конспект урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сагдиева Айгуль Рафилевна

Конспект урока по русскму языку по теме "Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по русскому языку32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :       Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.  

 Цель:  Развитие умений сравнивать и выводить общие закономерности для отдельных правил правописания.

Развитие умений различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова , писать слова с этими орфограммами , графически обозначать их , объяснять выбор написаний.

                            Ход урока :

1.Орг.момент.

 Чистописание. Урок № 28.

2. Словарная работа.

Введение слова характер.

1).Лексическое значение :

Характер – психические и духовные качества человека.

2).Образование и запись однокоренных слов : характерный , охарактеризовать , характеристика.

Обратите внимание, что в первом слове можно по-разному поставить ударение : характерный пример , нехарактерный актёр.

3).Списывание пословицы с доски :

Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

- Как вы понимаете пословицу ? Какие орфограммы подчеркнули?

4). Составление словосочетаний.

 - Какой может быть характер?

(Тяжёлый, злобный , суровый, лёгкий, весёлый , хороший ).

3. Введение в тему урока с формулировкой его цели.

 На слайде (доске) запись :

Характер (какой?)  властный , мягкий, чудесный.

- Назовите орфограммы . Как вы их нашли?

- Как доказать , нужно или не нужно писать букву непроизносимого согласного?

( Подобрать проверочные слова).

- О написании каких букв мы будем говорить на уроке?

( О буквах , обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки , и буквах непроизносимых согласных).

- Сформулируйте цель урока.

(Научиться разграничивать разные виды орфограмм-букв согласных, правильно писать слова с этими орфограммами).

4. Наблюдение над общей закономерностью написания букв согласных.

Работа по учебнику.

А) Упр. 92. Диктант с подготовкой. Письмо по памяти.

  Назовите  слова с орфограммой –букв согласного.

- Это один или разные виды орфограмм-букв согласных?

- Какие ещё виды орфограмм встретились в этом упражнении?

Б) упр.93. Выборочное списывание. Алгоритм выполнения :

1). Дети устно объясняют написания на месте пропусков . называют орфограмму и вставляют нужную букву простым карандашом.

2).Самостоятельная группировка орфограмм по видам , названным в учебнике.

Образец записи в тетрадях :

Солнце – солнечный , чудесный – чудесен , прелестный – прелесть , прекрасно- прекрасен , праздник.

Мороз – морозец, друг-друга, долговяз – долговязный , увяз – увязли , ночлег – ночлега.

Коротко- укоротил, загадка – загадал , близко- близок, киска – киса.

Филипп, троллейбусы.

В саду , посадил – сад, ночлег-ночка, спешат – спешка, тигрёнок – тигр.

3). Беседа после выполнения упражнения.

- Какие слова не выписали? (День, январь. Календарь, семь).

- Какая орфограмма в конце слова ? ( Букв ь для обозначения мягкости согласных звуко).

- Какое слово выписали два раза? (Ночлег).

-Какие в нём орфограммы? (Проверяемая буква безударного гласного в корне и буква проверяемого согласного в конце слова ).

- Как мы действовали , когда проверяли орфограммы в словах 1-й и 2-й группы? ( Подбирали проверочные слова).

- Одинаковые или разные действия нам нужно было выполнить ? (Одинаковые).

- Сформулируйте общее правило , закономерность , на которую можно опираться при написании слов с орфограммами-буквами согласных в корне слова .

(Для написания согласных можно пользоваться одним и тем же правилом – подбирать однокоренные проверочные слова , в которых согласный будет произноситься ясно, отчётливо).

5. Работа над выводом. (с.83).

1. Прочитайте вывод на с.83 и сравните с тем , который вы сделали самостоятельно.

Расскажите правило.

2. Составление инструкции (задание после вывода).

А). Произнеси слово. Определи, есть ли в нём парный глухой или звонкий согласный звук в конце или середине слова  стечении согласных или непроизносимый согласный звук.

Б). Подбери однокоренное проверочное слово или  измени форму слова.

В). Напиши слово.

Г). Обозначь орфограмму.

6. Развитие орфографических умений.

Упр.94- совершенствуется умение проверять разные виды орфограмм-букв согласных , опираясь на одно и то же правило.

Выполняется самостоятельно.

Запись  в тетрадях :

Здравствуйте- здравие, вокруг – округа, друг-друга, телятки-телята, гладки-гладок, грядка-гряда, пичужки-пичужек, избушки-избушек.

7. Итог урока.

-Пи написании слов с какими орфограммами мы действуем одинаково? Как именно?

- Уточните цель урока.

(Выявить общую закономерность при написании слов с проверяемыми согласными и непроизносимыми согласными в корне).

8. Домашнее задание.

Упр.5, с.87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...