Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости; развивать речь детей; словарный запас, мышление; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 класс

УМК «Школа России»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Ю.Ю.Тимчик

Дата проведения: 02.10.2018.

Тема: «Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова».

Цель:

воспроизводить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости; развивать речь детей; словарный запас, мышление; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.

Формируемые результаты:

Познавательные:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя).

Регулятивные:

использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументировать свою точку зрения.

Литература: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 4 класс.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Урок русского языка

Прозвенел весёлый звонок.

Начинается урок.

Любознательные дети

Знать хотят про всё на свете.

Прочитаем тему нашего урока: Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

Сегодня на уроке мы продолжим открывать знания об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.

- Определите, какие задачи мы будем решать на уроке?

- Узнать:

1) Какие слова называются многозначными?

2) Что понимается под прямым и переносным значением слов?

3) Что такое устаревшие слова? новые слова? иноязычные слова?

- Каковы же цели урока?

1) Закрепить знания об однозначных и многозначных словах.

2) Закрепить знания о прямом и переносном значении слов.

3) Узнать об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке.

Начнём урок с проведения словарно-орфографической минутки.

II. Словарно-орфографическая минутка. Воспроизведение знаний о лексическом значении слова.

- Вспомните, что такое лексическое значение слова?

- То, что они обозначают.

- А теперь, я буду называть лексическое значение слов, а вы будете записывать слова-отгадки, которыми будут, нами ранее изученные, словарные слова. Запишите слова по их лексическому значению. Поставьте ударение, подчерните непроверяемые орфограммы.

1. Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твёрдой оболочке. (орех)

2. Одна из четырёх стран света и направление, противоположное западу. (восток)

3. Хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку. (пшеница)

4. Тетрадь в переплете для рисунков. … для рисования. (альбом)

5. Плод яблони. (яблоко)

Проверка.

III. Воспроизведение знаний об однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слов, об устаревших и новых иноязычных слов.

Продолжаем работу.

Поразмышляем: какие слова вышли из употребления?

Ямщик, фломастер, кольчуга, флешка, карета, купец, компьютер, кроссовки, нетбук, царь.

- Ямщик, кольчуга, карета, купец, царь.

- Слова, которые вышли из употребления называются устаревшими словами.

- Какие слова появились совсем недавно?

- Фломастер, нетбук, компьютер, кроссовки, флешка.

- Слова, которые появились совсем недавно называются новыми словами.

Прочитаем первое слово: ямщик.

- Что означается слово «ямщик»?

- Возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «ямщик»?

- Слово «ящик» мы отнесём к устаревшим словам.

Прочитаем следующее слово: фломастер.

- Что означается слово «фломастер»?

- Принадлежность для письма, рисования.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «фломастер»?

- Слово «фломастер» мы отнесём к новым словам.

Прочитаем следующее слово: кольчуга.

- Что означается слово «кольчуга»?

- Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кольчуга»?

- Слово «кольчуга» мы отнесём к устаревшим словам.

Прочитаем следующее слово: флешка.

- Что означается слово «флешка»?

- Мобильное устройство хранения информации.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «флешка»?

- Слово «флешка» мы отнесём к новым словам.

Прочитаем следующее слово: карета.

- Что означается слово «карета»?

- Большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «карета»?

- Слово «карета» мы отнесём к устаревшим словам.

Прочитаем следующее слово: купец.

- Что означается слово «купец»?

- Лицо, ведущее частную торговлю, владеющее торговым предприятием.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «купец»?

- Слово «купец» мы отнесём к устаревшим словам.

Прочитаем следующее слово: компьютер.

- Что означается слово «компьютер»?

- Электронно-вычислительная машина.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «компьютер»?

- Слово «компьютер» мы отнесём к новым словам.

Прочитаем следующее слово: кроссовки.

- Что означается слово «кроссовки»?

- Спортивная обувь.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «кроссовки»?

- Слово «кроссовки» мы отнесём к новым словам.

Прочитаем следующее слово: нетбук.

- Что означается слово «нетбук»?

- Меньшего размера электронно-вычислительная машина.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «нетбук»?

- Слово «нетбук» мы отнесём к новым словам.

Прочитаем следующее слово: царь.

- Что означается слово «царь»?

- Правитель земли, народа, государства.

- К устаревшим или новым словам мы отнесём слово «царь»?

- Слово «царь» мы отнесём к устаревшим словам.

Ямщик

Фломастер

Кольчуга

Нетбук

Карета

Компьютер

Купец

Кроссовки

Царь

Флешка

Продолжаем работу.

- Послушайте стихотворение Я.Козловского (читает наизусть ученица).

А из Англии

Футбол

Прямо в бутсах к нам пришёл,

Вслед за ним пришёл хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

- А теперь найдите это стихотворение в учебнике ( с.44 №62).

- Прочитаем выделенные слова.

- Футбол, бутсы, хоккей, жокей, теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.

- Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

1) - Узнаем о лексическом значении этих слов в словаре иностранных слов (с.158) . Обратимся к словарю иностранных слов на с.158

- Бутсы (англ.) – ботинки с шипами или поперечными планками на подошвах для игры в футбол.

- Жокей (англ.) – профессиональный наездник в цирке, на скачках.

- Тайм – аут (англ.) – перерыв в спортивной игре по просьбе команды, тренера.

2) - Футбол (англ.) – командная спортивная игра с мячом на специальной площадке.

- Хоккей (англ.) – командная игра на коньках с мячом, сходная по правилам игры с футболом.

- Теннис (англ.) – парная спортивная игра, состоящая в перебрасывании маленького мяча ударами ракеток.

- Яхта (англ.) – большая парусная лодка легкой конструкции для спорта.

3) - Бокс (англ.) – спортивное единоборство, кулачный бой по особым правилам.

- Рекорд (англ.) – наибольший показатель, высший предел успешности, достигнутый в спортивном упражнении.

- Чемпион (англ.) – победитель в соревнованиях по какому-нибудь виду спорта на первенство города, страны.

- Спорт ( англ.) – физические упражнения, преимущественно в форме различных игр или состязаний.

- Слова, заимствованные из других языков называются заимствованными.

Запишите любые три слова.

Устаревшие

Новые

Заимствованные

Ямщик

Фломастер

Бутсы

Кольчуга

Нетбук

Жокей

Карета

Компьютер

Тайм-аут

Купец

Кроссовки

Царь

Флешка

Прочитайте слова, заимствованные из других языков.

- Запишите слова любой группы по алфавиту, объясните их значение.

- В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

IV. Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки

То на стену посмотрели, То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот Повороты корпусом

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

V.Упражнение в определении значений многозначных слов.

Продолжаем работу.

Вспомните: какие слова называются однозначными, а какими многозначными?

- Слова, которые имеют одно значение, называют однозначными, а слова, которые имеют два и более значения называются многозначными.

- Ребята, я буду называть слова, а вы будете говорить однозначное оно или многозначное.

Гребень, октябрь, хлеб, серёжки, бинокль, молния, капитан, идти.

- Гребень волны, гребень петушка- гребень (расчёска) – многозначное;

- октябрь – месяц – однозначное;

- хлеб – мучное изделие, хлеба в поле – многозначное;

- сережки - украшение, сережки у берёзы – многозначное;

бинокль – приспособление предназначенное для видимости предметов вдалеке – однозначное;

- молния у куртки – молния в небе – многозначное;

капитан – должность на корабле – однозначное;

- Идти – действие – однозначное.

  1. Упражнение в определении прямого и переносного значений слов в словосочетаниях и предложениях.

Продолжаем работу.

Прочитайте словосочетания.

Ударил молотком – ударил мороз

Время летит – самолёт летит

Холодный ветер – холодная встреча

Железный гвоздь – железная дисциплина

Синее море – море цветов

Свежая рыба – свежий ветер

- Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении?

- Ударил молотком, самолёт летит, холодный ветер, железный гвоздь, синее море, свежая рыба.

- Какие из многозначных слов употреблены в переносном значении?

- Ударил мороз, холодная встреча, железная дисциплина, море цветов, свежий ветер.

- Объясните их значение.

- Спишите сочетания слов, в которых многозначные слова употреблены в прямом (основном) значении слова.

- Составьте предложение с любым из записанных сочетаний слов.

  1. Работа со словарным словом «шофёр».

На доске: ш…фёр

- Кого называют словом «шофёр»?

- Водитель автомобиля

- Узнаем происхождение слова «шофёр».

Заимствованное из франц. яз.

- Подберите однокоренные слова к слову «шофёр»?

- Нельзя подобрать однокоренного слова.

- Почему выделено в слове «шофёр» буква «о»?

- Нельзя её проверить.

- А может быть можно проверить?

- Шофёр. Нет проверочного слова.

- Какую же букву нужно запомнить в слове «шофёр»?

- Нужно запомнить букву «о».

- Произнесите слово и назовите в нём орфограммы.

IX. Итог урока.

1) Какие слова называются многозначными?

2) Что понимается под прямым и переносным значением слов?

3) Что такое устаревшие слова? новые слова? иноязычные слова?

Домашнее задание: Упр.59 (повторить определение многозначн. слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония" "От значения слова к правильной букве"

Конспект урока знакомит ребят еще с одним способом нахождения проверочного  слова- поиск правильной буквы, через лексическое значение слова. Поисковая работа ведется через различные ресурсы: Инте...

Техноголическая карта урока по русскому языку 2 класс тема: Прямое и переносное значение слова. УМК "Школа России"

Предлагаю технологическую карту урока во 2 классе по русскому языку. Тема урока:Прямое и переносное значение слова. Этот урок разработан по УМК "Школа России", учебник Канакиной. Урок опробован и пока...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока и презентация урока русского языка (3 класс) по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"

Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему: «Лексическое значение слова» по УМК «Школа России»

Конспект урока русского языка во втором классе (УМК "Школа России") . Тема урока: "Лексическое значение слова" ....

Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...