Тематическое планирование по русскому языку в 3-м классе УМК "Школа 2100".
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по руссклму языку 3 класс УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование. русский язык. 3 класс. ктп | 43.1 КБ |
русский язык. 3 класс. УМК "Школа 2100". пз | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по русскому языку
в 3 классе (2013/2014 уч.год)
170 часов в год/ 5 часов в неделю
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
I четверть (45 часов, в т.ч.на написание диктантов – 3 ч., списываний – 1 ч., проверочных работ – 4 ч.) | |||
1/1 | 02.09 | 1. Вводный урок. Знакомство с новым учебником. | 1 |
Повторение (10 часов) | |||
2/2 | 03.09 | 1. Что мы знаем о слове. | 1 |
3/3 | 04.09 | 2. Что мы знаем о тексте. | 1 |
4/4 | 05.09 | 3. Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 |
5/5 | 06.09 | 4. По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 |
6/6 | 09.09 | 5. Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 1 |
7/7 8/8 | 10.09 11.09 | 6-7. Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 2 |
9/9 | 12.09 | 8. Развитие умения писать заглавную букву в словах. Контрольное списывание. | 1 |
10/10 | 13.09 | 9. Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. Работа над ошибками. | 1 |
11/11 | 16.09 | 10. Контрольный диктант № 1 по теме «Слово, предложение, текст». | 1 |
Слово. Части слова. Корень (4 часа) | |||
12/12 | 17.09 | 1. «Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». | 1 |
13/13 | 18.09 | 2. Понятие о чередовании согласных звуков в корне. | 1 |
14/14 | 19.09 | 3. Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 |
15/15 | 20.09 | 4. Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 |
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (5 часов) | |||
16/16 | 23.09 | 1. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова). | 1 |
17/17 | 24.09 | 2. Правописание проверяемых бук согласных в корне слова. | 1 |
18/18 | 25.09 | 3. Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 |
19/19 | 26.09 | 4. Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». | 1 |
20/20 | 27.09 | 5. Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
Удвоенные буквы согласных в корне слова (5 часов) | |||
21/21 | 30.09 | 1. Понятие об удвоенных буквах согласных. | 1 |
22/22 | 01.10 | 2. Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. | 1 |
23/23 | 02.10 | 3. Развитие умения в написании слов с удвоенными буквами согласных. Развитие речи. Творческая работа. Закончи предложение. | 1 |
24/24 | 03.10 | 4. Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова». | 1 |
25/25 | 04.10 | 5. Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с удвоенными буквами согласных в корне. | 1 |
Буквы непроизносимых согласных в корне слова (9 часов) | |||
26/26 | 07.10 | 1. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 |
27/27 | 08.10 | 2. Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 |
28/28 | 09.10 | 3. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Развитие речи. Творческая работа. Сочинение по опорным словам. | 1 |
29/29 | 10.10 | 4. Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 |
30/30 | 11.10 | 5. Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 |
31/31 | 14.10 | 6. Проверочная работа № 3 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова». | 1 |
32/32 | 15.10 | 7. Работа над ошибками. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 |
33/33 | 16.10 | 8. Контрольный диктант № 2 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова». | 1 |
34/34 | 17.10 | 9. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
Безударные гласные в корне слова (9 часов) | |||
35/35 | 18.10 | 1. Правописание букв безударных гласных в корне слова. | 1 |
36/36 | 21.10 | 2. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 |
37/37 | 22.10 | 3. Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. | 1 |
38/38 | 23.10 | 4. Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Развитие речи. Свободный диктант. | 1 |
39/39 | 24.10 | 5. Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. | 1 |
40/40 | 25.10 | 6. Проверочная работа № 4 по теме «Буквы безударных гласных в корне слова». | 1 |
41/41 | 28.10 | 7. Работа над ошибками. Сочинение по опорным словам. | 1 |
42/42 | 29.10 | 8. Контрольный диктант № 3 по теме «Буквы безударных гласных в корне слова». | 1 |
43/43 | 30.10 | 9. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
Сложные слова и их правописание (7 часов) | |||
44/44 | 31.10 | 1. Знакомство с понятием «сложные слова». | 1 |
45/45 | 01.11 | 2. Соединительные буквы о и е в сложных словах. | 1 |
II четверть (35 часов, в т.ч.на написание диктантов – 2 ч., списываний – 1 ч., проверочных работ – 3 ч.) | |||
46/1 | 11.11 | 3. Образование сложных слов. | 1 |
47/2 | 12.11 | 4. Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 |
48/3 | 13.11 | 5. Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант. | 1 |
49/4 | 14.11 | 6. Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их правописание». | 1 |
50/5 | 15.11 | 7. Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
Части слова. Приставка (2 часа) | |||
51/6 | 18.11 | 1. Приставка, ее роль в слове (повторение). | 1 |
52/7 | 19.11 | 2. Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | 1 |
Безударные гласные в приставках (3 часа) | |||
53/8 | 20.11 | 1. Правописание букв безударных гласных в приставках. | 1 |
54/9 | 21.11 | 2. Упражнения в правописании букв безударных гласных в приставках. | 1 |
55/10 | 22.11 | 3. Приставки про и пра, по и па, их правописание. | 1 |
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня (2 часа) | |||
56/11 | 25.11 | 1. Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня. | 1 |
57/12 | 26.11 | 2. Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. | 1 |
Разделительные ъ и ь (7 часов) | |||
58/13 | 27.11 | 1. Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь. | 1 |
59/14 | 28.11 | 2. Правописание слов с разделительными ъ и ь. | 1 |
60/15 | 29.11 | 3. Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Буквы безударных гласных в приставках. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь». | 1 |
61/16 | 02.12 | 4. Работа над ошибками. Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. | 1 |
62/17 | 03.12 | 5. Развитие речи. Свободный диктант. | 1 |
63/18 | 04.12 | 6. Контрольный диктант № 4 по теме «Буквы безударных гласных. Разделительные ъ и ь». | 1 |
64/19 | 05.12 | 7. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
Части слова. Окончание и основа слова (4 часа) | |||
65/20 | 06.12 | 1. Понятие об окончании и основе слова. | 1 |
66/21 | 09.12 | 2. Развитие умения находить в слове окончание. | 1 |
67/22 | 10.12 | 3. Как найти в слове основу. | 1 |
68/23 | 11.12 | 4. Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 |
Части слова. Суффикс (2 часа) | |||
69/24 | 12.12 | 1. Суффикс и его роль в слове. | 1 |
70/25 | 13.12 | 2. Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 |
Разбор слова по составу (5 часов) | |||
71/26 | 16.12 | 1. Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. | 1 |
72/27 | 17.12 | 2. Контрольное списывание. | 1 |
73/28 | 18.12 | 3. Упражнения в разборе слов по составу. Работа над ошибками. | 1 |
74/29 | 19.12 | 4. Проверочная работа № 7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу». | 1 |
75/30 | 20.12 | 5. Работа над ошибками. Повторение. | 1 |
Части речи в русском языке (2 часа) | |||
76/31 | 23.12 | 1. Части речи в русском языке. | 1 |
77/32 | 24.12 | 2. Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 |
Имя существительное как часть речи (2 часа) | |||
78/33 | 25.12 | 1. Определение имени существительного. | 1 |
79/34 | 26.12 | 2. Роль имен существительных в речи. Развитие речи. Творческая работа. Составление текста. | 1 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные (3 часа) | |||
80/35 | 27.12 | 1. Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | 1 |
III четверть (50 часов, в т.ч.на написание диктантов – 2 ч., изложений – 2 ч., проверочных работ – 3 ч.) | |||
81/1 | 13.01 | 2. Имена существительные в речи. | 1 |
82/2 | 14.01 | 3. Что мы знаем об именах существительных. Повторение. | 1 |
Род имен существительных (3 часа) | |||
83/3 | 15.01 | 1. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 1 |
84/4 | 16.01 | 2. Род – постоянный признак имен существительных. | 1 |
85/5 | 17.01 | 3. Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода. | 1 |
Число имен существительных (4 часа) | |||
86/6 | 20.01 | 1. Изменение имен существительных по числам. | 1 |
87/7 | 21.01 | 2. Образование множественного числа имен существительных. | 1 |
88/8 | 22.01 | 3. Окончания имен существительных в единственном и множественном числе. | 1 |
89/9 | 23.01 | 4. Разбор имени существительного как части речи. | 1 |
Словообразование имен существительных (9 часов) | |||
90/10 | 24.01 | 1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 |
91/11 | 27.01 | 2. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке. | 1 |
92/12 | 28.01 | 3. Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. | 1 |
93/13 | 29.01 | 4. Развитие речи. Творческая работа. Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами. | 1 |
94/14 | 30.01 | 5. Разбор имен существительных по составу. | 1 |
95/15 | 31.01 | 6. Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка». | 1 |
96/16 | 03.02 | 7. Употребление имен существительных в речи. | 1 |
97/17 | 04.02 | 8. Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи». | 1 |
98/18 | 05.02 | 9. Работа над ошибками. | 1 |
Местоимение как часть речи (7 часов) | |||
99/19 | 06.02 | 1. Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 |
100/20 | 07.02 | 2. Местоимения 1,2,3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | 1 |
101/21 | 10.02 | 3. Разбор местоимения как части речи. | 1 |
102/22 | 11.02 | 4. Роль личных местоимений в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение «О себе». | 1 |
103/23 | 12.02 | 5. Закрепление знаний о местоимении. Развитие речи. Свободный диктант «Паучок». | 1 |
104/24 | 13.02 | 6. Повторение. Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи». | 1 |
105/25 | 14.02 | 7. Работа над ошибками. Закрепление. | 1 |
Имя прилагательное как часть речи (4 часа) | |||
106/26 | 17.02 | 1. Определение имени прилагательного. | 1 |
107/27 | 18.02 | 2. Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. | 1 |
108/28 | 19.02 | 3. Роль имен прилагательных в речи. | 1 |
109/29 | 20.02 | 4. Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 |
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных (5 часов) | |||
110/30 | 21.02 | 1. Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 |
111/31 | 24.02 | 2. Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | 1 |
112/32 | 25.02 | 3. Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. | 1 |
113/33 | 26.02 | 4. Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами. | 1 |
114/34 | 27.02 | 5. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | 1 |
Разбор имен прилагательных по составу (5 часов) | |||
115/35 | 28.02 | 1. Словообразование имен прилагательных. Развитие речи. Сочинение по опорным сочетаниям слов. | 1 |
116/36 | 03.03 | 2. Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». | 1 |
117/37 | 04.03 | 3. Работа над ошибками. Разбор имен прилагательных по составу. | 1 |
118/38 | 05.03 | 4. Контрольный диктант № 5 по теме «Буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных». | 1 |
119/39 | 06.03 | 5. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
Глагол как часть речи (4 часа) | |||
120/40 | 07.03 | 1. Определение глагола как части речи. | 1 |
121/41 | 11.03 | 2. Изменение глаголов по временам. | 1 |
122/42 | 12.03 | 3. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 |
123/43 | 13.03 | 4. Изменение глаголов по числам. | 1 |
Правописание частицы не с глаголами (6 часов) | |||
124/44 | 14.03 | 1. Употребление частицы не с глаголами. | 1 |
125/45 | 17.03 | 2. Правило правописание частицы не с глаголами. | 1 |
126/46 | 18.03 | 3. Развитие умения писать частицу не с глаголами. Развитие речи. Свободный диктант. | 1 |
127/47 | 19.03 | 4. Контрольный диктант № 6 по теме «Частица не с глаголом». | 1 |
128/48 | 20.03 | 5. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 |
129/49 | 21.03 | 6. Контрольное изложение № 1. | |
Неопределенная форма глагола (6 часов) | |||
130/50 | 1. Понятие о неопределенной форме глагола. | 1 | |
IV четверть (40 часов, в т.ч.на написание диктантов – 5 ч., списываний – 1 ч., проверочных работ – 1 ч.) | |||
131/1 | 01.04 | 2. Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы. | 1 |
132/2 | 02.04 | 3. Образование форм времени от неопределенной формы глагола. | 1 |
133/3 | 03.04 | 4. Разбор глагола как части речи. | 1 |
134/4 | 04.04 | 5. Повторение. Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом». | 1 |
135/5 | 07.04 | 6. Упражнения в разборе глагола как части речи. | 1 |
Наречие как часть речи (2 часа) | |||
136/6 137/7 | 08.04 09.04 | 1-2. Понятие о наречии как части речи. | 2 |
Виды предложений по цели высказывания и интонации (3 часа) | |||
138/8 | 10.04 | 1. Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
139/9 | 11.04 | 2. Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. | 1 |
140/10 | 14.04 | 3. Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 |
Главные и второстепенные члены предложения (6 часов) | |||
141/11 | 15.04 | 1. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 |
142/12 | 16.04 | 2. Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 |
143/13 | 17.04 | 3. Понятие о второстепенных членах предложения. | 1 |
144/14 | 18.04 | 4. Составление схем предложений и предложений по схемам. | 1 |
145/15 | 21.04 | 5. Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 |
146/16 | 22.04 | 6. Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. | 1 |
Предложения с однородными членами (8 часов) | |||
147/17 | 23.04 | 1. Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 |
148/18 | 24.04 | 2. Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | 1 |
149/19 | 3. Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | |
150/20 | 4. Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | |
151/21 | 5. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | |
152/22 | 6. Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | |
153/23 | 7. Контрольный диктант № 7 по теме «Однородные члены предложения». | 1 | |
154/24 | 8. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |
Простые и сложные предложения (8 часов) | |||
155/25 | 1. Понятие о простом и сложном предложениях. | 1 | |
156/26 | 2. Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | |
157/27 | 3. Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | 1 | |
158/28 | 4. Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Развитие речи. Свободный диктант. | 1 | |
159/29 | 5. Разбор простого и сложного предложений. | 1 | |
160/30 | 6. Повторение. Проверочная работа № 12 по теме «Предложение». | 1 | |
161/31 | 7. Повторение. Работа над ошибками. | 1 | |
162/32 | 8. Контрольное списывание. | 1 | |
Повторение (8 часов) | |||
163/33 | 1. Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | 1 | |
164/34 | 2. Повторение изученных орфограмм и состава слова. | 1 | |
165/35 | 3. Контрольный диктант № 8 (итоговый). | 1 | |
166/36 | 4. Повторение. «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |
167/37 | 5. Итоговая контрольная работа. | 1 | |
168/38 169/39 170/40 | 6-8. Повторение и обобщение изученного за год. | 3 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по русскому языку
для 3 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» - 3 класс - разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской учебной программы «Русский язык», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Учебно-методический комплект представлен пособиями:
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. 3 класс. – Учебник для 3 класса. – Москва, «Баласс», 2011.
- Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3-го класса. Пособие для учащихся. – Москва, «Баласс», 2012.
- Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, 2. – Москва, «Баласс», 2013.
- Н.А.Исаева. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл.) – Москва, «Баласс», 2011.
- Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – Москва, «Баласс», 2011.
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), в т.ч.:
- на написание диктантов – 11 ч;
- изложений – 2 ч;
- списываний – 3 ч;
- проведение проверочных работ – 12 ч.
Пояснительная записка
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Назначение предмета:
- заложить основу формирования функционально грамотной личности,
- обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем
Цель:
1) формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
2) формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Содержание программы
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: на-блюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Учебно-тематическое содержание программы
№ | Разделы, темы | Количество часов | Формы и средства контроля усвоения знаний |
I четверть | 45 | ||
1 | Вводный урок | 1 | |
2 | Повторение | 10 |
|
3 | Слово. Части слова. Корень. | 4 |
|
4 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 5 |
|
5 | Удвоенные буквы согласных в корне слова | 5 |
|
6 | Буквы непроизносимых согласных в корне слова | 9 |
|
7 | Безударные гласные в корне слова | 9 |
|
8 | Сложные слова и их правописание | 2 |
|
II четверть | 35 | ||
Сложные слова и их правописание | 5 |
| |
9 | Части слова. Приставка | 2 | |
10 | Безударные гласные в приставках | 3 | |
11 | Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | 2 | |
12 | Разделительные ъ и ь | 7 |
|
13 | Части слова. Окончание и основа слова | 4 |
|
14 | Части слова. Суффикс | 2 | |
15 | Разбор слова по составу | 5 |
|
16 | Части речи в русском языке | 2 |
|
17 | Имя существительное как часть речи | 2 |
|
18 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | |
III четверть | 50 | ||
Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 2 | ||
19 | Род имен существительных | 3 | |
20 | Число имен существительных | 4 |
|
21 | Словообразование имен существительных | 9 |
|
22 | Местоимение как часть речи | 7 |
|
23 | Имя прилагательное как часть речи | 4 | |
24 | Правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных | 5 |
|
25 | Разбор имен прилагательных по составу | 5 |
|
26 | Глагол как часть речи | 4 | |
27 | Правописание частицы не с глаголами | 6 |
|
28 | Неопределенная форма глагола | 1 | |
IV четверть | 40 | ||
Неопределенная форма глагола | 5 |
| |
29 | Наречие как часть речи | 2 | |
30 | Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | |
31 | Главные и второстепенные члены предложения | 6 |
|
32 | Предложения с однородными членами | 8 |
|
33 | Простые и сложные предложения | 8 |
|
34 | Повторение | 8 |
|
Итого: | 170 |
Таблица предметных требований
к умениям учащихся 3 класса по русскому языку
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||
|
|
|
Речевые умения | Учебно-языковые умения | Правописные умения |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса. Автор учебника Полякова А.В. Указаны номера упражнений. В помощь учителям, работающим по системе Занкова....
Календарно- тематическое планирование по русскому языку по ФГОС 2 класс УМК "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по русскому языку с УУД 2 класс по программе Канакиной "Школа России"...
Тематическое планирование по русскому языку УМК " Перспектива ,3 класс
Рабочая программа УМК « Перспектива»Русския язык 3 класс Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета « Русский язык » составлена в соответствии с требованиями федерального комп...
Тематическое планирование уроков русского языка (обучение грамоте) 1 класс. По новым стандартам.
Тематическое планирование уроков обучения грамоте и русского языка. 1 класс....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо) для 1 класса по УМК "Гармония".
Планирование учебного материала по русскому языку (письму) в 1 классе по УМК "Гармония"....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...