужественный.
Проверка. Назовите, какие синонимы вы подобрали к каждой группе слов.
-У одного слова может быть один, два, три и более синонимов.
Невесёлый, печальный, грустный – подружились 3 слова.
Смелый, храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный - подружились 5 слов.
Вывод: В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют. Например: правая нога.
- Для чего нам предложили свою дружбу слова-синонимы? (Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он может выразить свою мысль).
- Кому было сложно подбирать синонимы к словам?
- Какой совет можно дать этим ребятам? (больше читать книги)
Слайд №6.
- Если вам однажды потребуется подобрать близкое по значению слово, при необходимости, вы можете воспользоваться Интернетом или словарем синонимов. Его можно взять в библиотеке.
V. Обобщение. Слайд №7.
Работа в парах.
В какой строке записаны слова-синонимы:
1. Лесовичок, лесной, лес (однокоренные, корень лес-).
2. Гигантский, большой, огромный (синонимы).
3. Вода, подводный, водитель (слова с одинаковым корнем, но значение у 3 слова другое, значит оно не однокоренное).
4. Горка, горку, горке (изменение слова, разные формы одного и того же слова).
Проверка. Покажите верный ответ на пальцах. Докажите, что вы правы.
VI. Творческое задание.
- Это задание у вас записано на листочках белого цвета.
Выполните одно задание (по вашему выбору) к русской народной сказке «Чудесные лапоточки»:
1. Подчеркните одно из предложенных в скобочках слов-синонимов, которое, по-вашему наиболее точно передает смысл сказки. Проверьте по книге, какое из этих слов употреблено в сказке.
Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе (проведать, навестить).
А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт – (утомился, устал).
«Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну».
Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, незнакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под берёзку поставил, сидит, (ест, закусывает).
2. Подумайте, какими синонимами можно заменить слово «бежать»? Найдите это место в сказке, прочитайте его и перескажите.
Надел Аким лапти и побежал по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Бежит он мимо своей избы, а навстречу сыновья выбегают и спрашивают: «Тятенька, ты куда побежал-то?»
Слайд №8.
- Спасибо за работу.
VI. Итог. Вывод по уроку. Рефлексия
-Чему учились?
-Выберите знак.
! Хорошо знаю тему, могу объяснить другому.
. Знаю, но объяснить не могу.
? Не уверен в своих знаниях. Нужна помощь.
Приложение к уроку
Задания (каждое задание напечатано на карточках разного цвета)
Задание 1. Найдите в стихотворении слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по-разному и подчеркните их карандашом.
Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём.
Я иду, и он шагает
Я смеюсь, хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
Задание 2. К слову из левого столбика найти близкое по значению слово из правого столбика. Соедините их линией.
Красный | пламя |
алфавит | ледяной |
огонь | алый |
прыгать | азбука |
холодный | кидать |
бросать | скакать |
Задание 3. К словам, которые подчеркнуты, придумать и записать синонимы.
Небольшая кукла – _______________________________________________
Неглубокое озеро – _______________________________________________
Невесёлый мальчик – _____________________________________________
Пугливый заяц – __________________________________________________
Правая нога – ____________________________________________________
Смелый человек – _________________________________________________
Задание 4.
Творческое задание.
Выполнить одно любое задание (по вашему выбору) к русской народной сказке «Чудесные лапоточки»:
1. Подчеркните одно из предложенных в скобочках слов-синонимов, которое, по-вашему наиболее точно передает смысл сказки. Проверьте по книге, какое из этих слов употреблено в сказке.
Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он брата Степана в дальнем селе (проведать, навестить).
А день был (знойный, жаркий), дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт – (утомился, устал).
«Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну».
Приходит он к речке, а на берегу сидит (неизвестный, незнакомый) старичок. Лапти свои (снял, скинул), под берёзку поставил, сидит, (ест, закусывает).
2. Подумайте, какими синонимами можно заменить слово «бежать»? Найдите это место в сказке, прочитайте его и перескажите.
Надел Аким лапти и побежал по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Бежит он мимо своей избы, а навстречу сыновья выбегают и спрашивают: «Тятенька, ты куда побежал-то?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс
- формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к...
Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....
Урок-исследование. Размышляем над словами. Слово "доброта".
Что мы знаем о словах. УМК "Гармония" 3 класс....
Интерактивная презентация по русскому языку на тему "Связь слов-названий предметов и слов-признаков" 2 класс
Данная презентация разработана для развития умения у учащихся 2 классов задавать вопросы к словам-признакам. Может быть использована учителями начальных классов. Презентация состоит из 9 слайдов, вклю...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
Урок русского языка "Размышляем о словах. Что в слове главное" 2 класс
Урок объяснение нового материала. Цель урока показать, что в слове ведущую роль играет его значение (часто от него зависит написание слова)....
Конспект урока русского языка "Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...