урок русского языка во 2 классе по теме "Цветок здоровья . Твёрдые и мягкие согласные звуки."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Миронова Людмила Николаевна

урок русского языка во 2 классе по теме "Цветок здоровья. Твёрдые и мягкие согласные звуки"  вместе с изучением учебного материала позволяет учителю провести с учащимися работу по привитию навыков правильного питания, бережного отношения к своему здоровью. Такая работа  организовывается в рамках изучения программы Безруких "Разговор о правильном питании".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsvetok_zdorovya.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

     Учитель: Миронова Л.Н.

Урок русского языка.

 2 класс.

Тема урока: «Цветок Здоровья.

Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Цель:

формировать  понимание роли гласных и мягкого знака в обозначении мягкости-твёрдости согласного звука,

развивать умение выделять в речи твёрдые и мягкие согласные звуки,

прививать интерес к здоровому образу жизни, прививать навыки правильного питания.

Оборудование:

 Цветок Здоровья (на каждом лепестке расположены фрукты, овощи, ягоды по витаминному составу).

Конверт с карточками – словами (составление предложения).

Тарелочки и развёртки с наклейками овощей, фруктов, ягод (из тетради М.М. Безруких «Разговор о правильном питании».)

Картинки словарных слов и карточки со словами (морковь, молоко).

Картинка апельсина, лимона и банана.

Карточки с дополнительными заданиями.

                                                              Ход урока:

  1. Оргмомент. Организация рабочего места ученика.

  1. Чистописание. Работа по образцам учителя.

На доске: еёюия

                 Нева Лёня Семёново

- Объяснить написание слов с большой буквы.

- Как называются такие слова?  (имена собственные)

- Что общего у всех букв первой строки?  (гласные, обозначают мягкость согласного звука)

- Найти слово, в котором все согласные звуки мягкие.    (Лёня)

Обобщение: Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? Цель?

  1. Работа с учебником.

а). Откройте учебник на с. 60 и прочитайте название  темы, которую начинаем изучать.

б). Работа с правилом с. 60.

     - Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

в). Упражнение 107. Прочитайте задание.

                                    Прочитайте выразительно стихотворение.

Ярко светит зорька

В небе голубом.

Тихо всходит солнце

Над большим селом.

(при проверке обратить внимание на твёрдость звуков ц и ш)

                                    Прочитайте второе задание.

                                    Выполняем самостоятельно.

г). Проверка: назовите слова и  буквы, которые обозначают мягкий  согласный звук.

- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Учитель:  Солнышко так ярко светило, жарко грело, что вырос у нас цветок «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ». Но свои лепестки он ещё не раскрыл.

Хотите их раскрыть? Тогда давайте продолжим работу.

  1. Физминутка  (на 20 – ой минуте).

Стали мы учениками                                      (шагаем на месте),

       Соблюдаем режим сами                               (хлопки в ладоши):

 Утром мы, когда проснулись                        (прыжки на месте),

 Улыбнулись, потянулись                                (потягивание),

 Для здоровья, настроения                              (повороты туловища вправо-влево)

 Делаем мы упражнения                                 (рывки руками перед грудью):

              Руки вверх и руки вниз                                   (рывки руками поочередно вверх-вниз),

             На носочки поднялись                                    (поднялись на носочки).

 То присели, то нагнулись                               (присели, нагнулись)

 И опять же улыбнулись                                (хлопки в ладоши),

 А потом мы умывались                                 (потянулись, руки вверх - вдох-выдох),

 Аккуратно одевались                                    (повороты туловища влево-вправо).

 Завтракали не торопясь                              (приседания),

 В школу, к знаниям, стремясь                     (шагаем на месте).

  1. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи,

Нам зелёный нос не нужен,

Нужен только красный нос.           (морковь)

-  Записываем словарное слово «морковь» и потом «молоко», ставим ударение, подчёркиваем безударную гласную.

- Найдите  букву, которая обозначает мягкий согласный звук.

-  Какая буква обозначает мягкость согласного?

1 ученик у доски записывает предложение со словарным  словом «морковь»,

находит главные члены предложения.

Бабушка готовит для Кати салат из моркови.

- Найди  букву, которая обозначает мягкий согласный звук в слове морковь.

-  Какая буква обозначает мягкость согласного?

Первый лепесток цветка помогает открыть Адриана:

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

        Кто жует морковь сырую

        Или сок морковный пьет.

 Витамин А - это витамин роста, помогает нашим глазам, сохраниnm зрение.      Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

  1. Работа над согласными звуками.

а). На доске картинки:  

апельсин, лимон, банан.

- Как назвать эти предметы одним словом?       (фрукты)

Слушаем Адриану:

 От простуды и ангины

 Помогают апельсины,

 Ну, а лучше съесть лимон,

 Хоть и очень кислый он.

Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах.

(Открывается второй лепесток).

- Найдите и запишите слово, в котором только  твёрдые согласные звуки.   (банан)

б). Работа в парах.

 Работа с карточкой: составить из слов предложение.

пьёт  Дима   чёрный  молоко с  хлеб

- Почему предложение не получается?

-Давайте установим связь слов в предложении и исправим слова.

Дима пьёт молоко с чёрным хлебом.

- Прочитайте свое предложение.

- Объяснить написание словарного слова.   (молоко)

Слушаем Адриану:

 

Очень важно спозаранку

 Съесть за завтраком овсянку.

Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в черном хлебе, в грецких орехах.

 (Открывается третий лепесток).

- Запишите имя собственное, подчеркните букву, которая обозначает мягкий согласный звук. (Дима)

Обощение:  Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

Слушаем Адриану:

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный - надо пить,

Он спасает от болезней,

Без болезней - лучше жить!

Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

(Открывается четвёртый лепесток).

Учитель: (открывая пятый лепесток)

Витамин Е дарит нам энергию, жизнерадостность, привлекательность.

Кожа, ногти, волосы очень любят этот витамин.

Используйте в салах растительные масла (кукурузное, подсолнечное и другие), ешьте арахис и укрепите своё здоровье.

в). Работа в парах.

Учитель: Молодцы, ребята! Смотрите, как расцвёл наш «Цветок Здоровья».

Адриана:

 Всю азбуку здоровья нужно крепко знать

 И в жизни эти знания повсюду применять!

Учитель: А теперь он предлагает вам взять «тарелочки» и раскладки с наклейками и приготовить свои салаты. Прочитайте, кто готовит фруктовый салат, а кто овощной. За работу!

 Итог урока:

- Посмотрите: вкусные у вас получились салаты?

Теперь подпишите, какие витамины содержатся в вашем салате.

- «Вита» в переводе на русский язык означает «жизнь». Если вы ежедневно будете готовить и кушать салаты из овощей и фруктов, полюбите молочные продукты и рыбные блюда, каши, то будете всегда здоровыми.

  1. Домашнее задание: предлагаю вам творческое домашнее задание.

Задание:  помочь маме приготовить к ужину салат, запомнить его рецепт или сделать рисунок и поделиться этим с нами.

                                 

Дополнительный материал.

                                            Загадки.

Я и жёлтый, я и белый,

Я и чёрный – если спелый.

И под солнышком в саду

На лиане я расту.

И такой я сочный, сладкий, очень вкусный, ароматный.

Гроздь мою съесть каждый рад.

И зовусь я ….. (виноград)

И ещё один мы знаем

Удивительнейший фрукт,

Апельсин напоминает,

Называется …..  (грейпфрут)

Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.      (яблоко)

Назовите этот плод (показ картинки)

Хурма -  «сердечное яблоко».

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест, похвалит.       (гречиха)

овощной салат

фруктовый салат

Отгадай загадку, запиши ответ, напиши звуковой состав слова – отгадки.

Закутан ребёнок в сорок пелёнок.

________________________________________

____________________________________

Отгадай загадку, запиши ответ, напиши звуковой состав слова – отгадки.

Сладок он, друзья, на вкус, а зовут его ….



_________________________________________

Отгадай загадку, запиши ответ, напиши звуковой состав слова – отгадки.

Сладок он, друзья, на вкус, а зовут его ….



________________________________________

Отгадай загадку, запиши ответ, напиши звуковой состав слова – отгадки.

Закутан ребёнок в сорок пелёнок.


_______________________________________

Отгадай загадку, запиши ответ, напиши звуковой состав слова – отгадки.

Закутан ребёнок в сорок пелёнок.

_____________________________________

Отгадай загадку, запиши ответ, напиши звуковой состав слова – отгадки.

Сладок он, друзья, на вкус, а зовут его ….

__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."...

Проверочная работа по русскому языку 2 класс. Тема "Орфограммы слабой позиции гласных и согласных звуков".

Проверочная работа по русскому языку во 2 классе по теме "Орфограммы слабой позиции гласных и согласных звуков" по учебнику В.В.Репкина....

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний»Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Эта презентация поможет систематизировать подачу нового материала по теме: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)...

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование умения определять функцию гласных звуков, бозначать твёрдость и мягкость согласных перед ними, проводить звуковой анализ слова, определять слова с равным и разн...

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости и звонкости согласными звуками»

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова и в конце слова.Задачи: Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить прим...