ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Федорова Елена Валентиновна

Уровень грамотности учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уровень грамотности учащихся 33.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем народного образования.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием:

- обучение правописанию на  основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

- обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, т.е. использования слов в собственных записанных текстах;

- обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач.

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает.

Для обучения распознаванию орфограмм существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм.

Обычно говорят, будто главный опознавательный признак орфограммы – это несовпадение буквы и звука, написания и произношения, например «много звёзд» - много [зв' ост], «часы» [ч' исы]. Выявлению и запоминанию таких несовпадений способствует звуко-буквенный анализ и синтез, постоянно проводимые в начальных классах с самых ранних этапов обучения.

Этот опознавательный признак орфограмм «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они написаны!), А не  только слышит слово, то есть, при чтении, списывании, анализе написанного текста.

Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые дают наибольшее количество несовпадений и, следовательно, создают опасность ошибок. Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки-буквы: гласные а/о, и/е, парные звонкие и глухие согласные: б/п, г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш, сочетания согласных «стн/сн», «здн/зн», в которых могут встретиться непроизносимые согласные; сочетания «нч» и «нщ», сочетания «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу».

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания.

Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительный гласный в сложных словах, возвратная частица (постфикс)  «-ся (-сь)», сочетания морфем – две приставки, два суффикса и т. п.

Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства типов орфограмм, независимо от их принципа. Но в отдельных случаях есть свои особенности. Так, для орфограммы «заглавная буква/строчная буква» первый опознавательный признак не играет роли, зато второй играет решающую роль (первая буква в слове, первое слово в предложении).

Каждый тип орфограмм имеет собственные, специальные, частные опознавательные признаки, присущие только этому типу, иногда – группе сходных орфограмм. Так, специфическими опознавательными признаками орфограммы «ь после  шипящих в конце имен существительных» являются следующие сведения, которые школьник должен установить:

а) Является ли слово именем существительным?

б) Оканчивается ли оно на шипящий согласный?

в) Какого оно рода? Для мужского рода – вариант без ь, например «нож»; для женского рода – с ь: «ночь».

Создается устойчивая последовательность действий, нечто вроде алогоритма.

Методы и приемы обучения правописанию:

а) метод языкового анализа и синтеза;

б) имитативный метод (запоминание, заучивание);

в) метод решения грамматико-орфографических задач.

Во всех трех методах важное место принадлежит упражнениям, тренировке учащихся, без чего невозможно достичь прочности орфографического навыка.

Языковой анализ. Виды и приемы языкового анализа:

а) звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ слов, словосочетаний; является ведущим видом анализа в 1 классе, применяется во всех классах, особенно в применении к словам, написание которых существенно расходится с произношением;

б) слоговый анализ, выделение ударяемых слогов; применяется при переносе слов, во всех вариантах работы надо безударными гласными и их написанием;

в) семантический анализ, то есть выяснение значений слов (прямых значений, переносных, многозначности, оттенков значений) и их сочетаний, предложений и текста; необходим во всех случаях орфографической работы;

г) словообразовательный и морфемный анализ; применяется при изучении правописания корней, приставок, суффиксов, окончаний и стыков морфем (приставки и корня, корня и суффикса), а также при переносе слов;

д) морфологический анализ – определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и т. п.; применяется при усвоении правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, при различении предлогов и приставок (их раздельном или слитном написании) и пр.

Языковой синтез. Его виды и приемы:

а) синтез на уровне звуков и букв, звукослияние, запись слов;

б) синтез слов, или словообразование – с заданным корнем, суффиксом и т. д.; применяется при проверке  правописания корня, других морфем: безударные гласные в корне слова, парные звонкие и глухие согласные и т. д.;

в) синтез морфологических форм, то есть образование падежных форм, форм числа и пр., склонение и спряжение, запись полученных форм;

г) синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм.

Решение грамматико-орфографических задач. Значение этого метода возрастает от 1 к 4 классу. Он наиболее содействует развитию мышления школьников как один из поисковых, проблемных методов.

Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом, оно опирается на  знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. В системе усложнения решаемых задач заложены возможности постепенного повышения познавательной самостоятельности и активности школьников.

Что такое учебная задача? Это цель познавательной деятельности; она всегда содержит вопрос (определяющая часть задачи), условия выполнения, порядок выполнения (план решения или алгоритм) и предполагает результат решения – ответ.

Вопрос – условия – порядок решения – ответ; такова структура задачи.

Метод решения грамматико-орфографических задач применяется ко всем проверяемым орфограммам.

Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения? Это прежде всего точное и легко понимаемое описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению.

Вот некоторые алгоритмы.

Алгоритм проверки безударной гласной корня:

  1. Найди в слове корень.
  2. Есть ли в корне безударный гласный?

Да.                        Нет.

  1. Измени слово или подбери родственное.
  2. Сравни проверяемое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

Такое предписание можно использовать уже в конце 2 класса для проверки простейших случаев.

Алгоритм проверки употребления разделительного ъ:

  1. Есть ли в слове приставка?

Да.                 Нет: ъ не пишется.

  1. Оканчивается ли она на согласный?

Да.                 Нет: ъ не пишется.

  1. Есть ли после приставки е, ё или я?

Да: ъ пишется.                Нет: ъ не пишется.

Такое подробное рассуждение необходимо лишь на начальных этапах использования алгоритма, в дальнейшем он сокращается, «свертывается».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование УУД в начальной школе

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позвол...

Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....

ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

  В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Может быть использован для повышения уровня грамотности учащихся....

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал для учителей русского языка в начальной школе...