русский язык 3 класс ""Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.""
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ливадина Ирина Николаевна

Тип урока:   обобщение и закрепление пройденного

Цель:  Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и  значимых частях слова.

Задачи:

 Образовательные:

          - уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка», «суффикс»,  «окончание»;

          - закрепить  алгоритм разбора слова по составу;

      Развивающие:

        - развивать умения выделять части слова, способствовать развитию  орфографического навыка.

        - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

           - развивать сообразительность, мышление, память.

    Воспитательные:  - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского  языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность;

          - воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          - воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

   Коррекционно-развивающие: коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и   логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Число: 15.05.13

Тема:            Обобщение знаний о роли приставок,

                           суффиксов и окончаний.                       (урок № 161)

Тип урока:   обобщение и закрепление пройденного

Цель:  Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и  значимых частях слова.

Задачи:

 Образовательные:

          - уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка», «суффикс»,  «окончание»;

          - закрепить  алгоритм разбора слова по составу;

      Развивающие:

        - развивать умения выделять части слова, способствовать развитию  орфографического      

     навыка. 
 - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

           - развивать сообразительность, мышление, память.

    Воспитательные:

          - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского  языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность;

          - воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

          - воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

   Коррекционно-развивающие: коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и              

              логического мышления.

Оборудование: презентация, запись песни «В гостях у сказки»,  карточки для индивидуальной  

                            работы, кроссворд, рисунки для схем слов, карточки с частями слова (приставка,

                            суффикс, корень, окончание), карточки со схемами слов,

Планируемый результат:  закрепить названия частей слова, уметь разбирать слова по составу

Методы работы: частично - поисковый,  наглядный,  словесный,  поощрение, здоровьезбеающий.

                самостоятельная работа,

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

План урока:

I. Орг. момент.

II.Чистописание.

III.   Работа по теме урока

1). Сообщение темы и целей урока

2). Работа над предложением

IV. Физ. мин.

2). Обобщение знаний о составе слова

3). Закрепление умения разбирать слова по составу.

V.  Дом. задание

VI.  Итог.

VII.   Рефлексия.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Цель:  активизация учащихся, подготовка к восприятию  материла урока.

                     Мы рады приветствовать вас в классе,
                         Возможно, есть классы и лучше и краше.
                         Но пусть в нашем классе вам будет светло,
                         Пусть будет уютно и очень легко,
                         Поручено нам вас сегодня встречать,
                         Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей  хорошее, а  будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. А урок будет необычный.

В путешествие пойдём,

В страну сказки попадём.

Слушай, думай, наблюдай.

Сказку нашу отгадай.

В эту сказку, вы поверьте,

Ездят только на карете.         (рисунок кареты)

Глазки дружно закрывайте,

Вместе в сказку попадайте           (муз. сопровождение)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своём

Живут гномы всемером.

С ними поселилась и она…

А, ну-ка, открывай глаза!               ( показ рисунка Белоснежки)

-Ребята, она рада приветствовать вас в сказочной стране.

- А как её зовут?            (Белоснежка )

-  Из какой она сказки?   (из сказки «Белоснежка и семь гномов » Братьев Гримм)

  1.  Мин. чистописания.

Цель: формирование навыка каллиграфии .

Гномы-шалунишки

Поиграть они хотят.

Никогда им не встречалось

Столько умненьких ребят.

-Ребята, гном Чистописайка приготовил для вас своё задание.       (рисунок гнома)

- Но прежде нужно открыть тетради и записать число и классная работа.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь!

-Сегодня гном Чистописайка предлагает вам повторить письмо буквы Мм строчной и заглавной, а также её соединение с другими буквами.

МмМ мМм
мо ма ми мы

  1. Работа по теме урока.

  1). Сообщение темы и целей урока

Цель: активизация речевой и познавательной деятельности

- Гном Молчун предлагает вам разгадать   кроссворд «Значимые части слова»

2).  А ну-ка скажите скорей: 
     Какая часть слова стоит впереди, 
     И за что ей такие почести? 
(приставка)

1).   Самая важная,
      Определит смысл слова
      И родственников укажет     
(корень)

4).   В конце слова стоит, 
      Слова согласует и примирит. 
      Самая изменяемая, 
      Называется:
(окончание)


5).  Какая часть слова осталась? (основа)

3).     Ну а эта часть хитра
        Если в слове есть она,
        То размер определит,
        И часть речи даже может
       Очень просто изменить 
(суффикс)

- Как вы думаете, ребята, знания о чём  мы будем сегодня на уроке русского языка закреплять?  (мы будем закреплять знания о приставке, суффиксе, корне, основе слова)

- Итак, значит, мы сегодня с вами будем повторять части слова.

- Какую работу выполняют части слова?

(Части слова определяют смысл слова, помогают изменить его смысл, образовав родственные слова. Помогут существительному превратиться в глагол или прилагательное и наоборот, согласовывают слова в предложениях и словосочетаниях. )

-Да, вы правы.  Они такие маленькие и так много значат! Поэтому они так и называются - значимые части слова.

2). Работа над предложение.

Цель:  закрепить умения составлять предложения, разбирать по членам, определять части речи,    

           находить словосочетания с вопросом

- Ребята, давайте внимательно рассмотрим картинку и составим предложение.

Белоснежка танцует с гномами.

- А теперь запишем наше предложение и разберём его по членам предложения.

(один ученик у доски)

- Проверим.

IV.  Физ. минутка.

- Вижу сильно вы  устали.

Позову Весельчака.

Проведёт он физкультминутку,

Всем понравится она.

Гномы шли-шли- шли,

Земляничинку  нашли.

Раз и два, и три, и четыре, и пять,

Мы начнём искать   опять.

3). Обобщение знаний о составе слова

Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.

А).    Что за ужас, что за хлам?

         Везде части слова  по углам.

         Давайте в доме уберём.

         И части слова  соберём!

- Ребята, произошла путаница: окончание, корень, суффикс и приставка перепутали свои места в слове. Помогите гному Буквоежке расставить части слова по своим местам.




(На партах конверты с карточками, на которых изображены схематически части слова) – работа в парах

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Б).   - Гном Загадайкин приготовил для вас своё задание. Подберите к схемам слова. А помогут нам рисунки.

           

( коты, окно, машина, чайник, дома, горка, ботинки, грибки, берёза, ягодка, корзинка, )

- А следующие слова нужно узнать по описанию

а).   Корень такой же, как в слове посадить, приставка – как в слове переход, суффикс и окончание – как в слове погрузка.     ( пересадка)

б). Корень такой же, как в слове морозный, приставка и суффикс – как в слове  записка, окончание – как в слове дорога.       (заморозка)

3). Закрепление умения разбирать слова по составу.

Цель: закрепить умение находить в словах корень, суффикс, окончание, приставку, основу.

  – У гнома Тихони тоже есть для вас задание. Тихоня предлагает вам карточки со словами, которые нужно разобрать по составу.

домик

грибки

отлет

козочка

входили

лапка

ягодки

прилет

вазочка

отплыли

хвостик

ежики

вылет

грядочка

посадили

- Проверим работу – поменяемся тетрадями. Карандашом исправьте ошибки, если они есть и поставьте оценки.

Г). - Поиграем ещё? Белоснежка предлагает поиграть в игру  « Третий лишний» Найдите лишнее слово.

ЖЕЛТОК, ЖЕЛЕЗО, ЖЕЛТЫЙ.

НОСИЛЬЩИК, НОС, НОСАТЫЙ.

ЧАСОВЩИК, ЧАСТЬ, ЧАС.

ПЕЧУРКА, ПЕЧАТЬ, ПЕЧКА.

  1. Домашние задание

Гномик Домовёнок.

Домашнее задание вам приготовил я.

А помогали мне мои друзья.

Упр. 630

  1. Итог

Вот наше путешествие и подошло к концу.

Я вас всех от души благодарю!

Вы хорошо работали, писали, отвечали.

Задания гномов играючи все выполняли.

Закрываем снова глазки.

Уезжаем мы из сказки.

1, 2, 3, 4, 5! В класс вернулись мы опять!

- С кем мы путешествовали?

- А что закрепляли на уроке?

  1.  Рефлексия.  

- Если вам все удалось, вы умеете разбирать слова по составу, то выбирайте весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешимые проблемы, вы умеете разбирать слова по составу, но ёщё допускаете ошибки – задумчивый, если вам понадобится помощь, вы не умеете разбирать слова по составу – грустный.  

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек. Лес- из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Слова же сделаны из своего «строительного материала». И каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"

Целью  данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Технологическая карта урока. 3 класс. Русский язык."Планета знаний".Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс по программе"Планета знаний". Учебник " Русский язык" Л. Я. Желтовская, ч. 2, стр. 18-20....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Роль суффикса в словообразовании"

Тип урока: рефлексияЦели урока:Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднени...

Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....

Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание приставок и суффиксов».

Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятель...