Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание приставок и суффиксов».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пашкова Светлана Валентиновна

Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятельной работы на учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова» https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3111781

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2

Конспект урока русского языка в 3 классе:

«Правописание приставок и суффиксов».

Разработала

учитель начальных классов

Пашкова С.В.

Предмет: Русский язык.

Тема:" Правописание приставок и суффиксов."

Тема

" Правописание приставок и суффиксов."

Цель

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах

Учебные задачи

Формировать УУД:

- Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности; зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка; осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.  

-  Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой  и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. 

- Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме;  участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли,  дополнять и контролировать друг друга;  делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.  

- Познавательные УУД: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

 - Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме; включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

Планируемый результат

Предметные . Учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; оценивать результаты выполненного задания; использовать изученные орфографические правила при письме.

Метапредметные

Проверять себя и оценивать собственные достижения.

Личностные

Участвовать в построении обобщений.

Основные понятия

Речь устная и письменная; текс, предложения, слово; знаки препинания; буквы безударных и ударных гласных, значение слов, буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков, "орфограмма"; состав слова, корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:- основные

- дополнительные

- Канакина В.П. , Горецкий В.Г.  Русский язык, 3 класс.

- карточки с заданиями по вариантам для индивидуальной работы "Однокоренные слова";

- самостоятельная работа на учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова»

https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3111781

- карточки с заданиями для взаимопроверки  "Приставка или предлог ?";

- карточки с разноуровневыми заданиями "Суффиксы";

- карточки с заданиями "Восстанови текст";

- музыкальная физминутка ;

- презентация "Город Словоград".

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая.

Оборудование

АРМ учителя, интерактивная доска, карточки для работы, ноутбуки.

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный момент(3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Подготовка к работе на уроке.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют гостей.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

    Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Все расселись по местам.

                                 Никому не тесно?

По секрету вам скажу:

                     "Будет интересно!"      

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

II. Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.(7 мин)

Цели:

- мотивация повторения изученного материала о тексте;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на вопросы.

- Работали над темой " Правописание приставок и суффиксов ".

- Узнали как пишутся некоторые приставки и суффиксы.

- Начали учиться письменному пересказу текста.

Исправляют ошибки

в приставке и суффиксе.

Формулируют тему урока и задачи.

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Выявляет уровень знаний по теме "Правописание приставок и суффиксов". Создаёт условия для включения учеников в учебную деятельность.

- Над какой темой работали?

- Что знаете о составе слова?

- Чему начали учиться?

2.Создаёт проблемную ситуацию.

Слайд 1.

Сегодня к нам на урок пришёл Снеговичок.

Он предлагает вам узнать тему урока.

Он написал на снежинке слово. Попробуйте его прочитать.

Патснежнек

- Где ошибся Снеговичок?

- Чего он не знает?

- Какова же тема нашего урока?

- Какие задачи поставим на урок?

Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

III. Закрепление знаний и способов действий по теме урока.(30мин.)

Цели: - закрепление знаний о правописании приставок и суффиксов, формирование умения применять их на практике;

- закрепление знаний правописания изученных словарных слов.

Индивидуальная работа по вариантам.

Физминутка.

Индивидуальная

работа

Дифферинци-

рованная

работа

Физминутка.

Работа в парах.

Чистописание.

Указывают свои фамилию и имя.

Пишут число.

Пп  Сс  Кк  Оо

Названия улиц пишутся с заглавной буквы.

Улица Приставок, улица Суффиксов. улица Корней, улица Окончаний.

В русском языке много приставок и суффиксов.

-В корне заключено значение слова, без него не может быть слова.

Выписать из текста однокоренные слова и разобрать их по составу.

Карточка 1.

5 учеников выполняют самостоятельную работу

учебной платформе

 Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова»

https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3111781

В приставках может быть безударная гласная, парная по глухости-звонкости.

Приставки служат для образования новых слов.

Карточка 2.

Записывают слова в два столбика: в один слова с приставками, во второй слова с предлогами.

Исправляют ошибки Снеговичка на интерактивной доске.

Предлог пишется отдельно от приставки.

