Технологическая карта урока. 3 класс. Русский язык."Планета знаний".Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Крючкова Ирина Васильевна

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс по программе"Планета знаний". Учебник " Русский язык" Л. Я. Желтовская, ч. 2, стр. 18-20.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Учитель: Крючкова Ирина Васильевна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

УМК : « Планета знаний», учебник «Русский язык» Л. Я. Желтовская, 3 класс, ч. 2, стр. 18-20

Тип урока: урок « открытия» нового знания

Тема урока: Правописание безударной гласной в родовых окончаниях глаголов прошедшего времени

Цель: формировать представления о связи родовых окончаний глаголов прошедшего времени с существительными, умение выбирать гласную в зависимости от формы рода глагола; согласовывать существительные с глаголами прошедшего времени в роде; формировать развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, логики, речи; формировать умение работать в парах, сотрудничать, давать оценку своим действиям и действиям одноклассников; анализировать работу всего класса  в целом и себя в отдельности; формирование умения примерять на себя роль корректора, учителя, помощника; умение оказывать помощь и поддержку одноклассникам.                      

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС «Планета знаний»»

Этап

урока

       

      Деятельность

          учителя
 

   Деятельность

       учащихся    

Ход урока

Формируемые УУД

IСамоопределе

ние к деятельности

 Приветствует обучающихся, желает им плодотворной и успешной работы, проверяет их готовность к уроку, наличие необходимых средств обучения
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Проверьте, все ли готово к уроку? Пусть вам этот урок принесет новые знания и радость общения. Желаю вам удачи.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражение положительного отношения к процессу познания,

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

IIАктуализация знаний

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

С помощью вопросов учителя формулируют задание, анализируют, аргументируют свою точку зрения, самостоятельно

выполняют задание

1 ученик с каждого ряда выходит к доске, записывает свой вариант задания. Самопроверка по образцу. Самооценивание цветом( рисуют цветные кружки за «полями»)

Словарная работа. На доске записаны слова:

 в..бр.жение

с..бр.жение

из.бр.зил

-Найдите « лишнее» слово. Аргументируйте свой ответ.

(«Лишнее» слово- изобразил, т. к. оно является глаголом, а не существительным, как два остальных)

-Что вы можете сказать о глаголе  «изобразил»?

(Это глагол прошедшего времени, отвечает на вопрос « Что сделал», имеет суффикс прошедшего времени «л», единств. числа, муж. рода)

-Какое задание к данной группе слов вы можете предложить?( Варианты ответов обуч-ся)

-Предлагаю записать эти слова т.о., чтобы они представляли собой единую группу слов. Какими способами мы можем это сделать?( Образовать от глагола им. сущ.. либо от сущ.-глаголы)

-Какой вариант задания будет ближе нам в связи с изученной на прошлом уроке темой?( второй)

- В форме какого времени мы запишем глаголы?(прошедшего)

-Как изменяются глаголы прошедшего времени?(Ответы обуч-ся)

-Предлагаю 1 ряду записать глаголы в форме п.в, м.р., ед.ч ;

2 ряду- в форме п.в., ж.р., ед. ч.;

3 ряду -в форме п.в., ср. р., ед. ч.

Выделите окончания.

При проверке выясняем сходство и различие в написании глаголов у каждого ряда( у всех глаголов общее-суф «л», различие- в родовых окончаниях. Еще раз проговаривается правило , изученное на прошлом уроке(стр. 16)

Познавательные: построение логической цепочки рассуждений с опорой на уже приобретенные знания, постановка задачи данного этапа урока, осознанное построение речевого высказывания

 Регулятивные: планирование деятельности по решению поставленной задачи, осуществление самоконтроля деятельности

Личностные: самоопределение, самооценивание выполненной работы

Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог, с точностью выражать свои мысли

III Постановка учебной задачи 

 Организует диалог с учащимися, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 Формулируют тему и задачу урока

На слайде предложение:

На стене изобразил. солнце причудливый мотив.

-Предложите задание к  данному предложению.

-От чего будет зависеть выбор окончания глагола?

-Чему мы научимся на уроке?

-Что нам в этом поможет?

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IVПостроение проекта выхода из затруднения 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Обсуждают в паре, составляют алгоритм действий, читают правило в учебнике (стр. 18), участвуют в диалоге, формулируют составленный алгоритм действий

-Составим алгоритм действий по выбору формы глагола:

1.Найти им. сущ., с которым связан глагол

2. Определить его род.

3.Записать безударную гласную в окончание глагола прошедшего времени в зависимости от рода.

Регулятивные:

 -составление алгоритма действий.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение  продуктивно работать с товарищем, слушать и слышать его мнение, строить речевое высказывание с проговариванием во внешней речи.

Гимнастика для глаз.

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

 VПервичное закрепление нового материала
 

  

 Работа в парах.

Проговаривают новый способ действия во внешней речи в парах;

осуществляют взаимопроверку с последующим оцениванием цветом качества выполненной работы.

-Запишите получившееся предложение, применяя составленный алгоритм действий. -Выделите окончание глагола.

-От чего зависит его написание?

Регулятивные:

 - умение действовать по алгоритму , планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение полученных ранее знаний.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организует работу учащихся в паре
 

  Работают в парах.  Двое обуч-ся работают на «скрытых досках».Проверка работ у доски.

Осуществляют взаимопроверку по образцу с доски. Взаимооценивание цветом

На слайде таблица:

Им. сущ.                              Глагол

солнце                    изобразил                    

художник               изобразила

ученица                  изобразило

-Сформулируйте задание.

-Запишите получившиеся предложения, используя составленный алгоритм действий.

-Выполните взаимопроверку.

 VIСамостоятельная работа с cамопроверкой

 Организует самостоятельную

 работу

Работа с материалом учебника ( стр.18, упр. 8) 1 ученик работает на « скрытой» доске Обучающиеся самостоятельно выполняют задание  по новому алгоритму действия.

Осуществляется самопроверка по образцу на доске. Выявляются причины ошибок. Производится самооценка работы цветом.

Познавательные:

-синтезирование, построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

- планирование последовательности действий, осуществление самоконтроля

Личностные:

- оценивание собственной учебной деятельности, степень самостоятельности

 VII Включение в систему знаний и повторение 

  Организует работу в парах

 Работа в парах

Работа с материалом учебника( стр. 19, упр 10)Обмениваются мнениями, отвечая на вопрос упражнения, формулируют вывод-правило об употреблении в качестве сказуемого глагола прошедшего времени во множественном числе. Сверяют свой вывод с  выводом Ключика. Записывают исправленные предложения  с комментированием во внешней речи. Графически доказывают написанное.Осуществляют взаимопроверку  и взаимооценку цветом. Для тех, кто быстро справится с заданием:

самостоятельная работа (стр. 20, упр 11)Самопроверка. Самооценивание.

-Предлагаю вам попробовать на себе роль корректора. Кто из вас, ребята, знаком со значением этого слова?

Работа с толковым словарем.Обсуждение.

-Выполним упр. 10 на стр.19

Регулятивные:

 - контроль  и коррекция деятельности по исправлению предложений

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, поиск необходимой информации в словаре

Личностные:

Самоопределение в деятельности: « я-корректор»;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

VIII Рефлексия деятельности( итог урока)

Соотносят цель и результаты деятельности на уроке, проговаривают алгоритм нового способа деятельности.

Анализируют и оценивают деятельность всего класса на роке.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке(рисуют за полями тетради «шкалу успеха»(0-10)

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, оценка своей деятельности на уроке

Познавательные:

- самостоятельное формулирование выводов о полученных знаниях и умениях;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- умение точно и правильно выражать свои мысли.

Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Домашнее задание

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроке русского языка

Носит дифференцированный характер: обучающиеся, работавшие активно , не допустившие ошибок в работе и уверенные в собственных силах выполняют индивидуальные задания по карточкам учителя 3 уровня.

Обучающиеся, допустившие ошибки, менее уверенные в своих силах  выполняют в учебнике задания на выбор: стр. 20, упр 12, 13. Для всего коллектива дается общее задание: выучить правило на стр. 18, еще раз прочитать заметки Ключика ( стр. 19, 20), записать 6 изученных словарных слов.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились.




Предварительный просмотр:

                                                                                 Крючкова И. В.

                        Муниципальное бюджетное образовательное  

учреждение «Гимназия №8»

Доклад на тему: Роль русской культуры в формировании основ духовно –нравственного развития и воспитания младших школьников

 (из опыта работы)

 «Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»

                                                                                            М.А. Михайлова

Нравственность –  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания,  вот только несколько характерных причин, из -за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед школой  ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»

 Мне кажется, что решение этого вопроса следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе.  Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище.

 В качестве новых путей воспитательного процесса младших школьников, можно использовать  Программу воспитания, в основе которой лежит знакомство обучающихся с традициями народной культуры.

Этот выбор сделан неслучайно:

 ·        Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому правильно было бы  начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

 ·        Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

 ·        Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.

 ·        Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

 ·        В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.

 ·        Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает учителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

         Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.

         Цель:    возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.

Задачи:  

 ·        развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;

 ·        воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

 ·        создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

 ·        развивать любознательность и познавательный интерес;

 ·        воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;

 ·        создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

    Это требует от педагога большой и планомерной работы.

 Так как  ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу планирую  по следующим направлениям:

 ·        воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

 ·        воспитание нравственных качеств и этического сознания;

 ·        воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

 ·        воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

 ·        воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

             Мой опыт показал, что по каждому  направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.

        Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

        Убедиться в этом может помочь  занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики  могут провести исследовательскую работу, результатом которой  может стать проект «Чему нас учат сказки».  Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, обучающиеся получают дополнительные знания по литературному чтению.

Огромное значение в духовно нравственном воспитании играет изучение традиций русского народа, их понимание и… «проживание» на какое-то время.

Например, готовясь к защите новогодних проектов по  украшению кабинетов, мы с ребятами выбрали тематику  «Русская народная изба». Детям было интересно узнать, а как же наши предки встречали Новый год, как украшалась елка, какими были подарки? На одном из классных часов учитель и ребята подготовили презентации о святках и Колядках, традициях празднования  Нового года нашими предками. Изучив тему, мы решили инсценировать «Колядки», выучив заклички , разыграв сценки. Получилось коллективно-творческое дело,  в котором были распределены роли и обязанности участников: художники-костюмеры, ведущие, актеры сценок, дизайнеры-оформители. Но для того, чтобы украсить кабинет, необходимо знать, а какой же была она, русская изба? Что в ней находилось, какие предметы быта и обихода были у наших предков. На уроках изобразительного искусства, занятиях «Затейники» и классных часах мы собирали информацию, готовили презентации и сообщения о русской избе, о жизни русских людей, особенностях их быта. В практической деятельности ребята выполняли рисунки на тему «Убранство русской избы»,где им предлагалась роль дизайнеров. На конкурсной основе лучшие из рисунков послужили эскизом для дальнейшего украшения кабинета. Конечно, привлекались родители. Совместно с детьми, они создали в нашем кабинете атмосферу русского быта…Получилось ярко, весело, увлекательно. Ребята попробовали себя в разных ролях, несли ответственность за общее дело, смогли прочувствовать мир своих предков, таких же ребят, как они, живших в далекое время…

Украшением елки занимался каждый из обучающихся…Практическому занятию предшествовали урочная  и внеурочная деятельность по изучению славянских игрушек. На занятиях «Затейники» ребята познакомились с историей создания славянских кукол, их классификацией и видами. Практическое занятие позволило научиться делать эту куклу своими руками. При поддержке учителя дети изготовили из мочала лошадок, а также кукол из ткани, которыми мы и украсили классную елку. Наши уроки вдохновили одну из учениц (Сажневу Анастасию) на выполнение проекта по теме « Куклы наших предков». В процессе исследования и поиска информации Настя делилась с одноклассниками самыми интересными моментами и провела мастер-класс по изготовлению игровой куклы «Малышок-голышок». С каким интересом и увлечением дети следили за объяснениями Насти и выполняли ее инструкции по созданию собственной куклы! На одном из уроков НИР Настя защищала свой интересный  проект, показав ребятам порядка 25 кукол, выполненных ею с помощью мамы!. Дорогого стоит совместная работа мамы и дочки. Не это ли одна из целей духовно-нравственного воспитании, - сплочение семьи и совместное творчество?

        Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

  Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.

На одном из уроков по окружающему миру обучающимся было предложено с помощью родителей провести исследовательскую работу по теме «Моя родословная» с последующим красочным оформлением собранной информации. Ребята с увлечением рассказывали  о своих родственниках, предках, называли фамилии, род занятий. У кого-то дерево «расцвело» пышной кроной, и сразу становилось заметно, как чтут память предков в семье, интересуются историей семьи, а у кого-то совсем скудная информация…Эту тему я подняла на одном из родительских собраний , обозначив проблему… С родителями мы пришли к выводу о том, что необходима совместная семейная деятельность по поиску информации о забытых предках. Приняли решение, что к 4 классу снова выполним проекты на эту тему.

К празднику « Семейный выходной» будем готовиться так же тщательно, ведь пройдет он  в стиле русских народных посиделок. А это ко многому обязывает: собрать информацию, изучить историю, приготовить костюмы, самовары, песни, игры, русские народные блюда. Думаю, каждая семья нас чем-то удивит, чему-то научит!

        И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя  лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

В своей работе по духовно-нравственному воспитания использую следующие формы деятельности:

  • классные часы,
  • познавательные беседы,
  • литературно-музыкальные композиции, праздничные посиделки;
  • игровые занятия, этические игры;
  • творческие викторины и конкурсы;
  • творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки;
  • лекторий для родителей.

