Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Этап мотивации
|
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
| Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотней Сделать слово из частей. -Какие части слова вы знаете? - Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете? - Что такое приставка? Для чего она служит? - Какую большую тему, раздел мы сейчас изучаем, который включает в себя эти понятия: корень, приставка, суффикс, окончание? - Для чего мы так подробно изучаем состав слова? -Скажите, а важно ли знать, как образовано слово? Для чего нам это нужно? - Состав слова, словообразование – это два понятия, которые необходимо рассматривать вместе.
| Дают предположительные ответы
Ставят цель, задают вопросы. | Регулятивные УД
Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
2. Этап актуализации
|
Цель: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов | Серый ёж был очень тих И ежиха тоже. И ребёнок был у них- Очень тихий ёжик. - Чем интересно это стихотворение с позиции русского языка? - Выпишем однокоренные слова, разберём по составу. - Кто такой ёж, ежиха, ёжик? - Какая часть слова помогла нам определить кто есть кто, кто папа. Кто мама? - С помощью какой части слова образовались слова? - Как вы думаете. О чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Какие цели поставим? | Все ассоциации, мысли и предположения высказываются вслух
| Коммуникативные УД
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Личностные УД формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
|
Цель: уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке | 3) Игра «Побудь волшебником».
Фронтально
-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником» Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. (Слайд 4)
Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. Проверка по слайду (Слайд 4) - С помощью какого суффикса образовали новые слова? -Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова? -А теперь превратите слова кот, слон, дом в очень большие предметы. Проверка по слайду (Слайд 5) Сначала появляется картинка, которая обозначает маленький предмет, дети образовывают новое слово, которое означает большой предмет, затем по щелчку предмет превращается в большой и сразу же появляется новое слово. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? -Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?
|
-ик
-Превращает слова в маленькие предметы
-ищ -Увеличивает предметы | Регулятивные УД
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; |
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции
|
Цель: выбор способа и средств коррекции выявленных затруднений |
| Сравнивают свои построения с предложенным эталоном | Познавательные УД
поиск и выделение информации;
умение структурировать знания; |
5. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
|
Постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации | Работа в группах 1 группа Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, ист-
строи _____ плот ______ сценар _______ учи ______ двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Проверка по слайду (Слайд 2)
2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .
Лёня – Лёнечка Миша – Мишенька Аня - … Алёша - … Света - … Федя - … Дима - … Люба - … Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. -С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания. Проверка по слайду (Слайд 3)
| Дети работают в группах.
Проверка.
- Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.
-Имена звучат ласково.
-тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-.
| Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).
|
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
|
Цель: организация обсуждения типовых затруднений | Учебник, с. 109, № 191 или 192 Работа с правилом по учебнику | Выдвигают свои тезисы при ответе на вопрос: «Как образуются слова?» Эксперты делают выводы. | Личностные УД формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств Коммуникативные УД умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой
|
Цель: провести самопроверку по эталону, фиксировать результаты | Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Обоснуйте. Суффиксы выделите. - рыбка, дубок, горка, норка;
- тракторист, пианист, танкист, печник;
- полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
- хвостище, глазоньки, усище, когтище;
- шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
- толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.
| Исключают из цепочек лишние слова с учетом полученных знаний | Регулятивные УД выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные УД умение структурировать знания;
умение применения знаково-символических действий, включая моделирование;
построение логической цепи рассуждений |
8. Этап включения в систему знаний и повторения
|
Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного | Прием «Кластер» Фронтально На доске карточки со словами: Маленькое слово Часть слова Для образования новых слов Для связи слов в предложении После корня Перед корнем Не имеет значение Имеет значение - Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
| На доске получается схема: | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
9. Этап рефлексии деятельности на уроке
|
Цель: оценивание собственной деятельности на уроке | -Над какой темой мы сегодня работали? -Что же такое суффикс? - С какими новыми суффиксами познакомились?
-Какие смысловые оттенки они вносят? -Кто остался доволен своей работой? - Дополните предложения. Дополнение предложений (Слайд 6) -Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя. Самооценка (Слайд 7 ) - Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились … Дом. Задан.: правило с. 109, с. 110, № 193 | Активно участвуют в диалоге с учителем и друг другом. -Суффикс - Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. -тель, -ник, -ист, -очк-, ечк-. -оньк-, -еньк-, -ищ-. Поднимают руки. | Познавательные УД умение структурировать знания; Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте, в классе).
|