ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по русскому языку по теме
Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Может быть использован для повышения уровня грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_gramotnosti_uchashchikhsya.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем народного образования.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием:
- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;
- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использования слов в собственных записанных текстах;
- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач.
Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки.
Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает.
Для обучения распознаванию орфограмм существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм.
Обычно говорят, будто главный опознавательный признак орфограммы – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения, например «много звёзд» - много [зв' ост], «часы» [ч' исы]. Выявлению и запоминанию таких несовпадений способствует звуко-буквенный анализ и синтез, постоянно проводимые в начальных классах с самых ранних этапов обучения.
Этот опознавательный признак орфограмм «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они написаны!), А не только слышит слово, то есть, при чтении, списывании, анализе написанного текста.
Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые дают наибольшее количество несовпадений и, следовательно, создают опасность ошибок. Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки-буквы: гласные а/о, и/е, парные звонкие и глухие согласные: б/п, г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш, сочетания согласных «стн/сн», «здн/зн», в которых могут встретиться непроизносимые согласные; сочетания «нч» и «нщ», сочетания «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу».
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания.
Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительный гласный в сложных словах, возвратная частица (постфикс) «-ся (-сь)», сочетания морфем – две приставки, два суффикса и т. п.
Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства типов орфограмм, независимо от их принципа. Но в отдельных случаях есть свои особенности. Так, для орфограммы «заглавная буква/строчная буква» первый опознавательный признак не играет роли, зато второй играет решающую роль (первая буква в слове, первое слово в предложении).
Каждый тип орфограмм имеет собственные, специальные, частные опознавательные признаки, присущие только этому типу, иногда – группе сходных орфограмм. Так, специфическими опознавательными признаками орфограммы «ь после шипящих в конце имен существительных» являются следующие сведения, которые школьник должен установить:
а) Является ли слово именем существительным?
б) Оканчивается ли оно на шипящий согласный?
в) Какого оно рода? Для мужского рода – вариант без ь, например «нож»; для женского рода – с ь: «ночь».
Создается устойчивая последовательность действий, нечто вроде алогоритма.
Методы и приемы обучения правописанию:
а) метод языкового анализа и синтеза;
б) имитативный метод (запоминание, заучивание);
в) метод решения грамматико-орфографических задач.
Во всех трех методах важное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.
Языковой анализ. Виды и приемы языкового анализа:
а) звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ слов, словосочетаний; является ведущим видом анализа в 1 классе, применяется во всех классах, особенно в применении к словам, написание которых существенно расходится с произношением;
б) слоговый анализ, выделение ударяемых слогов; применяется при переносе слов, во всех вариантах работы надо безударными гласными и их написанием;
в) семантический анализ, то есть выяснение значений слов (прямых значений, переносных, многозначности, оттенков значений) и их сочетаний, предложений и текста; необходим во всех случаях орфографической работы;
г) словообразовательный и морфемный анализ; применяется при изучении правописания корней, приставок, суффиксов, окончаний и стыков морфем (приставки и корня, корня и суффикса), а также при переносе слов;
д) морфологический анализ – определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и т. п.; применяется при усвоении правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, при различении предлогов и приставок (их раздельном или слитном написании) и пр.
Языковой синтез. Его виды и приемы:
а) синтез на уровне звуков и букв, звукослияние, запись слов;
б) синтез слов, или словообразование – с заданным корнем, суффиксом и т. д.; применяется при проверке правописания корня, других морфем: безударные гласные в корне слова, парные звонкие и глухие согласные и т. д.;
в) синтез морфологических форм, то есть образование падежных форм, форм числа и пр., склонение и спряжение, запись полученных форм;
г) синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм.
Решение грамматико-орфографических задач. Значение этого метода возрастает от 1 к 4 классу. Он наиболее содействует развитию мышления школьников как один из поисковых, проблемных методов.
Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, оно опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. В системе усложнения решаемых задач заложены возможности постепенного повышения познавательной самостоятельности и активности школьников.
Что такое учебная задача? Это цель познавательной деятельности; она всегда содержит вопрос (определяющая часть задачи), условия выполнения, порядок выполнения (план решения или алгоритм) и предполагает результат решения – ответ.
Вопрос – условия – порядок решения – ответ; такова структура задачи.
Метод решения грамматико-орфографических задач применяется ко всем проверяемым орфограммам.
Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения? Это прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению.
Вот некоторые алгоритмы.
Алгоритм проверки безударной гласной корня:
- Найди в слове корень.
- Есть ли в корне безударный гласный?
Да. Нет.
- Измени слово или подбери родственное.
- Сравни проверяемое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Такое предписание можно использовать уже в конце 2 класса для проверки простейших случаев.
Алгоритм проверки употребления разделительного ъ:
- Есть ли в слове приставка?
Да. Нет: ъ не пишется.
- Оканчивается ли она на согласный?
Да. Нет: ъ не пишется.
- Есть ли после приставки е, ё или я?
Да: ъ пишется. Нет: ъ не пишется.
Такое подробное рассуждение необходимо лишь на начальных этапах использования алгоритма, в дальнейшем он сокращается, «свертывается».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...
Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Формирование УУД в начальной школе
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позвол...
Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.
Описание работ по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....
ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»
В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материал для учителей русского языка в начальной школе...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Уровень грамотности учащихся...