Урок русского языка в развивающем обучении
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Колпакова Валентина Павловна

Урок разработан по учебнику  «Русский язык» (авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Суффикс как часть слова»

Цель: обеспечить условия для:

  • формирования учебной деятельности;
  • усвоения понятия «суффикс как часть слова»;
  • развития умения находить суффиксы в словах;
  • развития коммуникативных отношений: умения договариваться, слушать друг друга;
  • развития навыков оценки и самооценки

Ход урока.

  1. Организационный момент

Сядьте поудобнее и повторяйте за мной:

Я на уроке русского языка.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

  1. Целеполагание

- Откройте учебники на с.100 и прочитайте тему урока. («Суффикс как часть слова»)

- Что я знаю?  (Что такое слово? Какие бывают части слова? Что такое корень? Что такое окончание?)

Дети отвечают, доказывают, оценивают ответы друг друга, а учитель вопросы фиксирует на доске.

- Чего я не знаю? (Не знаю, что такое суффикс как часть слова)

- Чему я учусь на уроке? (Узнаю, что такое суффикс как часть слова)

Цель фиксируется на доске в солнышке.

  1. Планирование

- Что поможет достичь нашей цели? (План)

- Какая ступенька в плане будет первая? (Что?)

- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? (Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?)

Дети отвечают, учитель фиксирует в плане на доске.

- Какая следующая ступенька? (Как?)

- На какой вопрос будем искать ответ на этой ступеньке? (Как найти суффикс?)

- Какая следующая ступенька? (Применяю)

- Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффикс)

- Какая последняя ступенька? (Проверяю себя и оцениваю)

- Что будете проверять на этой ступеньке? (Как я научился находить суффикс)

В результате этой работы на доске появляется план, к которому возвращаются на каждом этапе урока.

  1. Реализация плана
  1. Поиск

На доске записаны слова: вода, водичка, водный, водица, водяной.

- Что это? Докажите.

- Запишите эти слова в тетрадь.

- Найдите в этих словах окончание. Какие знания вам потребуются? (Знать, что такое окончание и как его находить.)

- Давайте вспомним ответы на эти вопросы. Думаю сам. Кто может рассказать классу?

- Кто может повторить задание?

- Как будете выполнять?

Дети предлагают форму работы (либо самостоятельно, либо в паре, либо все вместе) и выполняют задание.

- Когда задание выполнено, что надо сделать? (Проверить.)

Дети говорят, оценивают ответы друг друга, учитель выделяет окончания на доске.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные)

- Докажите. (У них одинаковый корень -вод- и близкое значение)

- Обозначьте корень.

- В каких словах остались части слова не выделенные? (Водичка, водный, водица, водяной)

- Обозначьте эту часть вот таким знаком

- Это суффикс.

- Попробуйте дать определение суффиксу, отвечая на вопросы 1 ступеньки плана. Думаю сам.

- Расскажите в паре.

- Кто готов рассказать классу? (Суффикс – это часть слова. Стоит между корнем и окончанием. Суффикс нужен для образования новых слов. Обозначается знаком        )

- Что поможет вам убедиться в правильности определения? (Учебник)

- Найдите правило на с.101 и прочитайте самостоятельно.

- Есть ли дополнения к нашему рассуждению? (Суффикс имеет значение.)

- Какие значения имеют суффиксы, об этом мы узнаем, работая на ступеньке «применяю».

- На какой ступеньке работали?

- На все ли вопросы ответили?

- Можем двигаться дальше?

2) Построение алгоритма

- На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? (Как найти суффикс?)

- Вспомните, как вы находили суффикс и попробуйте записать алгоритм его нахождения в слове.

- Кто понял задание? Кто может его повторить? (Дети повторяют)

- Думаю сам. Посоветуйтесь в паре.

Дети пишут алгоритм, готовность показывают поднятием рук. Рассказывают алгоритм классу. Дети оценивают ответы товарищей. Учитель фиксирует алгоритм в знаковой форме в плане на 2 ступеньке.

- На какой ступеньке работали? Что узнали на этой ступеньке?

3) Применение знаний

- На какую ступеньку переходим? (Применяю)

- Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффиксы)

- Найдите в учебнике с.101 упр.2. Исследуйте его.

- С чего начинаем работать с упражнением? (Что дано?)

- Кто может ответить на этот вопрос? (Дано задание, группы однокоренных слов, точки вместо слов в некоторых строчках.)

- Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить? (Дописать слова в строчках. Обозначить суффиксы. Ответить на вопрос: какие значения придают словам суффиксы –иц-, -их-, -онок-, -ёнок-?)

- Какие знания вам потребуются? (Знать, что такое суффикс; как находить его; уметь подбирать однокоренные слова)

- Чему можно учиться, выполняя это задание?

- Чему ты будешь учиться?

- Предлагаю поработать только со словами первых трех строчек.

- Какой порядок работы предлагаете? (1. Дописываю слова; 2. Обозначаю суффиксы)

Учитель фиксирует план выполнения на доске.

- Как будете выполнять?

Далее работа ведется по предложенной детьми форме работы. Если было предложено в паре и самостоятельно, то идет проверка после окончания работы.

- Кто знает ответ на вопрос, поставленный в учебнике? Кто может ответить?

- Для чего выполняли это упражнение?

- Кому было трудно?

- Какой вывод сделаете? (Надо еще тренироваться находить суффиксы)

V. Итог урока

- Какая тема была на уроке русского языка?

- Какую цель поставили перед собой?

- Чему учились на уроке?

- За что себя можете сегодня похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...

Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".

Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в период обучения грамоте

В данном материале представлены здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в период обучения грамоте....

Технологическая карта урока русского языка (1 класс, обучение грамоте)

Технологическая карта урока для 1 класса (программа "Школа России")...

Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Раз...

Конспект урока по русскому языку. Программа развивающего обучения Эльконина-Даводова.

Тема: «Работа словосочетаний. Типы зависимого слова в словосочетании» 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждани...