Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание приставок и суффиксов».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятельной работы на учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова» https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3111781
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_i_pristavok.docx | 754.88 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_teme_pravopisanie_suffiksov_i_pristavok.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2
Конспект урока русского языка в 3 классе:
«Правописание приставок и суффиксов».
Разработала
учитель начальных классов
Пашкова С.В.
Предмет: Русский язык.
Тема:" Правописание приставок и суффиксов."
Тема | " Правописание приставок и суффиксов." |
Цель | организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах |
Учебные задачи | Формировать УУД: - Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности; зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка; осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка. - Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях. - Познавательные УУД: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. - Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме; включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости. |
Планируемый результат | Предметные . Учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; оценивать результаты выполненного задания; использовать изученные орфографические правила при письме. Метапредметные Проверять себя и оценивать собственные достижения. Личностные Участвовать в построении обобщений. |
Основные понятия | Речь устная и письменная; текс, предложения, слово; знаки препинания; буквы безударных и ударных гласных, значение слов, буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков, "орфограмма"; состав слова, корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение. |
Ресурсы:- основные - дополнительные | - Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык, 3 класс. - карточки с заданиями по вариантам для индивидуальной работы "Однокоренные слова"; - самостоятельная работа на учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова» https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3111781 - карточки с заданиями для взаимопроверки "Приставка или предлог ?"; - карточки с разноуровневыми заданиями "Суффиксы"; - карточки с заданиями "Восстанови текст"; - музыкальная физминутка ; - презентация "Город Словоград". |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая. |
Оборудование | АРМ учителя, интерактивная доска, карточки для работы, ноутбуки. |
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД | |
I. Организационный момент(3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Подготовка к работе на уроке. Эмоциональный настрой. Приветствуют гостей. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Все расселись по местам. Никому не тесно? По секрету вам скажу: "Будет интересно!" | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
II. Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.(7 мин) Цели: - мотивация повторения изученного материала о тексте; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия. | Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы. - Работали над темой " Правописание приставок и суффиксов ". - Узнали как пишутся некоторые приставки и суффиксы. - Начали учиться письменному пересказу текста. Исправляют ошибки в приставке и суффиксе. Формулируют тему урока и задачи. Тема: Правописание суффиксов и приставок. Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки. | Выявляет уровень знаний по теме "Правописание приставок и суффиксов". Создаёт условия для включения учеников в учебную деятельность. - Над какой темой работали? - Что знаете о составе слова? - Чему начали учиться? 2.Создаёт проблемную ситуацию. Слайд 1. Сегодня к нам на урок пришёл Снеговичок. Он предлагает вам узнать тему урока. Он написал на снежинке слово. Попробуйте его прочитать. Патснежнек - Где ошибся Снеговичок? - Чего он не знает? - Какова же тема нашего урока? - Какие задачи поставим на урок? | Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
III. Закрепление знаний и способов действий по теме урока.(30мин.) Цели: - закрепление знаний о правописании приставок и суффиксов, формирование умения применять их на практике; - закрепление знаний правописания изученных словарных слов. Индивидуальная работа по вариантам. Физминутка. Индивидуальная работа Дифферинци- рованная работа Физминутка. Работа в парах. | Чистописание. Указывают свои фамилию и имя. Пишут число. Пп Сс Кк Оо Названия улиц пишутся с заглавной буквы. Улица Приставок, улица Суффиксов. улица Корней, улица Окончаний. В русском языке много приставок и суффиксов. -В корне заключено значение слова, без него не может быть слова. Выписать из текста однокоренные слова и разобрать их по составу. Карточка 1. 5 учеников выполняют самостоятельную работу учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова» https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3111781 В приставках может быть безударная гласная, парная по глухости-звонкости. Приставки служат для образования новых слов. Карточка 2. Записывают слова в два столбика: в один слова с приставками, во второй слова с предлогами. Исправляют ошибки Снеговичка на интерактивной доске. Предлог пишется отдельно от приставки. Называют суффиксы и правила их написания. Карточка 3. Выбираю задание, выполняют, сверяют выполнение на доске. Окончания указывают на форму слова, служа для связи слов в предложении. Работа в парах. Вставляют буквы в окончания и проверяют с написанным на доске. | А проведём мы наш урок, путешествуя по городу Словоград. Слайд 2. Каждый из вас получит маршрутный лист, в котором будет записи своих наблюдений. Подпишите свой маршрутный лист. Укажите дату нашего путешествия. Приготовим руку к тому, чтобы вести наши записи, пропишем следующие буквы. -Как вы думаете, почему я выбрала эти буквы? - С этих букв начинаются названия улиц города. - Как пишутся названия улиц ? - Запишем их на следующей строке. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. В форме какого числа употреблены слова-названия улиц? Почему? Корни Посмотрите на карту города. -Как названа главная улица? Почему она главная? Слайд 3. Снеговичок просит вас помочь ему выполнить следующее задание: найти в тексте однокоренные слова. Карточка 1. 2 ученика выполняют задание у доски, после выполнения коллективная проверка . Оценивание работы учеников. Снеговичок предлагает вам немного отдохнуть и вместе с ним сделать физминутку. Приставки Слайд 4. Слева от улицы корней находится улица приставок. - Что вы знаете о правописании приставок? - Для чего нужны приставки? Слайд 5. Снеговичок предлагает вам выполнить следующее задание: распределить слова в два столбика. Карточка 2. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте, верно ли выполнил ваш товарищ свою работу. Проверьте верно ли выполнил эту работу Снеговичок. Слайд 6. 1 ученик - оценка. - Чего не знает Снеговичок? - Что вы можете ему рассказать о предлоге ? Суффиксы Снеговичок ведёт нас на улицу Суффиксов. - Какие суффиксы знаете? -Что вы знаете о правописании суффиксов? А если не знаете, как написать суффикс, что будете делать? Слайд 7. Снеговичок предлагает каждому из вас самому выбрать себе задание: на голубой карточке - самое лёгкое - задание; на жёлтой карточке - задание среднего уровня; на зелёной -задание повышенного уровня. Карточка 3. Ученика у доски. Проверка, оценивание. Снеговичок зовёт вас поиграть. 1ряд снег - прыгает 2ряд снежок - машет руками 3ряд снежинка - приседают Окончания. Вот мы и на улице Окончаний. - Для чего служат окончания в словах? Снеговичок нёс вам рассказ о зиме. но некоторые буквы в окончаниях слов пропали. Попробуйте восстановить окончания в словах. Работайте в парах. 1 ученик у доски записывает 2-е предложение и разбирает по составу. Оценка. | Развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса. | Освоение доступных способов изучения (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. (РегулятивныеУУД) Умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме. (КоммуникативныеУУД) самостоятельное выделение нужной информации; развитие умения активно использовать памятки и словари. (Познавательные УУД) Формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - готовность к сотрудничеству и дружбе. (ЛичностныеУУД) Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. (РегулятивныеУУД) Умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. (ПознавательныеУУД) Развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности; формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (КоммуникативныеУУД) . |
IV. Рефлексия. Итог урока (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку своей деятельности. | Подошло к концу наше путешествие только по некоторым улицам города Словограда. - Какие задачи ставили перед собой на уроке? - Смогли ли решить эти задачи? Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Закончите следующие предложения: Я понял … Я узнал … Мне было интересно… Мне было трудно … Организует самооценку учебной деятельности. - Какую задачу ставили? - Как справились? | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Маршрутный лист | |
ученика 3 "Б" класса | |
(фамилия,имя) | |
(дата путешествия) |
Приложение 1.
Карточки с заданиями по вариантам для индивидуальной работы "Однокоренные слова".
Вариант 1. | Вариант 2. |
Найти и выписать однокоренные слова. Разобрать слова по составу. Проплясали по сн...гам (С. Погореловский) | Найти и выписать однокоренные слова. Разобрать слова по составу.
Слой за слоем падает сн...г на землю. Каждый слой сначала бывает рыхлый. Сне...жинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима. Растут сугробы. Сн...жный покров становится плотным. А иногда затянется твердой ледяной корочкой – настом. Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить сне...говика! |
Приложение 2.
Карточки с заданиями для взаимопроверки "Приставка или предлог ?"
Вариант 1. | Вариант 2. |
Записать слова в 2 столбика: в первый столбик - слова с приставками, во второй те, в который нет приставок. (До)школьник,(до) школы, (под)берёзой, (под)берёзовик, (на)рисовать, (на)рисунке, (под)писал, (под)письмом. | Записать слова в 2 столбика: в первый столбик - слова с приставками, во второй те, в который нет приставок. (У)летать, (у)лётчика,(под)снежник,(под)снегом, (с) резать, (с)резьбой, (от)винтил, (от)винта. |
Приложение 3.
Карточки с разноуровневыми заданиями "Суффиксы".
Выбрать и выполнить то задание, с которым вы можете справиться.
Задание на голубой карточке - самое лёгкое, на жёлтой карточке - задание среднего уровня и на зелёной -задание повышенного уровня.
Голубая карточка.
Вставьте гласную, выделите суффикс.
Нос_к, щеноч_к, чулоч_к, рот_к, кружоч_к, носоч_к, кусоч_к.
Жёлтая карточка.
Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы –ик, -ек.
Орех, шарф, горох, комар, кусок, корабль, парашют.
Зелёная карточка.
Выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме
урока.
Пон_сла Красная Шапо_ка бабушке пир_жок и горшоч_к масла. Тр_пинка спускалась в овраж_к. Выр_с на гря_ке душ_стый горош_к. На голубой к_локольч_к прыгнул зелёный кузнечик. На цветах сидели бабочки.
Приложение 4.
Карточки с заданиями "Восстанови текст".
Работайте в паре. Подумайте, какие окончания надо написать в словах вместо точек. Запиши предложения. Выдели окончания.
Наступил... зим... . Бел... снежн... ковёр покрыл земл... . Морозн... узор украсил окн... дом... ... . Как красиво вокруг!
Работайте в паре. Подумайте, какие окончания надо написать в словах вместо точек. Запиши предложения. Выдели окончания.
Наступил... зим... . Бел... снежн... ковёр покрыл земл... . Морозн... узор украсил окн... дом... ... . Как красиво вокруг!
Работайте в паре. Подумайте, какие окончания надо написать в словах вместо точек. Запиши предложения. Выдели окончания.
Наступил... зим... . Бел... снежн... ковёр покрыл земл... . Морозн... узор украсил окн... дом... ... . Как красиво вокруг!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словоград
Словоград
Словоград
дошкольник у лётчика Подберёзой с резать Нарисунке от винтил Подписал под письмом
Словоград
лёгкое среднее сложное
Словоград
Наступил… зим… . Бел… … снежн … … ковёр покрыл земл … . Морозн … … узор украсил окн … дом… … . Как красиво вокруг!
Наступила зима . Белый снежный ковёр покрыл землю . Морозный узор украсил окна домов . Как красиво вокруг!
Закончите следующие предложения: Я понял … Я узнал … Мне было интересно … Мне было трудно …
Словоград До новых встреч, ребята!
До новых встреч, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка, 2 класс. "Правописание корней и суффиксов имён существительных"
Цели:способствовать формированию учебной деятельности- самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков грамотного , безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно –деятельной куль...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)"
Интересные задания этого урока помогут детям быстрее и точнее запомнить новый материал....
Методическая разработка к уроку русского языка по теме: "Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек" (презентация)
Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс "Правописание приставок и предлогов".
Ценностное отношение к культуре русского языка (Формирование умения различать и правильно писать предлоги и приставки)....
конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок
№ урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.Планируемые результаты:личностные результаты: продолжить формировать вн...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)"
Цели урока:познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами....