ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне родственных слов. Тип урока - постановка и решение учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_koren_slova_3_klass.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА»

( УМК «ШКОЛА РОССИИ»,3 КЛАСС)

                                                                                                                            КРАСАВИНА И.А. (УЧИТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ МБОУ СОШ № 64  Г.НИЖНИЙ ТАГИЛ)

                                                                                                     

Тема

Корень слова.

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согласные в корне однокоренных слов

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Морфемика, морфема, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; словообразовательный разбор слова, чередование в корне.

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

3. Словообразовательный словарь.

4. Компьютер, интерактивная доска.

5. Нетбуки.

6. Презентация «Корень слова»

7. Интернет-ресурсы: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

  Добрый день, друзья мои!

 Нас две ниточки связали

 Доброты и теплоты.

- Ребята, поприветствуйте наших уважаемых гостей.

- Сегодня на уроке Фея русско-го языка приглашает нас в интересное путешествие по

одной чудесной стране!

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Что нам необходимо, чтобы раскрыть секреты слов?

-Верно.

  Внимательно слушайте -

  И всё услышите.

  Внимательно смотрите -

  И всё увидите.

  Думайте - и всё поймёте!                                                                                                                                                

-Посмотрите, что написано на воротах, ведущих в волшебную страну?

( Хочу всё знать!)

-Кто согласен с этим?

Приветствуют учителя, гостей.

-  Добрый день! – ответим мы.

- Рады видеть мы гостей-

  Дорогих учителей!

  Всем-всем – добрый день!

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Л* – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке, доброжелательный

настрой.

Готовность

к уроку

II. Чистописание

Орфографическая
разминка

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный.

– Чтобы попасть в эту страну,

нужно красиво и правильно написать этот девиз.

- Найдите и объясните   орфограммы в этом предложении.

Выполняют письмо по образцу.

Находят  и объясняют орфограммы.

Пр. – владеют навыками каллиграфически правильного письма букв и буквосочетаний.

Пр. – находят слова с орфо-граммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Правильное написание

III. . Постановка учебной задачи

IV. Актуализация знаний

1.Словарная работа:
слова с непроверяе-мымнаписанием.

V. Постановка учебной задачи

VI. Усвоение
новых знаний
и способов

действий.

1.Уточнение представлений
о понятии «корень».

2. Уточнение представлений              об однокоренных словах

3.Уточнение алгоритма выделения корня в слове

Физкультми-нутка

VII. Закрепление знаний
и способов
действий.

Работа с

нетбуками

Физкультминутка для глаз

Работа с карточками.

(группы однокоренных слов)

Работа по созданию модели семьи  однокоренных слов

 Тест

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог

IX

Домашнее задание

Коллективная. Словесный. Чтение.

Практический.

Фронтальная, индивидуаль-ная, парная.

Практический.Письмо.

Словесный

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Фронтальная. Словесный, практический.

Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

Коллективная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа

Коллективная. Практический

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.Письмо.

Словесный

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический.

Словесный

Коллективная. Практический

Групповая.

Групповая. Практический.Письмо.

Словесный

Индивидуаль-ная. Словесный, практический. Выполнение тестового задания

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Фронтальная. Словесный. Чтение

- Ворота открываются, и перед

нами чудесная страна «Морфемика»!

-Что же это за страна?

-Чтобы это понять, найдите в словаре значение слова «морфема».

-Каким словарём воспользуетесь?

- Откройте учебник на с.73.

- Что мы будем изучать в течение нескольких уроков,

путешествуя по стране «Морфемика»? Чему будем учиться?

-Итак, в этой чудесной стране

живут части слова: приставка,

корень, суффикс и окончание.

Чтобы узнать, с какой частью

 слова мы познакомимся сегодня ближе, разгадайте кроссворд!

Впишите в него слова, узнав их по лексическому значению.

- Что общего у этих слов?

- Какое слово получилось по вертикали?

- Как оно связано с остальными словами?

- Верно.

- Найдите это слово в словаре.

Что заметили? Какое значение этого слова относится к морфемике?

- Верно. Тема нашего урока

«Корень слова».

- Что нового нам нужно сегодня узнать? На какие вопросы ответить? Чему научиться?

Для постановки целей урока можно воспользоваться помощью учебника.

- А зачем нам нужно уметь правильно находить корни в словах и знать его секреты?

- Итак, отметим наш маршрут на лестнице знаний.

-Встаём на 1 ступеньку. Мы должны выяснить, что такое

корень слова

- Мы знаем о корне, что это

часть слова.

Сейчас познакомимся с ним ближе.

- Вспомним о многозначности слова корень. Что общего у всех значений?

- Верно. Посмотрите на слово, в котором есть все другие части, а корень исчез. Какой  можно сделать вывод?

– Внимательно рассмотрите форзац учебника. Обратите внимание на схему: о чем она вам говорит?

– Какая часть слова во всех примерах выделена красным цветом?

Почему?.

- Итак, что такое корень слова? Отметим наши новые знания на лестнице знаний

-Идем дальше по лестнице знаний?

 В стране Морфемика слова так же, как и люди живут семьями.

У одних семьи маленькие, а в

Других семьях бывает более

200 слов.

-Как же эти семьи называются?

- Вспомните определение однокоренных слов

-Назовите два главных признака
однокоренных слов.

-Подумайте, как  используя знания о корне и однокоренных словах, ответить на 2 вопрос: Как найти в слове корень?

- Проверим наше предположе-ние по учебнику (с.75)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Раз - вперед и 2- назад,

Листья кружатся, летят.

-Найдите глазами листочки,

улетевшие  с деревьев:

1в.- с осины.

2в.- с рябины

Запишите их, отметьте корень

-Но не всегда легко подобрать родственные слова и найти корень.

