русский язык 3 класс ""Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний.""
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного
Цель: Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»;
- закрепить алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие:
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные: - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Коррекционно-развивающие: коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Число: 15.05.13
Тема: Обобщение знаний о роли приставок,
суффиксов и окончаний. (урок № 161)
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного
Цель: Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»;
- закрепить алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие:
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического
навыка.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Коррекционно-развивающие: коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и
логического мышления.
Оборудование: презентация, запись песни «В гостях у сказки», карточки для индивидуальной
работы, кроссворд, рисунки для схем слов, карточки с частями слова (приставка,
суффикс, корень, окончание), карточки со схемами слов,
Планируемый результат: закрепить названия частей слова, уметь разбирать слова по составу
Методы работы: частично - поисковый, наглядный, словесный, поощрение, здоровьезбеающий.
самостоятельная работа,
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока:
I. Орг. момент.
II.Чистописание.
III. Работа по теме урока
1). Сообщение темы и целей урока
2). Работа над предложением
IV. Физ. мин.
2). Обобщение знаний о составе слова
3). Закрепление умения разбирать слова по составу.
V. Дом. задание
VI. Итог.
VII. Рефлексия.
Ход урока:
- Орг. момент.
Цель: активизация учащихся, подготовка к восприятию материла урока.
Мы рады приветствовать вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, а будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. А урок будет необычный.
В путешествие пойдём,
В страну сказки попадём.
Слушай, думай, наблюдай.
Сказку нашу отгадай.
В эту сказку, вы поверьте,
Ездят только на карете. (рисунок кареты)
Глазки дружно закрывайте,
Вместе в сказку попадайте (муз. сопровождение)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась и она…
А, ну-ка, открывай глаза! ( показ рисунка Белоснежки)
-Ребята, она рада приветствовать вас в сказочной стране.
- А как её зовут? (Белоснежка )
- Из какой она сказки? (из сказки «Белоснежка и семь гномов » Братьев Гримм)
- Мин. чистописания.
Цель: формирование навыка каллиграфии .
Гномы-шалунишки
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось
Столько умненьких ребят.
-Ребята, гном Чистописайка приготовил для вас своё задание. (рисунок гнома)
- Но прежде нужно открыть тетради и записать число и классная работа.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь!
-Сегодня гном Чистописайка предлагает вам повторить письмо буквы Мм строчной и заглавной, а также её соединение с другими буквами.
МмМ мМм
мо ма ми мы
- Работа по теме урока.
1). Сообщение темы и целей урока
Цель: активизация речевой и познавательной деятельности
- Гном Молчун предлагает вам разгадать кроссворд «Значимые части слова»
2). А ну-ка скажите скорей: | 1). Самая важная, |
4). В конце слова стоит, 5). Какая часть слова осталась? (основа) | 3). Ну а эта часть хитра |
- Как вы думаете, ребята, знания о чём мы будем сегодня на уроке русского языка закреплять? (мы будем закреплять знания о приставке, суффиксе, корне, основе слова)
- Итак, значит, мы сегодня с вами будем повторять части слова.
- Какую работу выполняют части слова?
(Части слова определяют смысл слова, помогают изменить его смысл, образовав родственные слова. Помогут существительному превратиться в глагол или прилагательное и наоборот, согласовывают слова в предложениях и словосочетаниях. )
-Да, вы правы. Они такие маленькие и так много значат! Поэтому они так и называются - значимые части слова.
2). Работа над предложение.
Цель: закрепить умения составлять предложения, разбирать по членам, определять части речи,
находить словосочетания с вопросом
- Ребята, давайте внимательно рассмотрим картинку и составим предложение.
Белоснежка танцует с гномами.
- А теперь запишем наше предложение и разберём его по членам предложения.
(один ученик у доски)
- Проверим.
IV. Физ. минутка.
- Вижу сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физкультминутку,
Всем понравится она.
Гномы шли-шли- шли,
Земляничинку нашли.
Раз и два, и три, и четыре, и пять,
Мы начнём искать опять.
3). Обобщение знаний о составе слова
Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.
А). Что за ужас, что за хлам?
Везде части слова по углам.
Давайте в доме уберём.
И части слова соберём!
- Ребята, произошла путаница: окончание, корень, суффикс и приставка перепутали свои места в слове. Помогите гному Буквоежке расставить части слова по своим местам.
(На партах конверты с карточками, на которых изображены схематически части слова) – работа в парах
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Б). - Гном Загадайкин приготовил для вас своё задание. Подберите к схемам слова. А помогут нам рисунки.
|
( коты, окно, машина, чайник, дома, горка, ботинки, грибки, берёза, ягодка, корзинка, )
- А следующие слова нужно узнать по описанию
а). Корень такой же, как в слове посадить, приставка – как в слове переход, суффикс и окончание – как в слове погрузка. ( пересадка)
б). Корень такой же, как в слове морозный, приставка и суффикс – как в слове записка, окончание – как в слове дорога. (заморозка)
3). Закрепление умения разбирать слова по составу.
Цель: закрепить умение находить в словах корень, суффикс, окончание, приставку, основу.
– У гнома Тихони тоже есть для вас задание. Тихоня предлагает вам карточки со словами, которые нужно разобрать по составу.
домик грибки отлет козочка входили | лапка ягодки прилет вазочка отплыли | хвостик ежики вылет грядочка посадили |
- Проверим работу – поменяемся тетрадями. Карандашом исправьте ошибки, если они есть и поставьте оценки.
Г). - Поиграем ещё? Белоснежка предлагает поиграть в игру « Третий лишний» Найдите лишнее слово.
ЖЕЛТОК, ЖЕЛЕЗО, ЖЕЛТЫЙ.
НОСИЛЬЩИК, НОС, НОСАТЫЙ.
ЧАСОВЩИК, ЧАСТЬ, ЧАС.
ПЕЧУРКА, ПЕЧАТЬ, ПЕЧКА.
- Домашние задание
Гномик Домовёнок.
Домашнее задание вам приготовил я.
А помогали мне мои друзья.
Упр. 630
- Итог
Вот наше путешествие и подошло к концу.
Я вас всех от души благодарю!
Вы хорошо работали, писали, отвечали.
Задания гномов играючи все выполняли.
Закрываем снова глазки.
Уезжаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5! В класс вернулись мы опять!
- С кем мы путешествовали?
- А что закрепляли на уроке?
- Рефлексия.
- Если вам все удалось, вы умеете разбирать слова по составу, то выбирайте весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешимые проблемы, вы умеете разбирать слова по составу, но ёщё допускаете ошибки – задумчивый, если вам понадобится помощь, вы не умеете разбирать слова по составу – грустный.
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек. Лес- из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Слова же сделаны из своего «строительного материала». И каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Суффикс и его роль в слове"
Целью данной методической разработки является уточнение знаний учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. В ней используется презентация, флеш-анимации, что ...
Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...
Технологическая карта урока. 3 класс. Русский язык."Планета знаний".Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс по программе"Планета знаний". Учебник " Русский язык" Л. Я. Желтовская, ч. 2, стр. 18-20....
открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "суффикс. роль суффикса в слове"
конспект и презентация...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Роль суффикса в словообразовании"
Тип урока: рефлексияЦели урока:Деятельностная цель: формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднени...
Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")
Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....
Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание приставок и суффиксов».
Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятель...