Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
статья
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. (В.А. Болотов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koz_gizatulina_nachiya_aminovna.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Гизатулина Начия Аминовна,
учитель- методист
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Салехард, ЯНАО
Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
Современная школа нуждается в переходе со знаниевого на компетентностный подход к образованию. В связи с введением ФГОС у учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».
Одним из средств формирования универсальных учебных действия являются компетентностно-ориентированные задания.
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. (В.А. Болотов)
Показатели компетентностно-ориентированного задания:
-контекст, жизненность тематики заданий (моделирует практическую, жизненную ситуацию);
- деятельностный компонент, определены виды деятельности на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции);
- актуальность для учащихся материал задания.
Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач:
- значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;
- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
- указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
- по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
- наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
Примерные КОЗ
Технология направляющего текста
- Компетентностно - ориентированное задание для учащихся на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Правила поведения в общественных местах»
1.Подготовьте сценки правильного поведения в общественных местах (в театре, в кинотеатре, на концерте). Работу производите в соответствии с направляющим текстом в группах.
2. Информирование.
2.1.Познакомьтесь с заданием.
2.2.Проанализируйте текст и решите, что необходимо знать при посещении театра, кинотеатра, концерта.
2.3. Найдите необходимую информацию:
- в учебнике «Окружающий мир» 3 класс Н. Ф. Виноградовой
-в дополнительном материале, лежащем на ваших столах.
- Планирование.
Составьте план выполнения задания, руководствуясь вопросами:
- Что необходимо сделать, чтобы пойти в театр?
3.2. Как подготовиться к походу в театр?
3.3. Ваши действия:
- перед началом спектакля;
- во время спектакля;
- во время антракта;
- после окончания спектакля?
3.4. Что делать, если возникли непредвиденные ситуации? (опоздали, мешает сосед, очередь в гардероб).
4. Принятие решения.
4.1. Обсудите план выполнения задания в группе.
4.2. Откорректируйте в случае необходимости план.
5. Выполнение.
5.1. Выполните работу в соответствии с планом.
52. Составьте сценарий правильного поведения в театре.
5.3. Отрепетируйте сценку.
6. Контроль.
6.1. Проконтролируйте полноту и правильность выполнения задания в соответствии с планом.
7. Оценка.
7.1. Оцените по следующим критериям:
-правильность выбора одежды;
-правильность поведения: в гардеробе, в зале, в буфете;
-правильность действий при непредвиденных ситуациях;
-яркое выступление, артистизм.
Используйте показатели:
2 балла - полностью соответствует;
1 балл – частично соответствует;
0 баллов - не соответствует
7.2. Прокомментируйте возникшие затруднения в ходе выполнения задания.
2.Компетентностно - ориентированное задание для учащихся на уроке литературного чтения в 3 классе.
1. Составьте текст рекламы понравившегося произведения А. П. Гайдара. Выступите с презентацией рекламы перед классом. Работу выполните в соответствии с направляющим текстом.
2. Информирование.
2.1.Познакомьтесь с заданием.
2.2.Проанализируйте и решите, что необходимо знать для выполнения задания.
2.3. Найдите необходимую информацию:
- в учебнике и хрестоматии «Литературное чтение». 3 класс. Авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.
- в Интернете;
- в справочнике по составлению рекламы.
- Планирование.
Продумайте план выполнения задания, руководствуясь вопросами:
3.1. Что такое реклама?
3.2. Какие основные правила составления рекламы вы знаете?
3.3. Какова стилистика рекламных текстов?
3.4. Какую роль играют произведения А. П. Гайдара в жизни каждого человека?
4. Принятие решения.
4.1. Обсудите план выполнения задания в группе.
4.2. Откорректируйте план.
5. Выполнение.
5.1. Выполните работу в соответствии с планом
52.Напишите рекламу при максимуме информации и неповторимости в деталях.
5.3. Потренируйтесь произнести рекламу вслух несколько раз с разной интонацией, с позиции категории разных слушателей и участников в каждой группе.
6. Контроль.
6.1. Проконтролируйте полноту и правильность выполнения задания в соответствии с планом.
7. Оценка.
7.1. Оцените по следующим критериям:
-соответствие теме;
-яркость и образность рекламы;
-оформление;
-публичная защита.
Показатели:
2 балла - полностью соответствует;
1 балл - частично;
0 баллов - не соответствует
7.2. Прокомментируйте возникшие затруднения
Технология дидактических задач
- класс. Окружающий мир и технология.
Тема: История России с древнейших времен и до XVI века.
- Задание.
Вам предстоит изучить дополнительный материал по культуре и быту 14-16 веков и изготовить или нарисовать одежду, характерную для данного периода, для участия в фестивале «История одежды». Задание выполнить в тканевом (сшить одежду), бумажном (нарисовать или вырезать из цветной бумаги) или электронном виде (презентация).
Технология исследования частного случая( Case Study Method)
3 класс. Окружающий мир
Тема: Знаменитые города России. Санкт-Петербург
Планируя семейный отдых в Санкт – Петербурге, родители предложили Вам выступить в роли гида для экономии семейного бюджета, а также накопления опыта общения, расширения кругозора.
Какие места вы посетите?
Какую информацию вы расскажите о достопримечательностях Санкт - Петербурга?
Анализ проведённых компетентностно-ориентированных заданий показал, что на начало использования КОЗ 42 % учащихся обладают первым уровнем информационной компетенции, тогда как контрольное компетентностно-ориентированное задание по окончанию работы показало, что повысился процент учеников (75 %), владеющих данной компетенцией.
Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе способствует осознанию обучающимися роли данных предметов в современном мире, применению предметных знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий. За три года работы повысилась успеваемость по предметам на 17%. Мои ученики победители и призёры олимпиад различного уровня. Также повысился интерес учащихся к участию в различных конкурсах, к исследовательской и проектной деятельности.
Библиографический список
- В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.– М.: Аркти, 2007. -132 с.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Статья.- М: Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14
- Концепция модернизации Российского образования http://www.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД в начальной школе.
Статья посвящена описанию технологии на уроках литературного чтения в начальной школе....
«Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе»
Работа соержит: введение, организацию проектной деятельности в образовательном процессе,урочная деятельность, внеурочная деятельность, роль родителей в проектной деятельности в начальной школе, монито...
«Использование технологии решения заданий проблемного, творческого и поискового характера как средство формирования УУД в начальной школе»
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...
Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе
Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе...
Технология обучения в сотрудничестве как эффективное средство формирования УУД в начальной школе
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, которое успешно реализуется в технологии «Обучение в сотрудничестве»...
Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе.
Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для этого детям нужно уметь контактировать с другими, для передачи необходимой инф...