ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Фахретдинова Карина Наильевна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .

Задачи урока:

Дидактические:

1) формировать умение обозначать твёрдые и мягкие согласные с помощью букв «У», «Ю»;

2)  закрепить умение выполнять звуковой анализ букв «У», «Ю»;

3) развивать умение составлять модель предложений;

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 02.12.2022

Школа: №148

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:35   Кабинет: 221

Студент: Фахретдинова К.Н.

Группа: 46

Учитель: Кожевникова Т.И.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Обозначение согласных по твёрдости, мягкости с помощью букв У, Ю»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать умение обозначать твёрдые и мягкие согласные с помощью букв «У», «Ю»;

2)  закрепить умение выполнять звуковой анализ букв «У», «Ю»;

3) развивать умение составлять модель предложений.

Предметные:

1) учиться обозначать твёрдые и мягкие согласные с помощью букв «У», «Ю»;

2) выполнять звуковой анализ слова;

3) учиться составлять модели предложений.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: «Букварь» 1 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А., система Эльконина-Давыдова

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Наильевна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

 Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

-Сейчас я буду читать предложения, а вы повторяйте за мной.

Ра-ра-ра – рама, радуга, гора.

Ры-ры-ры – рынок, рыба, комары.

Ро-ро-ро – роза, родина, ведро.

Ру-ру-ру – руки, ручки, кенгуру.

-На протяжении всего урока я предлагаю вам заполнять таблицу успеха. Вам нужно будет ставить галочку рядом с подходящим смайликом после выполнения определённого задания.

-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Теперь мы можем начинать наше занятие.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Ребята, на какие группы можно  разделить все буквы?

-По каким признакам мы распознаём гласные звуки? А согласные?

-Посмотрите на слайд. Какие гласные вы увидели?

-Что вы знаете об этих гласных?

-Отлично!

-А что вы можете сказать про эти гласные?

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-На гласные и согласные

- Гласные звуки произносятся без препятствий (с голосом), а согласные звуки – с препятствиями (с голосом и шумом)

-А,О,Ы,Э

-Они являются показателями твёрдости.

-Гласные Я,Ё,И,Е являются показателями мягкости.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Обратите внимание на ленту памяти. Как вы считаете, какая гласная буква ещё является показателем мягкости?

-А давайте проверим. Откроем учебник на странице 64.

-Обозначим тему нашего урока.

-Какую цель мы поставим на урок?

Закончите предложение:

Цель- научиться…

-Сейчас возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Начало урока»

Определяют тему урока

-Буква Ю

- Обозначение согласных по твёрдости, мягкости с помощью букв «У», «Ю»

- Цель - научиться обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю»

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.

Презентация, таблица успехов

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

1. Организует работу обучающихся.

-Давайте посмотрим и пронаблюдаем, какая буква является показателем твёрдости, а какая показателем мягкости .

-Посмотрите на слово «НУЛИ». Что вы можете сказать о букве У ?

-А что мы можем сказать о букве Ю в слове «НЮРА»?

-Значит какой вывод мы можем сделать?

-Всё верно!

-Посмотрим, где стоят эти буквы в ленте памяти.

-Скажите мне, почему буква У стоит напротив буквы Ю?

-Проверим. Возьмём слог МУ (протянули послушали)

-Хорошо, а теперь слог МЮ

- А для чего нужны разные буквы?

-Возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Вывод»

1.Анализируют уч. материал, организуют поиск реш-я,опр-ют  способы представления  рез-та.

-Буква У гласная и делает согласную букву твёрдой.

-Буква Ю гласная и делает согласную букву мягкой.

-ВЫВОД: после твёрдых согласных пишется буква У ИЛИ гласная буква У является показателем твёрдости согласного звука, который стоит перед ней.

После мягких согласных пишется буква Ю ИЛИ гласная буква Ю является показателем мягкости согласного, который стоит перед ней.

-Потому что у них один звук

-Одна служит показателем мягкости согласного, другая – показателем твёрдости согласного.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение контролировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели

Презентация, таблица успехов, учебник

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Работаем дальше. Прочитайте слова из 1-го столбика.

-Прочитайте слово, в котором все гласные обозначают твердость согласного.

-Прочитайте слова, в которых 2-ой слог звучит мягко.

-Прочитайте слова из 2-го столбика.

-Прочитайте все слоги с твёрдой согласной.  

