Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости и звонкости согласными звуками»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Акулова Наталья Геннадьевна

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова и в конце слова.

Задачи:

Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.

Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать  познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.   

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД): Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости  в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.

Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать   модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач,   анализировать объекты, выделять главное,   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.   

Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,   формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях,  контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия,     выполнять учебные действия.  

Методы: проблемно – диалогический, наглядный.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски, карточки, сенсорные коробки .   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistovik.doc462 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости и звонкости согласными звуками»

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова и в конце слова.

Задачи:

Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.

Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать  познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.   

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД): Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости  в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.

Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать   модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач,   анализировать объекты, выделять главное,   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.   

Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,   формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях,  контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия,     выполнять учебные действия.  

Методы: проблемно – диалогический, наглядный.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски, карточки, сенсорные коробки .   

Ход урока

Актуализация знаний.

Учитель: Я хочу рассказать вам сказку. А героя нашей сказки мы создадим вместе.

(Из платка выполняем зайца в узелковой технике).

СЛАЙД (поэтапное изготовление зайца)

Разминаем каждый пальчик, чтобы получился….. зайчик.

-Вот какой наш сказочный герой. Ну что, начинаем нашу сказку.

У леса на опушке
В соломенной избушке
Жил милый, серый зайчик
Зайчик - попрыгайчик.

Задание. Звуко-буквенный анализ.

- Произнесите слово «зайчик». Охарактеризуйте каждый звук в этом слове. Давайте составим звуковую модель слова.

(з)- с, зв, тв.

(а)- гл, уд.

(й)- с, зв, мягк

(ч)-с, глух, мяг

(и)-г, безуд

(к)-с, глух, тв.

- Сколько слогов в слове? (2 слога, т.к. 2 гласных). Разделим слово для переноса (пуговицы отодвигаем).

СЛАЙД (зай-чик)

-По какому правилу разделили слово для переноса ? (Й должна остаться на строчке)

ЧИСТОПИСАНИЕ Буквы Йй

СЛАЙД (Й й)

- Перед тем как начать писать, давайте повторим правила посадки. Я буду называть, а вы выполнять. Итак, сядьте правильно:

1. Спина касается спинки стула.

2. Ноги на полу.

3. Плечи прямые.

4. Между грудью и партой проходит кулачок.

5. Расстояние от глаз до тетради равно руке, поставленной на локоток.

- Запишите эти буквы, чередуя,  до конца строки. Пишите буквы, не торопясь, аккуратно, старайтесь, чтобы буквы были, на одинаковом расстоянии друг от друга.

РЕФЛЕКСИЯ - Найдите самую красивую, написанную каллиграфически верно букву и подчеркните её.

И однажды в воскресенье,
На лошадкин день рожденья
Собирался зайчик,
Зайчик – попрыгайчик.

Задание. Составьте предложение о нашем зайчике.

Зайчик отправился в гости.

- Составим схему этого предложения.  Найдите главные члены предложения. Охарактеризуем его по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное). Попробуем его изменить, чтобы оно стало вопросительным.

Вдруг к зайчонку через лес
Ёж бежит наперерез.

СЛАЙД

4NaGT.png

Задание.  Шарик Су-джок

« Колючий ежик»

Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)

У него устали ножки.

Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

А потом беги опять (подбрасываем мячик вверх и ловом)

Дружно весело играть.

И спросил зайчонка ёж:

Ну-ка что ты там несёшь?

Я несу на день рожденья
Для лошадки угощенье.
Ему заинька сказал,
Узелок свой показал.

Взял с собою я морковки,
Взял и новые подковки.
И спешу на день рожденья,
Чтоб отведать угощенье.

Задание.  Какие предметы взял зайчик? (морковку, подковку,).

- Запишите эти слова в тетрадь. (1 ученик у доски устно подбирает проверочные слова). Какая орфограмма встретилась в словах? (парный согласный).

Морковный-морковка, подкова-подковка.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Какое задание вы выполняли? (записывали слова)

- Где возникло затруднение? (в правописании парных согласных) Какая это орфограмма?

- Какие шаги вам необходимо было сделать для того, чтобы безошибочно записать парный согласный? (подобрать проверочное слово)

- Тогда давайте сформулируем тему урока «Парные согласные».

-Определите учебную задачу нашего урока (Правописание слов с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным.)

- Вспомните и назовите парные согласные звуки

СЛАЙД (парные согласные)

По какому признаку они составляют пары? (По глухости и звонкости).

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6

Верхний ряд всегда звенит

Нижний тихо говорит

 ФИЗМИНУТКА

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд , назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые).

1) Работа по учебнику упр.49 стр.28 (спиши, вставь пропущенные буквы, проверочные слова устно)

2) Работа с заданием Электронного приложения. Урок 24 (Гномики, 2 и 3 задание)

Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово  

C:\Users\user\Desktop\наш урок картинки\6.jpgC:\Users\user\Desktop\наш урок картинки\7.jpg

3) Словарная работа:

-Послушай внимательно лексическое значение данного слова и запиши его:

А) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр;

ГОРОД

Б) двухколёсная или трёхколёсная машина для езды по дорогам, приводимая в движение с помощью педалей;

ВЕЛОСИПЕД

В) направление, путь следования, место для проезда или прохода, полоса земли, служащая для езды;

ДОРОЖКА (РЕФЛЕКСИЯ – Лесенка успеха на полях)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание)

 СЛАЙД

- Отгадайте загадки.  Если в конце слова нужно записывать букву, обозначающую звонкий согласный звук, то поставь в окошке «звонкие» точку, если глухой,  точку в окошке «глухие».

1.Молоток стук – постук,
Торчит в стене сук,
Постучи опять –
Будет не видать (гвоздь)

2. Приглашает на урок
Нас заливистый ...(звонок).

3.Деревянный кафтан,
В нём живёт цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать (карандаш)

4.Клетка, линейка...
Цифры, слова...
Как я стараюсь,
Покажет она (тетрадь)

5.Кафтан на мне зелёный,
И сердце как кумач,
Не вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч (арбуз)

6.Шар земной передо мной,
Но совсем он небольшой (глобус)

Итог урока. Рефлексия

- Соедините точки.

СЛАЙД

 

глухие

звонкие

1.

 

.

2.

.

 

3.

.

 

4.

 

.

5.

 

.

6.

.

 

- Что у вас получилось? (цифра “5”)

СЛАЙД

- Кто бы сегодня поставил себе пять за работу на уроке? Почему?

- Какой сделаем вывод о правописании парных согласных? (Парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкий согласный звук [н])

Например: тетради, тетрадный - тетрадь

14. Домашнее задание 

Задание на карточке.  Или ДОДЕЛАТЬ упр.49

- Всем большое спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание слов с парным согласным на конце."

Закрепление знаний о способе проверки слов с согласными на конце слова.Развивать умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова;·        В...

Урок русского языка "Проверка слов с парными по глухости - звонкости согласными"

Урок русского языка "Проверка слов с парными по глухости - звонкости согласными" в 3 классе....

Технологическая карта по русскому языку. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Технологическая карта урока по русскому языку «Школа России», 3 класс.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне....

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными". 3 класс, УМК "Школа России"....

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в конце и середине слова»

Технологическая карта урока для обучающихся с РАСРусский язык, 3 класс (закрепление)МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10»...

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками в конце и середине слова» (повторение)

Урок русского языка для обучающихся с расстройством аутистического спектра ( вариант 8.2), 3 класс, "Школа России"...

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне».

Урок русского языка «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне». Технологическая карта к уроку. Презентация....