Чтобы узнать 1секрет

дедушки Корня, посмотрите,

какая встреча произошла в

Морфемике.

Какой вывод можно сделать?

Объясняет задание. Комментирует его выполнение

- Проведём физминутку для глаз.

-На какие группы можно разделить эти слова?

Объясняет задание. Комментирует его выполнение

Какой вывод можно сделать?

Это 2 секрет дедушки Корня

Объясняет задание. Комментирует его выполнение

Создать модель семьи  однокоренных слов:

1 гр. - к слову «орёл»

2 гр. - к слову «друг»

3 гр. - к слову «смех»

-Что заметили7

Чередование звуков и беглые гласные «о» и «е» -

это 3 секрет дедушки Корня.

Работу с такими словами мы продолжим  завтра.

А сегодня наше путешествие по Морфемике заканчивается.

Объясняет задание. Комментирует его выполнение

См.Приложение

– Что же такое корень слова
и какие слова в его определении самые важные?
(«Главная»,
«значимая».)

- Как правильно найти в слове корень? О каких его секретах нужно помнить?

– Закончите предложения:

1.  Урок помог мне…

2.  Я узнал (а)…

3.  Я научился (а)…

4.  Для меня было сложным…

5. Мне понравилось…

6. Я хотел (а) бы…

Благодарит за работу, оценивает ответы.

Задание по выбору:

1.Создать свою модель семьи родственных слов

2.Сочинить сказку о корне

3.Составить кроссворд  или другое занимательное задание для одноклассников по теме

«Корень»

- Толковым словарём.

Работают с толковым словарём, объясняют значение слов «морфема»

и «морфемика».

Работают с учебником,

Отвечают на поставленные вопросы

.

Вписывают в кроссворд словарные слова по горизонтали: ромашка, осина,  рябина, берёза, яблоня, сирень

Проверяют

Отвечают на поставленный вопрос.

 -Корень.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают с толковым словарём.

Отвечают на поставлен-ные вопросы.

- Нам нужно точнее

узнать, что такое корень слова, и научиться правильно находить корни в словах.

- Для того, чтобы правильно понимать

значение  слова и грамотно его писать.

-То, что корень - это

важная, главная часть чего-либо.

- Корень - это главная  значимая часть слова.

Изучают схемы,
предложенные
на форзаце; делают

выводы о том, что представлены гнезда однокоренных слов, красным цветом
в которых выделен
корень.

- Корень является общей частью родственных слов.

 Делают  вывод

Отвечают на поставленные вопросы.

Вспоминают определение, выделяют
основные признаки однокоренных слов;

Высказывают предполо-жение.

Читают правило в учебнике, сравнивают со своим выводом

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Выполняют упражнение, выделяют корень.

Сценка «Родня ли гусеница гусю?»

Общая часть родственных слов должна быть похожа не только по звучанию и написанию, но и содержать общее лексическое значение.

Выполняют упражнение

« Третий лишний»

Выполняют движения глазами по  тренажёру

Отвечают на поставленные вопрос. (по частям речи и на группы родственных слов).

Объединяются в группы сначала по частям речи, потом по однокоренным словам.

Однокоренные слова могут относиться как к одним, так к разным частям речи.

Объединяются в группы Создают модель семьи  однокоренных слов:

1 гр. - к слову «орёл»

2 гр. - к слову «друг»

3 гр. - к слову «смех»

Представляют модели.

Отвечают на поставленный вопрос.

Выбирают правильные варианты
ответов

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Слушают учителя,
делают записи

П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

П.- находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе

П – находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий.

Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия
в умственной и громко-
речевой форме

П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – планируют свои действия для решения задачи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.

Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу

П –  воспринимают смысл читаемых текстов.

Пр. – знают определение однокоренных слов, умеют находить их.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

Пр. –  знают определение корня и умеют находить его в слове.

П –  находят языковые
примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их.

Р –  выполняют действия по намеченному плану
и инструкциям, содержащимся в учебнике

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Пр. –  умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – учитывают правило
в планировании способа
решения

Пр. –  умеют находить
однокоренные слова,

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

К – ориентируются на позицию партнеров в общении
и взаимодействии

Пр. –  умеют находить
однокоренные слова, знают изученные части речи

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков

К – ориентируются на позицию партнеров в общении
и взаимодействии

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных признаков

Пр. –  знают определение корня, однокоренных слов, признаки однокоренных слов.

Р – оценивают свои
достижения, определяют трудности

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Устные развернутые монологические
ответы

Правильное написание

словарных слов,

устные  ответы
с элементами рассуждения

Устные развернутые монологические
ответы

Устные ответы

(правильная

формулировка правила)

Устные ответы

Устные ответы
(правильная формулировка
правила, верно вы-
деленные признаки однокоренных слов),

Устные ответы (правильная формулировка алгоритма)

Письменное выполнение задания, устные  ответы
с элементами рассуждения

Правильное

выполнение задания в электронном

виде

Правильное выполнение движений

Устное выполнение задания, устные  ответы
с элементами рассуждения

Письменное выполнение задания, устные  ответы
с элементами рассуждения

доказательства

Тестовые
задания

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Правильная запись домашнего
задания

 

        Приложение

                         Тест

1. Что такое корень слова:

а) главная часть слова; б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения?

2. Почему корень – главная часть слова:

а) в нем заключено значение, смысл всех однокоренных слов; б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться?

3. Однокоренные слова – это:

а) слова с разными корнями; б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем.

4. Найди однокоренные слова,  подчеркни их, выдели корень:

а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова» 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова» 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень слова"

ТемаКорень слова.ПедагогическиецелиСоздать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, для развития умений различать однокоренные слова и выделять ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представлений о корне как значимой части слова; умения выделять корень в словах.Задачи урокаДидактические:...