-Какие буквы послужили показателем твёрдости согласного звука?

-Прочитайте слова из 3-го столбика.

- Назовите слова, в которых 3 слога

- Прочитайте все слоги в словах с мягкой согласной.

-Какая буква послужила показателем мягкости согласного звука?

-Возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Работа со словами»

- А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте так, чтобы  удобно было выполнять упражнения.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

-Луна, мелю, рули

-Луна

-Мелю, рули

-Намну, мина, море

-На, ну, на, мо

-А, у, о

-Уроню, намылю, маню

-Уроню, намылю

-Ню, лю, ню

-Буква Ю

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Презентация, таблица успехов, учебник

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

2.Контролирует работу.

3.Организует работу со схемой предложения.

-Следующее задание, которое вам предстоит выполнить – это составление схемы предложения.

Я прочту вам предложение, а вы должны запомнить его и записать к нему схему. После того, как вы выполните схему предложения, вам нужно ответить на вопросы.

Улитка ползёт по земле

-А сейчас возьмите в руки простые карандаши и сверьте свою работу с образцом

-У кого не было ошибок?

-У кого 1 или 2 ошибки?

-Хорошо, а теперь ответьте на вопросы:

1)Назовите слова-предметы?

2)Назовите слова-действия?

3)Сколько слов-признаков?

4)Есть ли в предложении слова-помощники (слов, ничего не значащих)

-А какую работу они выполняют?

-Отлично, молодцы!

-Возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Самостоятельная работа»

1.Выполняют самостоятельную работу.

2.Работают со схемой предложения.

- улитка, земле

-ползёт

-Их нет

-Да, одно – по

-Связывают слова

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу со звуковой моделью.

https://sun9-81.userapi.com/impf/O-fysdnG51Rww5lfjH46_7oUQMMD0VGdJjaMDA/bU0xX6ClgWQ.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=78e4dde4e3d20b9415c46ed3fd285971&type=album

-Составим слова со слогом, где согласный звучит мягко

-1 картинка

-2 картинка

- 3 картинка

-Что изображено на 4 картинке?

-На 5-ой?

-Сделаем звуковые модели этих слов. Одно мы сделаем вместе, остальные 4 вы сделаете в парах.

-Давайте вспомним правила работы в парах

-Первое слово – ФЛЮС

Ф-согласный, глухой, твёрдый

Л-согласный, звонкий, мягкий

Ю-гласный, обозначающий мягкость, ударная

С- согласный, глухой, твёрдый

-Теперь можете приступать к работе в парах

-Если будут трудности, поднимите руку.

-Давайте проверим. Кто желает выйти к доске и показать звуковую модель 2-го, 3-го, 4-го слова?

-Хорошо! Звуковую модель 5-го слова посмотрите на доске.

-Отлично!

- Возьмите таблицу успехов и отметьте галочкой нужный смайлик в столбике «Работа со звуковой моделью»

1. Работают со звуковой моделью 

-Флюс

-Люк

-Клюв

-Клюшка

-Люстра

-Слушать мнение напарника, делать всё сообща…

https://sun9-83.userapi.com/impg/bXqT4ud7RX0QYyKFT0Omn2sFiHuMsk0AceEBsA/Kcye90XO3nc.jpg?size=1280x1027&quality=96&sign=12edd5e275537f507fc651306f438ef6&type=album

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической и диалогических высказываний

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Поднимите руку те, у кого все смайлик и в таблице успеха отмечены весёлыми. У кого только один грустный?

-Отлично!

 

-Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все большие молодцы!

-Но больше всего мне понравилось, как работали …И я вручаю им небольшие значки.

Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень работы на уроке.

«У,Ю показатели твёрдости, мягкости согласных звуков»

https://fresh-cards.ru/images/cards/kartinka-medalka-molodets-dlya-detej.jpg

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

Раздаточный материал, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».

1 класс Тема урока: «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».Список литературы:1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бой...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий звук [ч], [ч’], буквы Ч, ч. Сочетания ча-чу» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знаний о звуке [ч’] и букве Ч; формирование навыка правильного письма сочетания ча-чу, сознательного чтения, формирова...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока обучению грамоте "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью э, е" 1 класс, УМК системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв э, е.Задачи урока: Дидактические:1.Формировать умение ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем" (программа Эльконина - Давыдова)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения различать типы орфограмм в высказывании и производить их проверкуЗадачи урокаДидактические...