"Умею ли я выбирать гласные буквы для обозначения твердости-мягкости согласных?"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Будник Татьяна Александровна

Целью данного урока является развитие умений учащихся выбирать гласные буквы для обозначения твердости-мягкости согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_budnik.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будник Т.А.., ГБОУ СОШ № 368 «Лосиный остров», г. Москва

Проект урока-диалога по  русскому языку

(1-й класс, по программе В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой)

Тема:

«Умею ли я выбирать гласные буквы для обозначения твердости-мягкости согласных?»

1.Замысел урока.

Вопрос цикла

Место урока и его вопрос

 Вид диалога на уроке

Схема организации действия по  итогам урока


Может ли один и тот же гласный звук обозначаться разными гласными буквами?


Озадачивание и конкретизация модели:


«Умею ли я выбирать гласные буквы для обозначения твердости-мягкости согласных?»


  Диалог продуктивного действия

                           

     


Алгоритм звуко-буквенного анализа позволяет правильно выбрать гласные буквы для обозначения твердости-мягкости согласных:

1. [      ] (транскрипция, звуковая запись)


2.

звуковая модель с разметкой слогов и ударений

3. Б (буквенная запись)

4. Б (работа гласных букв)

Схема:


[а] (после тв. согл.)

   

     А


         [а] (после мягк. согл.)


      Я

2. Ход урока.

2.1. Первый и второй этапы дискуссии:



Триада заданий:

СТАРТ-ЗАДАНИЕ

Сценарий исследующей дискуссии

Конкурирующие средства поиска детей

Запрос помощи учителем   (фиксация ее получения)                

Определенные детьми средства поиска

I. При выполнении задания и определении проблемы поиска:


I.Проблема




                         ?



     







 







II.Вопрос 



                     А  ?   Я

Проверить диктант, который написал Сам Самыч.


Найти ошибки, оценить работу робота:

р́όща ю́ла ча́йка шыт зада́чька


Разное количество ошибок:


1) 5 ошибок: Ю́ла, шить, чайка,

задачка

2) 6 ошибок (все)

Пробовали редактировать ошибки робота. Почему разные результаты?

II. При определении вопроса поиска:


1. Юла

2. Юля


Способ разметки сработал не у всех.

Как действовать со словом, чтобы не допустить ошибок?

Организация

Индивидуально (принцип индивидуальных вкладов), учитель – класс (обмен позициями).

2.2. Третий и четвертый этапы дискуссии:


Триада заданий:

ЗАДАНИЕ-ЭКСПЕРИМЕНТ

Сценарий исследующей дискуссии

Конкурирующие средства поиска детей

Запрос помощи учителем   (фиксация ее получения)                

Определенные детьми средства поиска

III. При выдвижении гипотез об «открытии»:

III.Гипотеза 

        

 

 А    Я    Ы
















IV.Результат


1. [      ] (транскрипция, звуковая запись)


2.

звуковая модель с разметкой слогов и ударений

3. Б (буквенная запись)

4. Б (работа гласных букв)



Подумайте, о каких нарядах говорится в стихотворении?

Конструирование слова НАРЯДЫ.

 

1. [Н А Р А́́ Д Ы]


         А   А    Ы

   

2. [Н А Р’А Д Ы]


         А    Я


Какой звук обозначен разными гласными буквами? Непонятно, объясните версии.
















IV. При определении результата поиска:


1.

2.         

Как получилось, что вы записали по-разному? Чем это обусловлено?

(не услышали мягкость [р’], не поняли, что надо найти одинаковый гласный звук)

Организация

В парах,  учитель – класс (обмен позициями).

2.3. Пятый этап дискуссии


Триада заданий:

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ

Сценарий исследующей дискуссии

Конкурирующие средства поиска детей

Запрос помощи учителем   (фиксация ее получения)                

Определенное детьми средство поиска

V. При формулировке вывода как руководства к собственному действию:


V.Вывод

(на «схеме организации действия» знаками + и -)



Буква А обозначает гласный звук [а] после согласного твердого, а буква Я обозначает звук [а] после согласного мягкого.





         ЗНАЮ И УМЕЮ

[ ]

М.

Б.

ОРФ.






 






Какой схемой можно показать обозначение одного и того же гласного звука в слове наряды?

1. [а]   [а]

 

    А     Я


2.    [а]


  А        Я


3.


  А           Я




4.


[а] после тв.согл

   

     А


         [а]после мяг согл


      Я

Какая из четырех схем более точная и информативная? (4)

Почему? (Сообщает о позиции гласного звука [а] в слове).

Сделайте вывод о том, как узнать, какую букву выбрать для обозначения твердости-мягкости согласных звуков.





Кому порядок действий помог для успешного письма? (Всем)

Оцените «+», «–» свои знания и умения.

Организация*

Индивидуально (принцип индивидуальных вкладов), учитель – класс (обмен позициями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте Тема: Сопоставление согласных звуков по твердости – мягкости.

Задание №1. Чтение слов, получающихся при изменении буквы гласного звука. Сопоставление первых звуков в словах по твердости – мягкости.Задание №2. Упражнения в словосочетании. Составление моделей этих...

Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков.

Создать условия для закрепления учащихся гласных букв как показатели твердости-мягкости согласных звуков, развития речи....

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .Задачи урока:Дидактические:1) ф...