ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .
Задачи урока:
Дидактические:
1) формировать умение обозначать твёрдые и мягкие согласные с помощью букв «У», «Ю»;
2) закрепить умение выполнять звуковой анализ букв «У», «Ю»;
3) развивать умение составлять модель предложений;
Развивающие:
1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;
2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;
3) развивать умение обобщать изучаемые факты;
Воспитательные:
1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;
2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю" | 344.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 02.12.2022 Школа: №148 Класс: 1Б Урок: 1 Время: 8:00 – 8:35 Кабинет: 221 | Студент: Фахретдинова К.Н. Группа: 46 Учитель: Кожевникова Т.И. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Обозначение согласных по твёрдости, мягкости с помощью букв У, Ю»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать умение обозначать твёрдые и мягкие согласные с помощью букв «У», «Ю»; 2) закрепить умение выполнять звуковой анализ букв «У», «Ю»; 3) развивать умение составлять модель предложений. | Предметные: 1) учиться обозначать твёрдые и мягкие согласные с помощью букв «У», «Ю»; 2) выполнять звуковой анализ слова; 3) учиться составлять модели предложений. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв; 2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте. |
УМК: «Букварь» 1 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Наильевна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. -Сейчас я буду читать предложения, а вы повторяйте за мной. Ра-ра-ра – рама, радуга, гора. Ры-ры-ры – рынок, рыба, комары. Ро-ро-ро – роза, родина, ведро. Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру. -На протяжении всего урока я предлагаю вам заполнять таблицу успеха. Вам нужно будет ставить галочку рядом с подходящим смайликом после выполнения определённого задания. -Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Теперь мы можем начинать наше занятие. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». -Ребята, на какие группы можно разделить все буквы? -По каким признакам мы распознаём гласные звуки? А согласные? -Посмотрите на слайд. Какие гласные вы увидели? -Что вы знаете об этих гласных? -Отлично! -А что вы можете сказать про эти гласные? | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. -На гласные и согласные - Гласные звуки произносятся без препятствий (с голосом), а согласные звуки – с препятствиями (с голосом и шумом) -А,О,Ы,Э -Они являются показателями твёрдости. -Гласные Я,Ё,И,Е являются показателями мягкости. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Обратите внимание на ленту памяти. Как вы считаете, какая гласная буква ещё является показателем мягкости? -А давайте проверим. Откроем учебник на странице 64. -Обозначим тему нашего урока. -Какую цель мы поставим на урок? Закончите предложение: Цель- научиться… -Сейчас возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Начало урока» | Определяют тему урока -Буква Ю - Обозначение согласных по твёрдости, мягкости с помощью букв «У», «Ю» - Цель - научиться обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. | Презентация, таблица успехов |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический (упражнение «письмо в воздухе») Внешний контроль | 1. Организует работу обучающихся. -Давайте посмотрим и пронаблюдаем, какая буква является показателем твёрдости, а какая показателем мягкости . -Посмотрите на слово «НУЛИ». Что вы можете сказать о букве У ? -А что мы можем сказать о букве Ю в слове «НЮРА»? -Значит какой вывод мы можем сделать? -Всё верно! -Посмотрим, где стоят эти буквы в ленте памяти. -Скажите мне, почему буква У стоит напротив буквы Ю? -Проверим. Возьмём слог МУ (протянули послушали) -Хорошо, а теперь слог МЮ - А для чего нужны разные буквы? -Возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Вывод» | 1.Анализируют уч. материал, организуют поиск реш-я,опр-ют способы представления рез-та. -Буква У гласная и делает согласную букву твёрдой. -Буква Ю гласная и делает согласную букву мягкой. -ВЫВОД: после твёрдых согласных пишется буква У ИЛИ гласная буква У является показателем твёрдости согласного звука, который стоит перед ней. После мягких согласных пишется буква Ю ИЛИ гласная буква Ю является показателем мягкости согласного, который стоит перед ней. -Потому что у них один звук -Одна служит показателем мягкости согласного, другая – показателем твёрдости согласного. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение контролировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели | Презентация, таблица успехов, учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль |
-Работаем дальше. Прочитайте слова из 1-го столбика. -Прочитайте слово, в котором все гласные обозначают твердость согласного. -Прочитайте слова, в которых 2-ой слог звучит мягко. -Прочитайте слова из 2-го столбика. -Прочитайте все слоги с твёрдой согласной. -Какие буквы послужили показателем твёрдости согласного звука? -Прочитайте слова из 3-го столбика. - Назовите слова, в которых 3 слога - Прочитайте все слоги в словах с мягкой согласной. -Какая буква послужила показателем мягкости согласного звука? -Возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Работа со словами» - А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте так, чтобы удобно было выполнять упражнения. |
-Луна, мелю, рули -Луна -Мелю, рули -Намну, мина, море -На, ну, на, мо -А, у, о -Уроню, намылю, маню -Уроню, намылю -Ню, лю, ню -Буква Ю | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Презентация, таблица успехов, учебник |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. 2.Контролирует работу. 3.Организует работу со схемой предложения. -Следующее задание, которое вам предстоит выполнить – это составление схемы предложения. Я прочту вам предложение, а вы должны запомнить его и записать к нему схему. После того, как вы выполните схему предложения, вам нужно ответить на вопросы. Улитка ползёт по земле -А сейчас возьмите в руки простые карандаши и сверьте свою работу с образцом -У кого не было ошибок? -У кого 1 или 2 ошибки? -Хорошо, а теперь ответьте на вопросы: 1)Назовите слова-предметы? 2)Назовите слова-действия? 3)Сколько слов-признаков? 4)Есть ли в предложении слова-помощники (слов, ничего не значащих) -А какую работу они выполняют? -Отлично, молодцы! -Возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Самостоятельная работа» | 1.Выполняют самостоятельную работу. 2.Работают со схемой предложения. - улитка, земле -ползёт -Их нет -Да, одно – по -Связывают слова | Р: выполнение контроля и оценки работы. | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
-Составим слова со слогом, где согласный звучит мягко -1 картинка -2 картинка - 3 картинка -Что изображено на 4 картинке? -На 5-ой? -Сделаем звуковые модели этих слов. Одно мы сделаем вместе, остальные 4 вы сделаете в парах. -Давайте вспомним правила работы в парах -Первое слово – ФЛЮС Ф-согласный, глухой, твёрдый Л-согласный, звонкий, мягкий Ю-гласный, обозначающий мягкость, ударная С- согласный, глухой, твёрдый -Теперь можете приступать к работе в парах -Если будут трудности, поднимите руку. -Давайте проверим. Кто желает выйти к доске и показать звуковую модель 2-го, 3-го, 4-го слова? -Хорошо! Звуковую модель 5-го слова посмотрите на доске. -Отлично! - Возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Работа со звуковой моделью» | 1. Работают со звуковой моделью -Флюс -Люк -Клюв -Клюшка -Люстра -Слушать мнение напарника, делать всё сообща… | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Итак, ребята, назовите тему нашего урока. -Поднимите руку те, у кого все смайлик и в таблице успеха отмечены весёлыми. У кого только один грустный? -Отлично!
-Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все большие молодцы! -Но больше всего мне понравилось, как работали …И я вручаю им небольшие значки. Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Определяют уровень работы на уроке. «У,Ю показатели твёрдости, мягкости согласных звуков» | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | Раздаточный материал, презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».
1 класс Тема урока: «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».Список литературы:1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бой...
Урок обучения грамоте. Тема: "Обозначение твердости–мягкости согласных с помощью букв А, Я" (система Эльконина - Давыдова)
Урок - со-бытие "День рождения Маши и Алёши"...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий звук [ч], [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знаний о звуке [ч’] и букве Ч; формирование навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирова...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока обучению грамоте "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью э, е" 1 класс, УМК системы Эльконина - Давыдова
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв э, е.Задачи урока: Дидактические:1.Формировать умение ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем" (программа Эльконина - Давыдова)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения различать типы орфограмм в высказывании и производить их проверкуЗадачи урокаДидактические...