Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости; развивать речь детей; словарный запас, мышление; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 класс
УМК «Школа России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Ю.Ю.Тимчик
Дата проведения: 02.10.2018.
Тема: «Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова».
Цель:
воспроизводить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости; развивать речь детей; словарный запас, мышление; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Формируемые результаты:
Познавательные:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя).
Регулятивные:
использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументировать свою точку зрения.
Литература: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 4 класс.
Ход урока.
- Организационный момент.
Урок русского языка
Прозвенел весёлый звонок.
Начинается урок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете.
Прочитаем тему нашего урока: Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Сегодня на уроке мы продолжим открывать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.
- Определите, какие задачи мы будем решать на уроке?
- Узнать:
1) Какие слова называются многозначными?
2) Что понимается под прямым и переносным значением слов?
3) Что такое устаревшие слова? новые слова? иноязычные слова?
- Каковы же цели урока?
1) Закрепить знания об однозначных и многозначных словах.
2) Закрепить знания о прямом и переносном значении слов.
3) Узнать об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.
- Начнём урок с проведения словарно-орфографической минутки.
II. Словарно-орфографическая минутка. Воспроизведение знаний о лексическом значении слова.
- Вспомните, что такое лексическое значение слова?
- То, что они обозначают.
- А теперь, я буду называть лексическое значение слов, а вы будете записывать слова-отгадки, которыми будут, нами ранее изученные, словарные слова. Запишите слова по их лексическому значению. Поставьте ударение, подчерните непроверяемые орфограммы.
1. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке. (орех)
2. Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу. (восток)
3. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку. (пшеница)
4. Тетрадь в переплете для рисунков. … для рисования. (альбом)
5. Плод яблони. (яблоко)
Проверка.
III. Воспроизведение знаний об однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слов, об устаревших и новых иноязычных слов.
Продолжаем работу.
Поразмышляем: какие слова вышли из употребления?
Ямщик, фломастер, кольчуга, флешка, карета, купец, компьютер, кроссовки, нетбук, царь.
- Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь.
- Слова, которые вышли из употребления называются устаревшими словами.
- Какие слова появились совсем недавно?
- Фломастер, нетбук, компьютер, кроссовки, флешка.
- Слова, которые появились совсем недавно называются новыми словами.
Прочитаем первое слово: ямщик.
- Что означается слово «ямщик»?
- Возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «ямщик»?
- Слово «ящик» мы отнесём к устаревшим словам.
Прочитаем следующее слово: фломастер.
- Что означается слово «фломастер»?
- Принадлежность для письма, рисования.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «фломастер»?
- Слово «фломастер» мы отнесём к новым словам.
Прочитаем следующее слово: кольчуга.
- Что означается слово «кольчуга»?
- Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кольчуга»?
- Слово «кольчуга» мы отнесём к устаревшим словам.
Прочитаем следующее слово: флешка.
- Что означается слово «флешка»?
- Мобильное устройство хранения информации.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «флешка»?
- Слово «флешка» мы отнесём к новым словам.
Прочитаем следующее слово: карета.
- Что означается слово «карета»?
- Большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «карета»?
- Слово «карета» мы отнесём к устаревшим словам.
Прочитаем следующее слово: купец.
- Что означается слово «купец»?
- Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «купец»?
- Слово «купец» мы отнесём к устаревшим словам.
Прочитаем следующее слово: компьютер.
- Что означается слово «компьютер»?
- Электронно-вычислительная машина.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «компьютер»?
- Слово «компьютер» мы отнесём к новым словам.
Прочитаем следующее слово: кроссовки.
- Что означается слово «кроссовки»?
- Спортивная обувь.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кроссовки»?
- Слово «кроссовки» мы отнесём к новым словам.
Прочитаем следующее слово: нетбук.
- Что означается слово «нетбук»?
- Меньшего размера электронно-вычислительная машина.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «нетбук»?
- Слово «нетбук» мы отнесём к новым словам.
Прочитаем следующее слово: царь.
- Что означается слово «царь»?
- Правитель земли, народа, государства.
- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «царь»?
- Слово «царь» мы отнесём к устаревшим словам.
Ямщик
Фломастер
Кольчуга
Нетбук
Карета
Компьютер
Купец
Кроссовки
Царь
Флешка
Продолжаем работу.
- Послушайте стихотворение Я.Козловского (читает наизусть ученица).
А из Англии
Футбол
Прямо в бутсах к нам пришёл,
Вслед за ним пришёл хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
- А теперь найдите это стихотворение в учебнике ( с.44 №62).
- Прочитаем выделенные слова.
- Футбол, бутсы, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.
- Кто может объяснить лексическое значение этих слов?
1) - Узнаем о лексическом значении этих слов в словаре иностранных слов (с.158) . Обратимся к словарю иностранных слов на с.158
- Бутсы (англ.) – ботинки с шипами или поперечными планками на подошвах для игры в футбол.
- Жокей (англ.) – профессиональный наездник в цирке, на скачках.
- Тайм – аут (англ.) – перерыв в спортивной игре по просьбе команды, тренера.
2) - Футбол (англ.) – командная спортивная игра с мячом на специальной площадке.
- Хоккей (англ.) – командная игра на коньках с мячом, сходная по правилам игры с футболом.
- Теннис (англ.) – парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток.
- Яхта (англ.) – большая парусная лодка легкой конструкции для спорта.
3) - Бокс (англ.) – спортивное единоборство, кулачный бой по особым правилам.
- Рекорд (англ.) – наибольший показатель, высший предел успешности, достигнутый в спортивном упражнении.
- Чемпион (англ.) – победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны.
- Спорт ( англ.) – физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний.
- Слова, заимствованные из других языков называются заимствованными.
Запишите любые три слова.
Устаревшие
Новые
Заимствованные
Ямщик
Фломастер
Бутсы
Кольчуга
Нетбук
Жокей
Карета
Компьютер
Тайм-аут
Купец
Кроссовки
Царь
Флешка
Прочитайте слова, заимствованные из других языков.
- Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значение.
- В каком словаре можно узнать о происхождении слов?
IV. Физкультминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки
То на стену посмотрели, То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот Повороты корпусом
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
V.Упражнение в определении значений многозначных слов.
Продолжаем работу.
Вспомните: какие слова называются однозначными, а какими многозначными?
- Слова, которые имеют одно значение, называют однозначными, а слова, которые имеют два и более значения называются многозначными.
- Ребята, я буду называть слова, а вы будете говорить однозначное оно или многозначное.
Гребень, октябрь, хлеб, серёжки, бинокль, молния, капитан, идти.
- Гребень волны, гребень петушка- гребень (расчёска) – многозначное;
- октябрь – месяц – однозначное;
- хлеб – мучное изделие, хлеба в поле – многозначное;
- сережки - украшение, сережки у берёзы – многозначное;
бинокль – приспособление предназначенное для видимости предметов вдалеке – однозначное;
- молния у куртки – молния в небе – многозначное;
капитан – должность на корабле – однозначное;
- Идти – действие – однозначное.
- Упражнение в определении прямого и переносного значений слов в словосочетаниях и предложениях.
Продолжаем работу.
Прочитайте словосочетания.
Ударил молотком – ударил мороз
Время летит – самолёт летит
Холодный ветер – холодная встреча
Железный гвоздь – железная дисциплина
Синее море – море цветов
Свежая рыба – свежий ветер
- Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении?
- Ударил молотком, самолёт летит, холодный ветер, железный гвоздь, синее море, свежая рыба.
- Какие из многозначных слов употреблены в переносном значении?
- Ударил мороз, холодная встреча, железная дисциплина, море цветов, свежий ветер.
- Объясните их значение.
- Спишите сочетания слов, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении слова.
- Составьте предложение с любым из записанных сочетаний слов.
- Работа со словарным словом «шофёр».
На доске: ш…фёр
- Кого называют словом «шофёр»?
- Водитель автомобиля
- Узнаем происхождение слова «шофёр».
Заимствованное из франц. яз.
- Подберите однокоренные слова к слову «шофёр»?
- Нельзя подобрать однокоренного слова.
- Почему выделено в слове «шофёр» буква «о»?
- Нельзя её проверить.
- А может быть можно проверить?
- Шофёр. Нет проверочного слова.
- Какую же букву нужно запомнить в слове «шофёр»?
- Нужно запомнить букву «о».
- Произнесите слово и назовите в нём орфограммы.
IX. Итог урока.
1) Какие слова называются многозначными?
2) Что понимается под прямым и переносным значением слов?
3) Что такое устаревшие слова? новые слова? иноязычные слова?
Домашнее задание: Упр.59 (повторить определение многозначн. слова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония" "От значения слова к правильной букве"
Конспект урока знакомит ребят еще с одним способом нахождения проверочного слова- поиск правильной буквы, через лексическое значение слова. Поисковая работа ведется через различные ресурсы: Инте...
Техноголическая карта урока по русскому языку 2 класс тема: Прямое и переносное значение слова. УМК "Школа России"
Предлагаю технологическую карту урока во 2 классе по русскому языку. Тема урока:Прямое и переносное значение слова. Этот урок разработан по УМК "Школа России", учебник Канакиной. Урок опробован и пока...
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
УМК "Школа России". Конспект урока и презентация урока русского языка (3 класс) по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему: «Лексическое значение слова» по УМК «Школа России»
Конспект урока русского языка во втором классе (УМК "Школа России") . Тема урока: "Лексическое значение слова" ....
Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...