Перспективы работы.

  • Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей младших школьников.
  • Воспитывать чувство патриотизма через  разнообразные формы внеурочной деятельности с использованием устного народного творчества.
  • Приобщать учащихся к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
  • Пробуждать интерес и уважение к семейным традициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.

Основные темы , используемые в работе:

  • 3-й класс. Тема  «Жизнь дана на добрые дела».
  • 1. Мир крестьянского дома.
  • Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.
  • 2. Жизнь человека в доме и мире.
  • Родовое дерево семьи.
  • В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

Предполагаемые результаты.

— Формирование знаний и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;

— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;

— искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности,

— развитие личности учащихся;

— заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы;

—принятие детьми ценностей народной культуры

— степень соответствия реального облика  учащихся  образцу выпускника 1-й ступени школы.

Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

  • педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
  • тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
  • ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа;
  •  мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА   3 класс

( ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ПРОГРАММЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ЗАНЯТОСТИ)

 Тема  «Жизнь дана на добрые дела»

 1 четверть. Изба без четырёх углов не ставится.

1. Экскурсия на улицу

   Дети закрепляют знания о рубленном доме и его составных частях (срубе, крыше, крыльце, наличниках, ставнях). Узнают о деревянной избе, её значении (резьба дом молодит, делает его нарядным). Размышляем над пословицей «Хорошая работа два века живет».

2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в краеведческий музей.

3. Конкурс рисунков «Домик в деревне».

4. Ключевое дело: «К потолку пускает пар наш красавец самовар…»

«Праздник русской кухни» классный огонек.

2 четверть «Работа да руки – надёжные в людях поруки».

1. «Каков мастер, таково и дело».

Творческая мастерская игрушек. Изготавливаем «Стригушек» из мочала.Кукол из ткани.

Мастер-класс по изготовлению славянских игровых кукол./Проводят обучающиеся/

2. Конкурс поделок «Славянская игрушка».

3. «Дом построим – будем жить». Классный час.

   Узнаём об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

4. Коллективное дело: Подготовка к Новогоднему  конкурсу по украшению кабинета. Тема «Русская изба».

5.«Зимние святки»

    Даём детям представление о празднике «Святки», о народных традициях и народном обряде.

2. Зимние забавы. «Петушиные бои». Санное многоборье. Конкурс фигур из снега.

Коллективное дело: подготовка к защите проектов к Новому году. Тема. «Русские колядки».

   3 четверть. Жить всем вместе лет до двести.

1. «Хозяев знаем, по имени величаем». Классный час.

   Знакомимся с терминами родства, обрядами и обычаями взаимоотношений.

2. «Вся семья вместе – так и душа на месте». 

   Урок этической грамматики. Знакомимся с внутренним строем большой семьи. 

3. Урок этической грамматики: «Семейно-бытовые обряды».  

   Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

4. Ключевое дело: «Это все – моя семья…». Изучаем родословную, знакомимся с традициями семьи.

2. «Семейный сад». Выставка в классе.

Представляем своё семейное дерево (можно семейные фотографии).

   Семейная игра – викторина. 

4 четверть «Где потешки поют – там весело живут».

1.  «Где скоморохи – там праздник, веселье».

   Узнаём о скоморохах – странствующих актёрах. Разучиваем небылицы, потешки.

2. «Приходите в гости к нам»Праздник «Семейный выходной».

   Узнаём о русских посиделках, о том, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

3. «Вот и воскресенье подошло, пушистую вербочку на крыльях принесло». 

   Узнаём об обрядах и обычаях Вербного воскресенья.  

4. Ключевое дело: «А у наших у ворот развеселый хоровод»

   Инсценируем небылицы, потешки. Разыгрываем хороводно-игровую песню «Ворон».

Подведение итогов года.

Используемая литератураа:

  1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова.
  2. Азбука нравственного воспитания.  И.А. Каиров, О.С. Богданова.
  3. Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа.  Л.В. Кокуева.
  4. Нетрадиционные праздники в школе.  С. Шмаков.
  5. Игровые методики.  Н. Е. Щуркова.

Интернет-ресурсы:

  1. http://pandoraopen.ru
  2. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/
  3. http://viki.rdf.ru/item/3623


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных...

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Правописание -ться и -тся в глаголах»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Анализ сочинения. Правописание глаголов в прошедшем времени" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития у обучающихся умения правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.Задачи урока:Дидактические:1. повторить изученное о глаголах прошедшего в...

Технологическая карта урока по русскому языку "Проверка знаний по теме «Глагол». Тест" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение распознавать глагол и находить род, число, лицо спряжение, время.2. Проверить знания по теме &la...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...