Урок русского языка в развивающем обучении
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок разработан по учебнику «Русский язык» (авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Суффикс как часть слова»
Цель: обеспечить условия для:
- формирования учебной деятельности;
- усвоения понятия «суффикс как часть слова»;
- развития умения находить суффиксы в словах;
- развития коммуникативных отношений: умения договариваться, слушать друг друга;
- развития навыков оценки и самооценки
Ход урока.
- Организационный момент
Сядьте поудобнее и повторяйте за мной:
Я на уроке русского языка.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
- Целеполагание
- Откройте учебники на с.100 и прочитайте тему урока. («Суффикс как часть слова»)
- Что я знаю? (Что такое слово? Какие бывают части слова? Что такое корень? Что такое окончание?)
Дети отвечают, доказывают, оценивают ответы друг друга, а учитель вопросы фиксирует на доске.
- Чего я не знаю? (Не знаю, что такое суффикс как часть слова)
- Чему я учусь на уроке? (Узнаю, что такое суффикс как часть слова)
Цель фиксируется на доске в солнышке.
- Планирование
- Что поможет достичь нашей цели? (План)
- Какая ступенька в плане будет первая? (Что?)
- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? (Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?)
Дети отвечают, учитель фиксирует в плане на доске.
- Какая следующая ступенька? (Как?)
- На какой вопрос будем искать ответ на этой ступеньке? (Как найти суффикс?)
- Какая следующая ступенька? (Применяю)
- Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффикс)
- Какая последняя ступенька? (Проверяю себя и оцениваю)
- Что будете проверять на этой ступеньке? (Как я научился находить суффикс)
В результате этой работы на доске появляется план, к которому возвращаются на каждом этапе урока.
- Реализация плана
- Поиск
На доске записаны слова: вода, водичка, водный, водица, водяной.
- Что это? Докажите.
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Найдите в этих словах окончание. Какие знания вам потребуются? (Знать, что такое окончание и как его находить.)
- Давайте вспомним ответы на эти вопросы. Думаю сам. Кто может рассказать классу?
- Кто может повторить задание?
- Как будете выполнять?
Дети предлагают форму работы (либо самостоятельно, либо в паре, либо все вместе) и выполняют задание.
- Когда задание выполнено, что надо сделать? (Проверить.)
Дети говорят, оценивают ответы друг друга, учитель выделяет окончания на доске.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные)
- Докажите. (У них одинаковый корень -вод- и близкое значение)
- Обозначьте корень.
- В каких словах остались части слова не выделенные? (Водичка, водный, водица, водяной)
- Обозначьте эту часть вот таким знаком
- Это суффикс.
- Попробуйте дать определение суффиксу, отвечая на вопросы 1 ступеньки плана. Думаю сам.
- Расскажите в паре.
- Кто готов рассказать классу? (Суффикс – это часть слова. Стоит между корнем и окончанием. Суффикс нужен для образования новых слов. Обозначается знаком )
- Что поможет вам убедиться в правильности определения? (Учебник)
- Найдите правило на с.101 и прочитайте самостоятельно.
- Есть ли дополнения к нашему рассуждению? (Суффикс имеет значение.)
- Какие значения имеют суффиксы, об этом мы узнаем, работая на ступеньке «применяю».
- На какой ступеньке работали?
- На все ли вопросы ответили?
- Можем двигаться дальше?
2) Построение алгоритма
- На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? (Как найти суффикс?)
- Вспомните, как вы находили суффикс и попробуйте записать алгоритм его нахождения в слове.
- Кто понял задание? Кто может его повторить? (Дети повторяют)
- Думаю сам. Посоветуйтесь в паре.
Дети пишут алгоритм, готовность показывают поднятием рук. Рассказывают алгоритм классу. Дети оценивают ответы товарищей. Учитель фиксирует алгоритм в знаковой форме в плане на 2 ступеньке.
- На какой ступеньке работали? Что узнали на этой ступеньке?
3) Применение знаний
- На какую ступеньку переходим? (Применяю)
- Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффиксы)
- Найдите в учебнике с.101 упр.2. Исследуйте его.
- С чего начинаем работать с упражнением? (Что дано?)
- Кто может ответить на этот вопрос? (Дано задание, группы однокоренных слов, точки вместо слов в некоторых строчках.)
- Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить? (Дописать слова в строчках. Обозначить суффиксы. Ответить на вопрос: какие значения придают словам суффиксы –иц-, -их-, -онок-, -ёнок-?)
- Какие знания вам потребуются? (Знать, что такое суффикс; как находить его; уметь подбирать однокоренные слова)
- Чему можно учиться, выполняя это задание?
- Чему ты будешь учиться?
- Предлагаю поработать только со словами первых трех строчек.
- Какой порядок работы предлагаете? (1. Дописываю слова; 2. Обозначаю суффиксы)
Учитель фиксирует план выполнения на доске.
- Как будете выполнять?
Далее работа ведется по предложенной детьми форме работы. Если было предложено в паре и самостоятельно, то идет проверка после окончания работы.
- Кто знает ответ на вопрос, поставленный в учебнике? Кто может ответить?
- Для чего выполняли это упражнение?
- Кому было трудно?
- Какой вывод сделаете? (Надо еще тренироваться находить суффиксы)
V. Итог урока
- Какая тема была на уроке русского языка?
- Какую цель поставили перед собой?
- Чему учились на уроке?
- За что себя можете сегодня похвалить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры
Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...
Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".
Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в период обучения грамоте
В данном материале представлены здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в период обучения грамоте....
Технологическая карта урока русского языка (1 класс, обучение грамоте)
Технологическая карта урока для 1 класса (программа "Школа России")...
Урок русского язык по развивающей системе Л.В.Занкова в 3 классе на тему "Второстепенный член предложения - дополнение"
Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова разработан в рамках использования технологии системно-деятельностного подхода, проблемного обучения. Направлен на формирование всех видов УУД. Раз...
Конспект урока по русскому языку. Программа развивающего обучения Эльконина-Даводова.
Тема: «Работа словосочетаний. Типы зависимого слова в словосочетании» 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждани...