Урок обучения грамоте. Тема: "Обозначение твердости–мягкости согласных с помощью букв А, Я" (система Эльконина - Давыдова)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок - со-бытие "День рождения Маши и Алёши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboznachenie_tvyordosti-myagkosti_a-ya.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Учитель: Елизарова И.К.                                                                    1 «А» класс    25.10.2018 г.

Урок обучения грамоте

Тема: "Обозначение твердости–мягкости согласных

 с помощью букв А, Я"

ЦЕЛЬ: понять принцип работы гласных букв А-Я через звуковой анализ слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: Учебник для 1-го класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях. Часть рисунки сквозных героев Букваря.
  • Презентация

ХОД УРОКА 

ПРИВЕТСТВИЕ ГОСТЕЙ.

- Ребята! Сегодня на нашем уроке гости.   Давайте посмотрим на них, поздороваемся, улыбнемся и начнем работать.

АКТУАЛИЗАЦИЯ СТАРОГО СПОСОБА. 

- У наших героев – близнецов Маши и Алеши День рождения.  Им принесли много подарков. Хотите узнать, что им подарили? Тогда отгадайте загадки.

Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
А всего одна игрушка.
(матрешка)(Слайд 2)

- Маша принимает только те подарки, которые начинаются с твердого согласного звука, а Алеша – подарки, которые начинаются с мягкого согласного звука. Кому подарим матрешку? Почему?

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(мышка) )(Слайд 3)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(медведь) )(Слайд 4)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина) )(Слайд 5)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
(мел) )(Слайд 6)

Не имея ножек,
Не боясь подножек,
По дороге вскачь
Резво мчится …
(мяч) )(Слайд 7)

Какой буквой надо обозначить твёрдый звук м и мягкий звук м ? (Буквой М) )(Слайд 8)

- Ко Дню рождения обычно тщательно готовятся.

Мама и Маша пекут пирог. Алеша мал. Он только мял тесто. 

- Найдите два слова, которые различаются только одним звуком.

- Можем составить звуковую модель слова МАЛ? …слова МЯЛ?

Работа со звуковыми моделями. Проверка. )(Слайд 9)

- Сравните звуки в этих словах. (Работа у доски и в тетради.) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 

Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два-
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

- Мы записали звуковые схемы слов МАЛ, МЯЛ. Теперь обозначим эти звуки буквами. (Работа у доски и в тетради.)

- Прочитайте. (МАЛ-МАЛ) 

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. 

- Что не так? (Слова разные, а записаны одинаково).

- Что мы не знаем? (Как записать слово МЯЛ). 

- Почему нам трудно записать слово МЯЛ? (Не знаем, как показать мягкость согласного звука [м’]). 

АНАЛИЗ, МОДЕЛИРОВАНИЕ. 

- Как бы вы записали слово МЯЛ? …Еще варианты будут? (На доске: МЬАЛ, М-Л, МЯЛ, МЯЬЛ)

- Посмотрите! Авосик предложил нарисовать подушечку для буквы М.

А Небойсик предлагает такой же вариант, как и вы: МЬАЛ.

(На доске)

- Давайте разберемся. Какие буквы вы написали без сомнения? (Л, М)

- На букве М не написано, какой звук она обозначает - твердый [м] или мягкий [м’]. Сама буква М справилась с этой задачей? Значит, ей нужен помощник, который будет указывать на твердость или мягкость согласного звука. (Модель на доске).

ВЫБОР ОДНОГО ВАРИАНТА, ВЫВОД.

Работа по модели

- Давайте подумаем,  как же надо было записать слово МЯЛ? Кто у нас самый умный?

 - Исправим ошибку. Оставим только правильный вариант. (Исправляем на доске слово МАЛ на МЯЛ)

- Умеем теперь записывать слово МЯЛ?

- Кто же помогает букве М обозначать мягкий согласный? (Буква Я)

- Так какую работу выполняет буква Я? А еще? (Помогает букве М обозначать мягкий согласный и обозначает звук [А])

- Покажем это стрелочками на схеме.

- Кто догадался, какая работа у буквы А? (У доски ученик объясняет и рисует стрелки.)

- Об этом же догадались наши герои дедушка Ус и дядюшка Ага.

- Откройте Букварь на странице 58. Найдите дедушку Уса и дядюшку Ага.

- Объясните, какие две работы выполняют буквы А - Я.

- Дома расскажите родителям о двух работах этих гласных букв.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ВВЕДЕННОГО СПОСОБА.

- Вернемся к нашим подаркам. Маше подарили цветы маки, а Алеша обрадовался мячу. Они решили записать слова мак и мяч, но смогли составить только звуковые схемы.

- К какому слову относится каждая схема?

- Давайте научим Машу и Алешу записывать слова буквами, используя новые знания…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ. 

- Чему научились на этом уроке? О чем расскажете дома? Кому скажем спасибо?

- Сегодня мы побывали на Дне рождения у Маши и Алеши. Хорошо поработали, открыли новые знания. Молодцы!  

 РЕФЛЕКСИЯ

 -Давайте подарим наш подарок Маше и Алёше.

Если вам урок понравился, было интересно, то покрасим розы красным цветом.

Если было трудно,  то покрасьте розы жёлтым цветом.

Собираем наш торт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы. 1 класс. Обучение грамоте. Темы: Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь, общее правило переноса, правила записи высказывания.

Задания для самостоятельной работы. Обучение грамоте. 1 класс.Темы: 1. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.2. Общее правило переноса. 3. Правила записи высказывания....

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .Задачи урока:Дидактические:1) ф...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Морфемный разбор.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по теме «Морфемный разбор».Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Виды разборов.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по всем видам разборов.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать знания обучающи...