Урок русского языка "Звуковой анализ слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Урок русского языка в 1 классе по программе "Гармония". Конспект построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slov.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока (требования ФГОС 2 поколения)

Учебно-методический комплект

«Гармония»

предмет

Русский язык

класс

1 класс

тема

Звуковой анализ слов и упражнения в их звуковой записи (2-й урок по теме)

Планируемые результаты (ПР):

предметные

Уметь производить звуковой анализ слов на доступном уровне, осуществлять звуковую запись слов (транскрипцию, термин не вводится).

метапредметные

Личностные (Л): ориентация на понимание причин успеха в уч. деят, принятие образца «хорош. ученика», учебный интерес к способу решения уч. задачи,  способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деят.-ти.

Регулятивные (Р): учить принимать и сохранять  учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставл. задачей.

Познавательные (П): использовать знаково-символические средства, производить сравнение, анализ,   сериацию и классификацию по задан. критериям,     осущ. поиск необходим. информации для овладения знаниями.      

Коммуникативные (К): договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, формулировать собственное  мнение

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 Оргмомент

Объявление темы и цели урока.

Прозвенел звонок, начинается урок..

-Каким должен быть хороший урок?

- Чтобы урок был полезным, интересным, каким должен быть Учитель? Каким должен быть хороший ученик?

Момент неожиданности «инопланетянин» просит о помощи (ИКТ)

 -Сегодня я получила вот такой сигнал, что он обозначает?

-Поможем, тогда нужно готовиться к путешествию,  а куда же мы полетим? Инопланетянин в письме сообщил (на слайде), что его планета называется Звукокосмия. Как вы думаете, какими знаниями нужно обладать, чтобы добраться до планеты и помочь?  

Итак,  сегодня мы вспомним звуки родного языка, потренируемся в звуковом разборе слов, в записи слов значками звуков, чтобы достойно помочь другу-инопланетянину.

Организует класс, нацеливает на плодотворную, результативную работу

Подводит к теме и к цели урока

- Познавтельным Учить новому, интересным, нужным.

-Умным, хорошо объяснять...

- Внимательно слушать, думать, старательно работать.

SOS- спасите!

Разбираться в звуках языка.

Л: ориентация на понимание причин успеха в уч. деят, принятие образца «хорош. ученика»

2. Минутка Чистописания.

Этап актуализации знаний

«Ключ на старт»

-На чем осуществляют полет в космос?

(Чистописание «Ракеты»)

Кто и когда из землян совершил первый полет?

Правильно,  это был человек мужественный, внимательный, трудолюбивый.  Будем и мы к этому стремиться.

«Ракета стартует» помоги завести

_обозначь значками звуков первые звуки в словах (карточки 6,7, 14,0,1)

Какой звук отличается от всех?

Найдите сонорные? Т.е какие?

Какие парные по звонкости глухости нашли,  подбери пары по твердости-мягкости..

Нацеливает, проводит параллель между первым полетом и  детским «полетом»

Нацеливает на повторение знаний,  необходимых для звукового анализа.

Готовят руку у письму, вспоминают элементы

Ракета, Ю.Гагарин 12 апреля 1961 года

5 человек  записывают  транскрипция перв. и посл. Звуков

Фронтально: (а), дети анализаируют, сравнивают обобщают сведения о звуках языка.

П: производить сравнение,  сериацию и классификацию по задан. критериям,

     осущ. поиск необходим. информации для овладения знаниями,

     

3. Работа по теме урока  

«Метеоритный дождь»

Наш космич .корабль попал под метеоритный дождь (множество  метеоритов – множество заданий теста)

1.У какого звука нет звонкой пары?

 (с ц ш)

2. У какого звука нет глу хой пары?

 (Л, в, б)

3. У какого звука нет твердой пары

 (л, р щ,)

4. У каких звуков нет пары по твердости-мягкости?

(л, м н ;;

ч, ш щ, ;;

б в, г )

5. В каком слове только парные по твердости мягкости?

 ( шарф), (мак,и), (ч,ащ,а)?

6.  В каком слове только непарные по звонкости – глухости? ( ч,а й,кА) (рощ,а) (л, уд, и)

7.  В каком слове только парные по глухости звонкости согласные?  ( сосны, ели, дуб)

Метеоритный дождь выдержали, но ракета потерпела крушение нужно ее починить. Как чинят?

«Починка корабля» индивид. Работа (2 чел)

Запиши значками звуков слова ( картинки)

Винтик, щипцы, клей,  вода.

Одновременно работа в учебниках №87 (первое задание разобрать, остальные самостоятельно в парах )

Физминутка

Раз- два три – самолет, Отправлялись мы в полет,

Пять-четыре – три – ракета, облетели вокруг света

Семь восемь – пять – пора подлетать,

Шесть -4- 3 – посадили корабли .

«Разбери свалку»

Мы прилетели, итак что же случилось: звукокосмияне перепутали слова, их нужно записать значками звуков и поделить на группы, по какому-то признаку

 Самостоятельная  дифференцированная  работа

 (1 уровень: рак, лимон,

2 уровень:   олень,  улитка

3 уровень : якорь, маяк

Молодцы!

 «Читаем письмо»  Спасибо за помощь, так держать!

Метеорит – тело космического происхождения

Метеоритный дождь –множественное падение метеоритов.

Учитель читает задания, дает наводящие вопросы, помогающие раскрытию темы – анализ звуков, слов

Космонавты в открытом космосе, а мы звуковым анализом

Установку и ход выполнения упражнения

Учитель демонстрирует на слайдах картинки (поделены на три уровня сложности)

 Затем проверка на доске

(1 уровень – легкий, далее сложнее)

Фронтальная работа (дети показывают номер правильного ответа на пальцах, затем ответ объявляется вслух с доказательством правильности)

Выполняют упражнения в парах

Ученики выбирают уровень сложности и решают поставленную задачу

 № чел к доске из кажд уровня с подробным анализом)

П: осущест. поиск необх. информации для выпол. учеб задачи с использ. учеб. материалов,

проводить сравнение, осущ. синтез,

строить рассуждение,

принимать и сохранять  учебную задачу.

 

П:использовать знаково-символические средства,

Р: планировать свое действие в соответствии с поставл. Задачей

К: договарив. и приходить к общему решен. в совмест. деят-ти, контролир. дейст. партнера.

4.Итог урока

Рефлексия

Оценивание.

 Вспомните, за что инопланетянин мог нас похвалить, что мы делали полезного, какие знания обобщили?

Все ли получалось? В чем трудности?

Кому на уроке было интересно?  (зел, син, красн)

Кто на уроке старался работать и помогать в решении поставленных задач, прикладывая все силы!?

Молодцы (хвалю по именам)

Ну,  а теперь сюрприз …

Творческое задание: придумать звукокосмянам  приглашение на планету Земля, записать значками звуков.

-

 

Учитель помогает вернуться к цели урока, помочь провести рефлексию, определить область знания, незнания. (зеленая фишка-высокий бал)

Дети отвечают, вспоминают  достижении, что получилось, говорят о трудностях.

Творческое задание дома по желанию

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деят.-ти.

К: формулировать собст. мнение,

Р: принимать и сохранять уч. задачу,  осуществлять итогов и пошаг. Контроль,  адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя  безударными гласными....

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

Стендовый урок "Слоги. Слоговой анализ слов"

Одним из способов совершенствования своих профессиональных качеств и формирование профессионально-ценностного отношения к себе является стендовая защита логопедического занятия (урока). Данная работа ...