Гласные буквы Ё, ё. Обозначение буквой Ё гласного звука [о] после мягких согласных в слиянии.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок обучения грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Гласные буквы Ё, ё. Обозначение буквой Ё гласного звука [о] после мягких согласных в слиянии.

Цель: : познакомить учащихся с гласной буквой Ё ё; развивать речь, память, логическое мышление; закрепить знания учащихся о гласной букве ё.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

   7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л1. Учащиеся настраиваются на работу.

Работа над чтением текста.

 

 

 

Повторение изученного материала.

   

 

  1. Формирование опорных знаний

Фронтальная работа

Учитель выясняет, почему буквы е и я особенные.

Читаются слова, заранее напечатанные на доске:

                ели                маяк

Ведется слого-звуковой анализ по схемам.

2. Учитель сообщает ученикам, что на уроке они узнают еще одну особенную гласную букву. На предметном рисунке дети узнают ежа, им предлагается назвать этого зверька ласково. (Ёжик.)

Проводится слого-звуковой анализ слова ёжик.

– Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги?

Обращается внимание на схему слова.

Учитель сообщает, что два звука, образовавших слияние [й’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Учитель показывает букву Ё ё.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

                                         В. Степанов

Л1, 4; Р1; П1, 3, 4, 7; К 4.

По таблице дети вспоминают все изученные гласные буквы. Ученики говорят, какие из них служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии (и, е, я).

Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [й’э], [й’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных.

Устанавливается, что первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Медленно произносится первый слог. Выясняется, что он состоит из двух звуков.

  1. Закрепление опорных знаний.

Фронтальная работа

Всегда ли буква Ё обозначает два звука?

Фронтальная работа, с. 32

  • Игра «Кто внимательный?».

 Стихотворение заранее напечатано на доске. Учитель читает его.

        Убежал от друзей

        Без оглядки.

        Сказал:

        – Поищите!

        Играю я в прятки.

        Сначала в норе

        Ёж укрылся

        в одёжке.

        Затем покатился

        Клубочком

По стёжке.

  • Игра «Узнайте звук».

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, начинающееся с ё: ёлка, ежевика, юркий, ёршик, енот, еловый, ёж, песенка, яркий, юла, яблоко, ёлочка.

Самостоятельная работа, с. 32

  • Выразительное чтение стихотворения Е. Благигиной.

Л4, Р4, К4.

Когда мы называем букву ё, то произносим два звука [й’о]. Если буква ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [й’о].

Читать слова с буквой ё в начале слова и после гласных.

Формулировать способ чтения буквы ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется.

Дети подчеркивают в тексте слова, в которых встречается буква ё.

  1. Работа по теме урока

Фронтальная работа, с. 31

В учебнике дети читают столбики слов со вспомогательными пометками.

Проводится сопоставление слов по смыслу:

ёжик – ёж,         ёлочка – ёлка

Со словами моё и своё устно составляются предложения.

Делается вывод: чтобы прочитать букву ё в начале слов или после гласных, ее надо просто назвать – произнести два звука [й’о].

Самостоятельная работа, с. 31

  • Дети читают текст.

Вопросы:

– Где были ребята?

– Что они услышали? Кто это был?

– Кто напал на ёжика?

– Что случилось с Жучкой?

Работа в парах, с. 30

  • Игра «Малыши заблудились».

Индивидуальная работа, с. 30

  • Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера. Заучивание наизусть.

Л4, Р1, 4, П1, 2, 4, 7, К2.

Дети читают текст про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква ё.

Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ё, ё . 

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Дети стрелками соединяют родителей животных и их детенышей.

Физминутка

  1. Продолжение работы по теме

Фронтальная работа, с. 32

1. Дети читают слоги-слияния.

Во всех слогах с буквой ё согласный звук произносится мягко.

2. Проговаривание скороговорок.

Работа в группах, с. 33

  • Чтение текста «Шутка» в лицах.

Обратить внимание детей на правильную интонацию в чтении вопросительных предложений.

3. Разгадывание загадок.

Производится слого-звуковой анализ этих слов.

Индивидуальная работа, с. 32

  • Выразительное чтение стихотворения О. Григорьева.

Проговаривается хором вслед за учителем или за любым учеником из класса.

Стихотворение по желанию можно выучить наизусть.

Фронтальная работа, с. 33

5. Повторение  всех изученных букв. Определяется место буквы ё на «ленте букв».

Л4, П6, К2.

Учащиеся устанавливают, что в слоге-слиянии сё согласный звук произносится мягко.

Делается вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [o], то пишется буква ё. Значит, буква  ё после согласных обозначает звук [o] и мягкость предшествующего согласного.

Сначала скороговорки проговариваются хором, а затем индивидуально (можно в виде конкурса).

Дети, читая загадки, подчеркивают слова, в которых встречается буква ё.

Производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком о после мягкого согласного с опорой на схему-модель. Читать слоги-слияния с буквой ё. Сопоставлять слоги с гласными о и ё. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё. Делать вывод: если в слиянии после мягкого согласного слышится звук о, то пишется буква ё. Обозначать буквой ё гласный звук о после мягких согласных.

Находить в текстах слова с буквой ё и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.

Определять место буквы ё на «ленте букв».

Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.  

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

Использованный материал: слайды презентации Синецкой Г.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"

Урок -КВН обучения грамоте по теме:  "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных  звуков"...

Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...

Гласная буква Ю,ю. Обозначение звуками после согласного и в начале слова.

Урок обучения грамоте по УМК " Начальная школа XXI века" построен в соответствии ФГОС. Обучающиеся на уроке открывают новые знания, определяя количество звуков в названии букв е,ё, ю, я в на...

Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Чч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ

Знакомство первоклассников с буквой Ч ч, звуком [ч " ], правописанием буквосочетаний ча-чу....

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...