Урок русского языка «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже,
оканчивающихся на шипящий и ц»
Цели: развивать умение проверять безударные падежные окончания имен существительных; познакомить с правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих.
Планируемые результаты:
Предметные: - называть признаки имен существительных в творительном падеже; - объяснять написание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и буквы ц»; - правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже. | Метапредметные: - понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; -оценивать достаточность или недостаточность имеющейся информации по теме; - делать выводы на основе анализа информации; - проводить самооценку; - вносить необходимые коррективы в действие на основе учета сделанных ошибок. | Личностные: - осознавать ответственность за собственные поступки; - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность. (слайд 2)
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
- Запишите сегодняшнее число, классная работа.
2. Подготовка руки к письму.
- По чистописанию предлагаю вам записать такую пословицу
Ученье – путь к уменью. (на доске)
- Как вы ее понимаете? (Если ты многое знаешь, то будешь многое уметь)
3. Актуализация изученного материала.
- Давайте и мы с вами вспомним то, что уже знаем и умеем.
Индивидуально:
- Я предлагаю поработать 4 обучающимся на нетбуке и выполнить тест «Определи падеж, склонение и род имени существительного».
Фронтально:
- Пока ваши товарищи работаю индивидуально, мы с вами выполним задание на доске. (слайд 3)
- Что записано у меня на доске? (словосочетания)
- Вам нужно вставить пропущенные окончания в слова и объяснить свой выбор. Напомните эталон, которому нужно следовать, чтобы правильно определить окончание. (выходят по одному к доске).
Выполнить в тетрад.., отправить телеграмм.., покрыть желез.., проезжать около деревн.., по узкой дорожк.. , нависли над лес... .
(слайд 4)
- Прочитайте следующие словосочетания. Запишите их в тетрадь, вставляя окончания.
Шагать с песн.., сидит с газет.., между яблон.. и смородин.., прятался под крылечк.. .
- Что объединяет эти словосочетания? (в них сущ. стоят в Т. п.)
- Назовите признаки Т. п.
кем? чем? где? куда?
доволен
предлоги: с, за под, между
в предложение является дополнение
(Выключаю проектор)
- Разберите существительное с газетой как часть речи. (выполняет 1 у доски, а остальные в тетрадях)
С газетой (с чем?) – сущ.
Н.ф. – газета (что?)
Нариц., неодуш., Ж. р., 1 скл., ед. ч., Т. п.
Дополн.
4. Целеполагание.
- А теперь я предлагаю вставить окончания в словах словосочетаний:
(На доске)
стоять под крыш..
пруд с водиц..
вместе с багаж..
- В каком падеже стоят существительные с пропущенными окончаниями? - - Почему не можете выполнить задание? (возникло затруднение)
- Назовите буквы, которые стоят перед окончанием. (ш, ц, ж) Какие звуки они обозначают? (шипящие, кроме ц)
- Сформулируйте тему урока (правописание окончаний сущ. в Т.п. оканчивающихся на шипящие и ц), цели (научиться правильно писать гласные в окончаниях сущ. в Т. п. после шипящих и ц).
5. Организация познавательной деятельности.
А) Первичное усвоение знаний
(Работа в группах)
- Прочитайте слова на листочке:
Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.
- Исследуйте эти слова по плану.
План исследования
1. Определить падеж имен существительных.
2. Выделите основу и окончания слов.
3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.
4. Поставить ударение в словах.
5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного звука.
6. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте безударного звука.
7. Сделать вывод.
- Какой вывод вы сделали, проведя исследование? (После шипящих и ц в окончаниях сущ. в Т. п. под ударением пишется о, без ударения - е)
- Давайте проверим наш вывод, сравнив с эталоном, откройте учебник на стр. 119. Прочитаем правило.
Б) Первичная проверка понимания нового знания
- Давайте вернемся к нашим словосочетаниям и вставим пропущенные окончания.
пруд с водицей
вместе с багажом
Упр. 223 стр. 119
Физкультминутка «Отдыхаем со снеговиком» (слайд 5)
6. Закрепление изученного материала.
Упр. 224
- Спишите, ставя имена существительные из скобок в форму творительного падежа. Выделите окончания, укажите склонение этих существительных. Разберем первое предложение.
1 вариант – 2, 3, 4 предложение
2 вариант – 5, 6, 7 предложение
- Давайте проверим получившиеся у вас предложения и правильность вставки окончаний.
Упр. 226 (если успеем)
7. Рефлексия
- Какие задания вызвали у вас затруднение?
- С какими заданиями вы легко справились?
- Оцените свою работу на уроке и выберите каждый свой вагончик.
8. Итог
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Когда в окончаниях имен существительных в Т. п. после шипящих и ц пишется буква о, а когда - е?
Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.
План исследования
1. Определить падеж имен существительных.
2. Выделите основу и окончания слов.
3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.
4. Поставить ударение в словах.
5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного звука.
6. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте безударного звука.
7. Сделать вывод.
Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.
План исследования
1. Определить падеж имен существительных.
2. Выделите основу и окончания слов.
3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.
4. Поставить ударение в словах.
5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного звука.
6. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте безударного звука.
7. Сделать вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Упражнение в написании мягкого знака на конце слов после шипящих"
Урок разработан по программе "Школа России"...
Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".
Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...
Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи
Презентация к уроку русского языка Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи...
Конспект урока русского языка УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ТРЕТЬЕГО СКЛОНЕНИЯ, 4 класс
Конспекты уроков: Упражение в распознавании имен существительных 3 склонения, всех типов склонения, именительный, винительный, родительный падежи.Канакина....
Презентация к уроку русского языка по теме "Род имен существительных" 2 урок
УМК Планета Знаний,3 класс...
Урок русского языка 3 класс "Связь имени существительного с именем прилагательным".
Предмет: русский язык.Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.Тема: «Связь имени существительного с именем прилагательным».Класс: 3Цель: -формирование знаний о взаимосвязи имени...
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса
Презентация к уроку русского языка " Упражнение в распознавании имен существительных второго склонения" для 4 класса...