Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_podolskaya_s.a.docx | 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
для учащихся 4 класса
по теме
«Правописание падежных окончаний
имен существительных в творительном падеже»
Составила: Подольская Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя с углубленным изучением отдельных предметов школа № 5»
городского округа город Фролово
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Подольская Светлана Анатольевна
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тип урока: урок – исследование
Тема | «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» |
Цель | Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями существительных 1, 2 и 3 склонения в творительном падеже |
Задачи | Образовательные: - ознакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже; - формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже; - совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных; - учить определять имена существительные в творительном падеже. - развивать познавательную активность и логическое мышление; - развивать интерес к русскому языку; - обогащать словарный запас учащихся. Воспитательные: - создать атмосферу доброжелательности между учащимися, учителем; - воспитывать умение работать в группах и любовь к природе. |
УУД |
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем в образовательной, учебно-исследовательской деятельности; - развитие умений продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельно- сти, учитывать позиции других участников деятельности; - вырабатывание умения самостоятельно оценивать и принимать решения.
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- развитие умения оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; - развитие умения взаимодействовать в группах.
- ориентирование в системе знаний; - развитие умения отвечать на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках |
Планируемые результаты | Предметные:
- особенности творительного падежа; - окончания и предлоги имён существительных в творительном падеже.
- распознавать имена существительные в творительном падеже по вопросам и предлогам; - правильно писать окончания существительных в творительном падеже. Личностные: - строить логические рассуждения, включающие в себя установление причинно-следственных связей; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Метапредметные: регулятивные – уметь действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; познавательные – овладение логическими действиями сравнения, обобщения, способностью к самостоятельному выделению и формулированию познавательной цели, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, выполнение задания в соответствии с поставленной целью; коммуникативные - готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
Основные понятия | Падежи, творительный падеж, имя существительное |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство |
Ресурсы:
|
компьютер медиапроектор |
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная |
Используемые технологии, методы и приемы | Личностно-ориентированная технология; методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, аналитические. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент Время: 1 мин. Этапы: - приветствие | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к работе на уроке. | - Ребята, у нас урок русского языка. Желаю вам успехов и интересной продуктивной работы на уроке. - Проверьте свою готовность к уроку. | Личностные: используем возможность для готовности и способности к открытию новых знаний и самоорганизации | |
Актуализация знаний Время: 4 мин. Этапы: - словарная работа - повторение по теме «Падежи имён существительных» | Выявляет уровень знаний учащихся по пройденному материалу. Выявляет уровень знаний учащихся по изученной теме. Предлагает учащимся записать слова в два столбика. Предлагает выделить признаки слов, по которым они разбиты по столбикам. | Записывают слова в карточку. Проверяют свои ответы. Записывают дату и название работы. Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова. Коллективно проверяют написание слов. Обозначают орфограммы в записанных словах. Отвечают на вопросы учителя, используя свои знания по данной тематике. | - Начнём нашу работу мы с игры “Бегущие минутки”. Возьмите листочки с незавершёнными предложениями. Вам нужно дописать предложения в течение 1 минуты. Приложение № 1. - Проверим ваши ответы - Запишите дату и вид работы. Отгадайте загадку: В английском языке их 2, в немецком - 4 - О чем пойдет речь сегодня на уроке? - На сегодняшнем уроке мы продолжим углублять знания о падежах. - Давайте вспомним, какие падежи мы уже изучили, что нам о них известно. - Запишите слова в два столбика. (1 ученик у доски) 1 - Пейзаж, алмаз, дорожка, ель, жемчуг. 2 - Рисунок, абзац, берёза, осина, тянулись, яблоко, газета, абрикос. - Проверьте написание слов. - Что объединяет слова 1 столбика? - Какое слово лишнее в 1 столбике? - Что объединяет слова 2 столбика? - Какое лишнее слово во 2 столбике? Почему? Проверьте. | Иметь знания по теме «Имя существительное» Знать изученный материал по теме «Имя существительное». Знать написание орфограмм в словарных словах. Находить и выделять в словах изученные орфограммы. Находить и выделять в словах изученные орфограммы. | Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: выявляем сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делаем выводы. Коммуникативные: развиваем умение высказывать своё предположение, основываясь на имеющихся знаниях. Познавательные: выявляем сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делаем выводы. |
Формулирование темы и планирование деятельности на уроке. Время: 3 мин. Этапы: - выход на новую тему - формулирование темы урока - составление плана урока | Подготавливает учащихся к активному сознательному усвоению знаний Помогает учащимся сформулировать тему и цели урока. Вместе с учащимися составляет план урока. | Формулируют тему и цели для данного урока. Составляют план урока вместе с учителем. | - Скажите, какими предметами мы пользуемся на уроках технологии и изобразительного искусства? - А что мы делаем с помощью этих предметов? - Соедините первые буквы слов в 1 и во 2 столбиках. Какие слова у вас получились? - Вы догадались, о каком падеже пойдёт разговор сегодня на уроке? - Сегодня на уроке мы проведём исследовательскую работу, предметом которой будут имена существительные в Т.п. - По какому плану мы изучаем любой падеж? Приложение № 2 - Пункты плана и будут задачами нашей работы. | Уметь выделять и называть главные критерии каждого падежа. | Коммуникативные: развиваем умение высказывать своё предположение, основываясь на имеющихся знаниях. Регулятивные: формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Работа по теме урока. Время: 30 мин. Этапы: - наблюдение за именем существительным в творительном падеже - составление словосочетаний - составление предложений Физминутка. | Организует деятельность учащихся по осознанному восприятию нового материала. Предлагает учащимся работу по карточке. Предлагает учащимся сделать вывод на основе имеющихся знаний. Предлагает учащимся провести работу с существительными, имеющимися в тексте. Диктует имена существительные. Предлагает учащимся привести свои примеры имён существительных. Называет словосочетания. Организует разноуровневую самостоятельную деятельность учащихся. Предлагает учащимся сделать вывод на основе выполненной работы. Организует парную работу учащихся. Предлагает учащимся записать предложения и выполнить их разбор. Предлагает учащимся сделать вывод по проделанной работе. Предлагает составить предложения по картинам русских художников. Предлагает выполнить задания электронного тренажёра. | Выступление инициативной группы учащихся. Записывают стихотворение. Приводят свои доводы для необходимого доказательства. Подчеркивают в записанном тексте предлоги. Называют их. Записывают изменённые имена существительные. Называют имена существительные. Выполняют задания физминутки. Выполняют задание по карточкам. Делают вывод по проделанной работе. Читают текст. Составляют предложения из разрезанных слов. Записывают предложения, выполняют их разбор. Делают вывод по проделанной работе. Составляют предложения. Выполняют задания электронного тренажёра. | - Как вы думаете, почему падеж так назвали? - Запишите стихотворение (карточка) Приложение № 3 - Докажите, что выделенные существительные стоят в творительном падеже. С помощью чего вы будете определять падеж? - Каким вспомогательным словом можно пользоваться, чтобы определить творительный падеж им. сущ.? - Подчеркните в записанном вами тексте предлоги, стоящие перед именами существительными в Т.п. Назовите их. - Сейчас, я вам буду диктовать существительные в И.п. Запишите их в творительном падеже. (Зима, земля, снег, огонь, полоса, луна, цепь, молоко, море, пух, мебель.) - Приведите примеры имён сущ. 1 скл., 2 скл., 3 скл., а мы их запишем изменяя. - Я буду называть словосочетания, если в них существительное в Т.п. – вы присаживаетесь. Пришёл из школы (Р.п.), рисовал кисточкой (Т.п.), увидел друга (В.п.), рассказал о фильме (П.п.), стоял с соседом (Т.п.), написал маме (Д.п.), играл с братом (Т.п.) - Работа по карточкам Приложение № 4. - Сделайте вывод, с какими ещё предлогами пишутся имена существительные в Т.п. - Посмотрите таблицу в учебнике и проверьте, правильные ли выводы мы сегодня сделали. - Работа в парах. Составьте предложения из лежащих на парте разрезанных слов. Приложение № 5. - Запишите предложение. Разберите предложения по членам. Дайте им характеристику. - Сделайте вывод, каким членом предложения является имя существительное в Т.п.? - Рассмотрите картины известных русских художников и составьте по ним предложения, употребляя в них существительные в творительном падеже. Презентация. - Ребята, а теперь давайте вспомним все наши знания по теме «Падежи имён существительных» и попробуем правильно выполнить задания электронного тренажёра. Презентация. | Уметь определять падеж имен существительных. Знать, что такое предлоги. Уметь подбирать имена существительные. Уметь определять падежи имён существительных в словосочетаниях. Уметь составлять словосочетания, опираясь на вопрос. Уметь составлять предложения. Уметь выполнять разбор предложения, находить грамматическую основу в предложениях. Уметь составлять предложения по картине. Уметь определять падежи имён существительных. | Коммуникативные: развиваем умение высказывать свои предположения. Познавательные: на основе анализа объектов делаем выводы. Познавательные: применяют свои знания для достижения результата при выполнении задания. Познавательные: на основе анализа полученных знаний делают выводы и обобщения Коммуникативные: развивают умение слушать, понимать других и умение работать в паре. Познавательные: на основе анализа полученных знаний делают выводы и обобщения Познавательные: применяют свои знания для достижения результата при выполнении задания. |
Контроль Время: 6 мин. Этапы: - контроль над материалом темы, пройденным на уроке - итог урока | Организует деятельность учащихся по контролю над пройденным материалом. | Обсуждают пункты плана. Отвечают на вопросы теста по теме урока. | - Вспомните план нашей работы и скажите, все ли пункты плана нами были рассмотрены - Что же мы узнали на уроке? - У вас на столах лежат тесты, которые я попрошу вас заполнить, тем самым показав, всё ли вы усвоили на уроке, всё ли было понятно. | Знать материал урока. Знать признаки имён существительных в творительном падеже. | Познавательные: применяют свои знания для достижения результата при выполнении задания. |
Рефлексия Время: 1 мин. Этапы: - работа по самооценке - объяснение домашнего задания | Организует деятельность учащихся по осуществлению самооценки своей деятельности. Предлагает учащимся задание для домашней работы. | Осуществляют самооценку собственной деятельности. Записывают задание для домашней работы. | - Оцените свою работу и выскажите мнение, всё ли вы усвоили на уроке, или вам необходимо продолжить работать по этой теме. - Домашнее задание упр. 225 | Уметь оценить свою работу на уроке по алгоритму. | Регулятивные: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют познавательную и личностную рефлексию. |
Приложение № 1.
- Изменяемая часть слова …
- Часть речи, обозначающая предмет …
- Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся …
- Постоянный признак имён существительных…
- Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? …
- К 3 склонению относятся имена существительные …
- Имена существительные бывают …
- Ко 2 склонению относятся …
- Имена существительные изменяются по …
- Сколько падежей в русском языке? …
Приложение № 2.
План работы:
1. Название падежа
2. Вопросы
3. Вспомогательное слово
4. Предлоги
5. Окончания
Творительный
кем? чем?
творю, доволен
с, за, под, над, перед
1 – е скл. –ой, -ей
2 – е скл. –ом, -ем, -ём
3 – е скл. –ю
Приложение № 3.
Запишите стихотворение Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло. И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницей гусей. | Запишите стихотворение Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло. И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницей гусей. |
Приложение № 4.
Дифференцированная работа ( по карточкам )
1 уровень (базовый) Составь словосочетания, ставя существительные в творительном падеже (можно с предлогами). Выдели окончания существительных.
Любоваться (город), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), схвачен (лиса), следит (птица), свернулась (клубок).
2 уровень (повышенный) Составь словосочетания, подбирая подходящие существительные и ставя их в творительный падеж. Выдели окончания существительных.
Пилить (чем?)…, дружить (с кем?)…, извинился (перед кем?)…, пролетел (над чем?)…, спрятался (за чем?)…, нашёл (под чем?)…, гордился (кем?)…
Приложение № 5.
В лицо мороз
дохнёт, глаза
инеем обведёт.
Декабрьской ночью
над землёй
кружился
пушистый снег.
Приложение № 6.
Тест. Выбери правильный ответ.
№ | Вопрос | Ответ |
1 | На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? | 1. кто? что? 2. кем? чем? 3. о ком? о чём? |
2 | Имена существительные в творительном падеже в предложении являются …. | 1. подлежащим 2. сказуемым 3. второстепенным членом предложения |
3 | Укажи предлоги, которые употребляются с именами существительными в творительном падеже | 1. к, по 2. о, об, в 3. с, над, перед, за, под, между |
4 | Укажи имена существительные в творительном падеже | 1. зима, тетрадь 2. зимой, тетрадью 3. зиме, тетради |
5 | Оцени свою работу на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"
Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже" по программе "Школа России" по ФГОС автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: ...
конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"
Урок - исследование по русскому языку.Эпиграф урока «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». А. Дист...
Технологическая карта (конспект) урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание падежных окончаний имен существительных"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС НОО. Все этапы урока подробно расписаны и готовы к использования в неизменном виде. На уроке используются ЭОР....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе"
Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.Воспитание интереса...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности- (направленные на достижение метапред...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)"
Цель: совершенствование навыков правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода и безударных гласных в корне...