Формирование УУД в начальной школе
статья по теме

 

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udd_k_pedsovetu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

           

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные (включая логические) и коммуникативные действия.

Обучая второклассников русскому, я должна их научить следующим умениям:

  1. Анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки, выделять голосом ударные звуки, сопоставлять звуковой состав с буквенным;
  2. Устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи;
  3. Каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать текст, писать под диктовку;
  4. Применять при записи правила о переносе слов, о написании предлогов со словами, буквосочетаний, употреблении мягкого знака, о правописании орфограмм корня, употреблении заглавной буквы в словах;
  5. Интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложения;
  6. Определять тему текста, озаглавливать текст

Невозможно научить учащихся этим умениям без проектирования универсальных учебных действий, а именно:

  1. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
  2. Соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
  3.  Составление плана и последовательности действий;
  4. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  5. Поиск и выделение необходимой информации;
  6. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи;
  7. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  8. Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков;
  9. Синтез: составление целого из частей;
  10. Установление причинно-следственных связей;
  11. Построение логической цепи рассуждений;
  12. Коммуникативные действия: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные результаты проявляются в сформированности универсальных учебных действий: иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, активно сотрудничать со взрослыми, совместно с другими учащимися решать учебные и неучебные задачи, давать оценку своим поступкам и поведению других людей.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Овладение новым для первоклассника видом деятельности – учебной деятельностью – включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее

выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку.

Поскольку возраст 7–12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то познавательные – логические – универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником. Они включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. В начальной школе закладываются умения в самостоятельном поиске необходимой информации. В качестве источников в первую очередь рассматриваются варианты проявления умственной самостоятельности (постарайся додуматься сам) и познавательной активности в общении (спроси у учителя или …). По мере овладения письменной речью учащиеся все чаще обращаются к книгам (словарям, энциклопедиям, справочникам, научно-популярной литературе).

Рождественская Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

 города Гая Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....

ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

  В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....

Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы.

Мотивация учения младших школьников, пути ее формирования...


 

Комментарии