Называют суффиксы и правила их написания.

Карточка 3.

Выбираю задание, выполняют, сверяют выполнение на доске.

Окончания указывают на форму слова, служа для связи слов в предложении.

Работа в парах.

Вставляют буквы в окончания и проверяют с написанным на доске.

А проведём мы наш урок, путешествуя по городу Словоград.

Слайд 2.

Каждый из вас получит маршрутный лист, в котором будет записи своих наблюдений.

Подпишите свой маршрутный лист.

Укажите дату нашего путешествия.

Приготовим руку к тому, чтобы вести наши записи, пропишем следующие буквы.

-Как вы думаете, почему я выбрала эти буквы?

- С этих букв начинаются названия улиц города.

- Как пишутся названия улиц ?

- Запишем их на следующей строке.

Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

В форме какого числа употреблены слова-названия улиц? Почему?

Корни

Посмотрите на карту города.

-Как названа главная улица? Почему она главная?

Слайд 3.

Снеговичок просит вас  помочь ему выполнить следующее задание: найти в тексте однокоренные слова.

Карточка 1.

2 ученика выполняют задание у доски, после выполнения коллективная проверка .

Оценивание работы учеников.

Снеговичок предлагает вам немного отдохнуть и вместе с ним сделать физминутку.

Приставки

Слайд 4.

Слева от улицы корней находится улица приставок.

- Что вы знаете о правописании приставок?

- Для чего нужны приставки?

Слайд 5.

Снеговичок  предлагает вам выполнить следующее задание: распределить слова в два столбика.

Карточка 2.

Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте, верно ли выполнил ваш товарищ свою работу.

Проверьте верно ли выполнил эту работу Снеговичок.

Слайд 6.

1 ученик - оценка.

 - Чего не знает Снеговичок?

- Что вы можете ему рассказать о предлоге ?

Суффиксы

Снеговичок  ведёт нас на улицу Суффиксов.

- Какие суффиксы знаете?

-Что вы знаете о правописании суффиксов? А если не знаете, как написать суффикс, что будете делать?

Слайд 7.

Снеговичок предлагает каждому из вас самому выбрать себе задание:

на голубой карточке  -  самое лёгкое - задание;

на жёлтой карточке  - задание среднего уровня;

на зелёной  -задание повышенного уровня.

Карточка 3.

 Ученика у доски.

Проверка, оценивание.

Снеговичок зовёт вас поиграть.

1ряд снег - прыгает

2ряд  снежок - машет руками

3ряд снежинка - приседают

Окончания.

Вот мы и на улице Окончаний.

- Для чего служат окончания в словах?

Снеговичок нёс вам рассказ о зиме. но некоторые буквы в окончаниях слов пропали. Попробуйте восстановить окончания в словах. Работайте в парах.

1 ученик у доски записывает 2-е предложение и разбирает по составу.

Оценка.

Развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

Освоение доступных способов       изучения   (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. (РегулятивныеУУД)

 Умение слушать,    грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме.

(КоммуникативныеУУД)

самостоятельное  выделение  нужной информации;

развитие умения активно использовать   памятки и словари.

(Познавательные УУД)

Формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- готовность к сотрудничеству и дружбе.

(ЛичностныеУУД)

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

(РегулятивныеУУД)

Умение работать с информацией,   развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

(ПознавательныеУУД)

Развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности;

формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

(КоммуникативныеУУД)

.

IV.  Рефлексия.

Итог урока

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку своей деятельности.

Подошло к концу наше путешествие только по некоторым улицам города Словограда.

- Какие задачи ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли решить эти задачи?

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Закончите следующие предложения:

Я понял …

Я узнал …

Мне было интересно…

Мне было трудно …

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую задачу ставили?

- Как справились?

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Маршрутный лист

ученика 3 "Б" класса

(фамилия,имя)

(дата путешествия)

                                                                                                           

Приложение 1.

Карточки с заданиями по вариантам для индивидуальной работы "Однокоренные слова".

Вариант 1.

Вариант 2.

Найти и выписать однокоренные слова. Разобрать слова по составу.

Проплясали по сн...гам
Сн...жные метели.
Сн...гири сн...говикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся сн...жки, 
Режут лёд сн...гурки.

(С. Погореловский)

Найти и выписать однокоренные слова. Разобрать слова по составу.

     

    Слой за слоем падает сн...г на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Сне...жинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Сн...жный покров становится плотным. А иногда затянется твердой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить сне...говика!

Приложение 2.

Карточки с заданиями для взаимопроверки  "Приставка или предлог ?"

Вариант 1.

Вариант 2.

Записать слова в 2 столбика: в первый столбик - слова с приставками, во второй те, в который нет приставок.

(До)школьник,(до) школы, (под)берёзой, (под)берёзовик, (на)рисовать, (на)рисунке,  (под)писал, (под)письмом.

Записать слова в 2 столбика: в первый столбик - слова с приставками, во второй те, в который нет приставок.

(У)летать, (у)лётчика,(под)снежник,(под)снегом, (с) резать, (с)резьбой,  (от)винтил, (от)винта.

Приложение 3.

Карточки с разноуровневыми заданиями "Суффиксы".

Выбрать и выполнить то задание, с которым вы можете справиться.

Задание на голубой карточке  -  самое лёгкое, на жёлтой карточке  - задание среднего уровня и на зелёной  -задание повышенного уровня.

Голубая карточка.

Вставьте гласную, выделите суффикс.

Нос_к, щеноч_к, чулоч_к, рот_к, кружоч_к, носоч_к, кусоч_к.

Жёлтая карточка.

Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы –ик, -ек.

Орех, шарф, горох, комар, кусок, корабль, парашют.

Зелёная карточка.

Выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме

урока.

Пон_сла Красная Шапо_ка бабушке пир_жок и горшоч_к масла. Тр_пинка спускалась в овраж_к. Выр_с на гря_ке душ_стый горош_к. На голубой к_локольч_к прыгнул зелёный кузнечик. На цветах сидели бабочки.

Приложение 4.

Карточки с заданиями "Восстанови текст".

Работайте  в паре. Подумайте, какие окончания надо написать в словах вместо точек. Запиши предложения. Выдели окончания.

Наступил...  зим... .  Бел... снежн... ковёр покрыл земл... .  Морозн... узор украсил окн...  дом... ... .  Как красиво вокруг!

Работайте  в паре. Подумайте, какие окончания надо написать в словах вместо точек. Запиши предложения. Выдели окончания.

Наступил...  зим... .  Бел... снежн... ковёр покрыл земл... .  Морозн... узор украсил окн...  дом... ... .  Как красиво вокруг!

Работайте  в паре. Подумайте, какие окончания надо написать в словах вместо точек. Запиши предложения. Выдели окончания.

Наступил...  зим... .  Бел... снежн... ковёр покрыл земл... .  Морозн... узор украсил окн...  дом... ... .  Как красиво вокруг!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

патснежнек

Слайд 2

Словоград

Слайд 3

Словоград

Слайд 4

Словоград

Слайд 5

дошкольник у лётчика Подберёзой с резать Нарисунке от винтил Подписал под письмом

Слайд 6

Словоград

Слайд 7

лёгкое среднее сложное

Слайд 8

Словоград

Слайд 9

Наступил… зим… . Бел… … снежн … … ковёр покрыл земл … . Морозн … … узор украсил окн … дом… … . Как красиво вокруг!

Слайд 10

Наступила зима . Белый снежный ковёр покрыл землю . Морозный узор украсил окна домов . Как красиво вокруг!

Слайд 11

Закончите следующие предложения: Я понял … Я узнал … Мне было интересно … Мне было трудно …

Слайд 12

Словоград До новых встреч, ребята!

Слайд 13

До новых встреч, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка, 2 класс. "Правописание корней и суффиксов имён существительных"

Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков  грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)"

Интересные задания этого урока помогут детям быстрее и точнее запомнить новый материал....

Урок русского языка 3 класс "Правописание приставок и предлогов".

Ценностное отношение к культуре русского языка (Формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки)....

конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок

№ урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.Планируемые результаты:личностные результаты: продолжить формировать вн...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)"

Цели урока:познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами....