Урок русского языка "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

Урок разработан по УМК "Гармония" в 4 классе в соответствии с рекомендациями ФГОС, в конспекте указаны планируемые результаты (формируемые УУД), деятельность учителя и деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_reshat_orfograficheskie_zadachi.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока (требования ФГОС 2 поколения)

Учебно-методический комплект

«Гармония»

предмет

Русский язык

класс

4 класс

тема

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных ;

 (4 й урок по теме)

Планируемые результаты (ПР):

предметные

Безошибочное написание безударных окончаний имен существительных, выбор оптимального способа решения задачи.

Решение орф. задач в словах с непроверяемым написанием.

метапредметные

Личностные (Л): ориентация на понимание причин успеха в уч. деят, принятие образца «хорош. ученика», учебный интерес к способу решения уч. задачи, : установка на здор. образ жизни ( соблюдение ПДД),  способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деят.-ти.

Регулятивные (Р): планировать свое действие в соответствии с поставл. задачей, вносить необх. коррективы в действие после его заверш. на основе его оценки.

Познавательные (П): производить сравнение,  сериацию и классификацию по задан. критериям,     осущ. поиск необходим. информации для овладения знаниями,      ориентир. на разнообразие способов решения задач,  произвольно и осознанно владеть общ. способом решения задач.

Коммуникативные (К): учитывать мнения и стремиться к координации различ. позиций в сотрудничестве, формулировать собст. мнение

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 Оргмомент

Прозвенел звонок, начинается урок..

-Каким должен быть хороший урок?

- Чтобы урок был полезным, интересным, каким должен быть Учитель? Каким должен быть хороший ученик?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, как, на чем, куда и с ккакой целью, узнаете сами.

Организует класс, нацеливает на плодотворную, результативную работу

- Познавтельным Учить новому, интересным, нужным.

-Умным, хорошо объяснять...

- Внимательно слушать, думать, старательно работать.

Л: ориентация на понимание причин успеха в уч. деят, принятие образца «хорош. ученика»

2. Проверка домашнего задания

-Для того, чтобы узнать это, проверим д.з.

 (№225

Подготовься к работе в классе. Для этого обратись к орф. словарю учебника. Выбери и выпиши все имена существительные, которые называют, в чем (на чем) можно ездить, а также то, по чему ездят. Пиши их в разные столбики. Не забывай отмечать орфограммы.

Автобус Автомобиль вагон

Велосипед комбайн машина

Трамвай троллейбус трактор

Аллея Город Деревня

Дорога Огород Улица Шоссе)

- По какому признаку разделили слова на 2 столбика?

    - Прочтие слова 1 столбика, подумайте и найдите в 1 столбике лишнее слово, по какому признаку выделили?

Итак мы отправляемся на машине.

А из 2 столбика найдите слово такого же склонения, как это с непровер. безуд. гл. О в корне?

- По  смыслу: на чем и по чему ездят.

- Машина, т.к. это слово 1 скл, а остальные 2 скл.

дОрога

П: производить сравнение,  сериацию и классификацию по задан. критериям,

     осущ. поиск необходим. информации для овладения знаниями,

     ориентир. на разнообразие способов решения задач.

3. Этап актуализации знаний

Итак,

по дороге на машине отправляемся в путь. (на слайде предложение : По дорог.  на машин.  отправляемся в путь.  )

Какие орфограммы пропущены? Как решить орфографические задачи?

(на доске слайд:

Решение орф. задачи в окончании им. сущ.

Знаем:

1 способ – «проверочное слово»

2 способ – «склонение –падеж»

Нужно узнать:

Какой из способов более рациональный, удобный и быстрый для решения орфогр. задачи. в оконч. имен сущ.

- Что для этого нужно делать?

-Для чего нужно уметь реш. орф. задачи?

Учитель помогает определить учебную задачу,  чем будем заниматься, важность правильного грамотного письма

есть 2 способа:

1.Подобрать проверочное слово (локоть, рука., плечо, сравнить окончания, выбрать нужное)

2. Вспомнить склон. и падеж.

  1скл. 2 скл. 3скл

Р  -и-                -и-

Д –е-                -и-

П – е-  -е-        -и-,

Выбрать нужную букву.

1 способ – «проверочное слово»

2 способ – «склонение –падеж»

-Каким способом лучше действовать при выборе буквы в окончании.

- Решать задачи на данную орфограмму и наблюдать за своими действ.

- Чтобы писать грамотно, для грамотного общения.

Л: учебный интерес к способу решения уч. задачи

Р: планировать свое действие в соответствии с поставл. Задачей

4. Работа по теме урока  

Физминутка

-Отправляемся в путь за знаниями, нам помогут слова из дом упр. (ехали в..., ехали по....)

№226 (работа по группам)

Цель: решение орфограф. задачи, определение способа действия в словах с пропуском буквы на месте орфограммы.

(ехали в трамвае,  в автобусе, в машине, на комбайне...

Ехали по дороге, по аллее, по деревне....)

№227 (работа в парах)

Цель: примениие знаний в новых ситуациях (поиск чужих ошибок в записанном тексте)

Вспомните сигналы светофора, что они обозначают?

Задание: красный стоим, желтый присели, зеленый - идем

Где ездят машины? А где пешеходы?какие правила нужно соблюдать?

№228 (самостоятельная работа с частичной фронт. проверкой (данный вид орфограммы) и выявлением более употребительного способа решения орф. задачи.

(Текст упр: Пока я еду на трансп.рт. , я     ... .

Но вот я вышел и пош . л пешком. Теперь я   ... .

Для меня по обеим стороам улиц .  вдоль дорог . сделаны тротуары. В город . трансп . рт движется по дорог .  , а люди ходят по тротуар . .

- Назовите орфограммы (по цепочке), каким способом действовали? Почему?

Как будем действовать?

Какие ошибки нашли, докажите?

Как думаете, какие действия не выполнили те ученики, чьи записи здесь привели?

-Назовите слова, в котор. встретилась орфогр. сег-го урока? Как решали? Каким способом? (сделать вывод, какой способ найболее удобен)

- Какие еще орф. встретились? Как решали? (проверка в парах)

-Проверте, подкорректируйте свою работу.

-Объясните, что такое тротуар, пользуясь информацией текста.

Дети называют, сомнит. Случаи доказывают извест. Способом, анализ-ся, каким способом решали быстрее, эффективнее.

Определим скл и падеж. Назовем провер слово

Провел по скатертЕ, сидел у дорогЕ.  Увидел на скатертЕ, ехал в автомобилЕ

Не задумались о способе решения задачи, т.е. не подобрали пров. слово, или не вспомн. скл., падеж.

Красный –стой,

Желый –приготовься,

Зеленый – движение разрешено.

Дети рассказывают о ПДД (коротко)

Работа по памятке №1,4: списывание и решение орф.  задач с послед. записью, заканчивают предложения нужными по смыслу словами,

обращаются к словарю, решая орф. задачи на напис. слов с непров. орф. ,

отвечают на продуктивный вопрос к тексту.

Р: планир. своё действ. в соответс. с поставл. задачей.

К: договарив. и приходить к общему решен. в совмест. деят-ти, контролир. дейст. партнера.

П: владеть общим приемом решения задачи.

П: строить рассуждение в форме связи прост. суждений об объекте, его связях,

    владеть общим приемом решения задачи.

К: учитывать мнения и стремиться к координации различ. позиций в сотрудничестве

Л: знание осн. морал. норм, ориентация на их выполнение.

П: осущест. поиск необх. информации для выпол. учеб задачи с испльз. учеб. материалов,

проводить сравнение, осущ. синтез,

строить рассуждение в форме связи прост. суждений об объекте, его связях,

    владеть общим приемом решения задачи.

К: формулировать собст. мнение

Р: вносить необх. коррективы в действие после его заверш. На основе его оценки

5.Итог урока

Инструктаж д.з.

Рефлексия

Оценивание.

Обобщение и выбор оптимального способа действия для решения орф. задачи «Выбор буквы в оконч. сущ.»

-Оцените себя, каждый определил для себя способ, с пом. которого будет решать задачу? Все ли получалось? В чем трудности?

-Пользуясь наиболее удобным способом, выполните д.з. № 232. Посмотрите, все ли понятно?

- Что нового узнали о дорожном. Движении из материалов урока?

Смогли бы вы обяснить что такое тротуар, для чего нужен? Составьте дома синквейн о тротуаре ( по желанию)

-Каким способом пользовались в большинстве случаев? Почему?

Учитель помогает вернуться к цели урока, помочь провести рефлексию, определить область знания, незнания.

Дети отвечают, обосновывают; осн критерий выбора способа: быстрота и правильность решения задачи.

Дети отвечают, говорят о трудностях.

Творческое задание. (принимают для себя: делать или нет)

Л: установка на здор. образ жизни ( соблюдение ПДД),  способность к самооценке на основе критерия успешности уч. деят.-ти.

К: формулировать собст. мнение,

П: произвольно и осознанно владеть общ. Способом решения задач.

Р: принимать и сохранять уч. задачу,  осуществлять итогов и пошаг. Контроль,  адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных на -ия, -ие, ий" с использованием современных образовательных технологий : ИКТ:...

Урок русского языка по теме ". Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных." 4 класс УМК"Гармония"

Цель. Обучить способу действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Задачи. 1.Формировать у учащихся представление о способе действия для решения орфографи...

Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ "ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Презентация отражает основные моменты хода урока по данной теме....

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...