Конспект урока русского языка по теме "Вежливые слова" в 3 классе программа "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
1. Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;
2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);
3. Научатся выражать чувства добрыми словами;
4. Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы;
Развивать социокультурные компетенции посредством музыки, театральной и проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка.
Класс – 3
Тема : Вежливые слова.
Цель: развивать умение употреблять в речи вежливые слова, воспитывать потребность в доброжелательном общении, чувстве солидарности, развивать речь, ввести в активный запас учащихся вежливые слова.
Планируемые результаты:
1. Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;
2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);
3. Научатся выражать чувства добрыми словами;
4. Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы;
Развивать социокультурные компетенции посредством музыки, театральной и проектно-исследовательской деятельности.
УУД:
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия. Научаться определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: формулирование проблемы, умение структурировать знания, построение рассуждений, доказательство, классификация на группы.
Методы и формы организации урока: Частично – поисковый, системно-деятельностный подход; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Ход урока
1.Организационный момент. ( 2 мин)
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Учитель:
-Здравствуйте, ребята!
-Прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение.
На части не делится солнце лучистое
И нашу землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. А я дарю вам свою улыбку.Повернитесь, поздоровайтесь и подарите улыбку нашим гостям. А теперь садитесь на рабочие места.
Кроме улыбки, я хочу вам подарить еще и песню
2. Музыкальная шкатулка.
А сейчас я хотела бы подарить ученикам и нашим гостям песенку.
Ваша задача ребята, после прослушивания песенки назвать слова, которые вы услышали в этой песенки и определить тему нашего урока.
1.Заглянуло солнышко,
Утром к нам в окошко.
Прыгнул зайчик солнечный
К нам с тобой в ладошки.
Припев:
Доброе утро, здравствуйте,
Добрый день и добрый вечер.
Нам с тобой совсем не лень
Говорить при каждой встрече.
2. Пусть погода хмурится.
Не испортит радости.
Дождь оставит лужицы,
Но подарит радугу.
Припев.
Проигрыш.
Припев.
Самоопределение к деятельности.
Учитель:
-Какие слова вы услышали в припеве песенки? (Доброе утро, здравствуйте, добрый день и добрый вечер)
-А как называются эти слова? (Вежливые)
Итак, тема нашего урока «Вежливые слова».(слайд)
Беседа по вопросам.
-Что такое речь? (Средство общение между людьми
-А какие виды речи вы знаете? (устная и письменная)
-на уроках русского языка мы с вами развиваем какую речь?
-Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?
- -Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? (Вежливым, воспитанным.)
- -Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком?
(С воспитанным человеком приятно общаться, он располагает к себе.)
- -Как помогают эти слова в жизни?
- -Приведите примеры ситуаций из собственной жизни.
Поставим задачи (чем будем заниматься на уроке)
1.Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи.
2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания).
3. Формировать умение выражать свои чувства добрыми словами.
4. Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы;
Развивать социокультурные компетенции посредством музыки, театральной и проектно-исследовательской деятельности.
Учитель:
-Сегодня на уроке мы с вами пройдем образовательный маршрут.
План урока.
1.Музыкальная шкатулка.
2.Вежливость украшает человека.
3.Исследование «История вежливых слов».
4.Культура речи.
5.В кукольном театре.
6.По литературным страницам.
7.Словарь волшебных слов.
8.Подари радость!
Минутка чистописания
1).Вежливость украшает человека. ( На слайде)
Человек, вежливость, украшает.
-На слайде вы видите слова, сформулируем предложение.
-Что такое предложение?
Составь из слов пословицу и объясните ее смысл.
(Люди, которые вежливые они привлекают внимание и делают положительный пример другим людям)
Запишем пословицу в тетради и на доске
-Вашему вниманию предлагаются слова.
2)Записать слова антонимы
-Что такое антонимы?
Какой части речи записаны слова
(прилаг – это ч.р которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой какая какие и др)
Злой- Правдивый- Вежливый – | добрый грубый лживый |
Слова прилагательные изменить на существительные.
Как определить склонение существительных?
Вежливость (3 скл), правда (1 скл), добро (2 скл), ложь(3 скл)
Какие орфограммы?
добро (2 скл) – добрый, безударная гласная
ложь(3 скл) – на конце сущ ж.р пишется «ь».
Составить со словом вежливый разные по цели высказывания предложения?
Виды предложений Повествоватеьное, побудительное, вопросительное….
-По телефону я услышал вежливый голос.
-Будьте вежливы с учителями!
-Вы знаете вежливые слова?
Учитель:
-А какие еще вежливые слова вы знаете?
-А историю создания вежливых слов?
Об этом мы узнаем из исследовательской работы…
Проектно-исследовательская деятельность.
Проект «История вежливых слов» (5 мин)
Записать слова, о которых говорится в проекте. Запомнить написание.
-А какие это слова? Запишите и запомните написание этих слов.
Спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания, молодец!
Учитель: Сегодня на уроке русского языка мы коллективно продолжим работать с проектом и создадим словарь вежливых слов.
Важно не только знать вежливые слова. Но еще использовать их в речи.
Задание.
Записать текст, вставить вежливые слова и определить склонение и падеж у выделенных слов.
Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.
…………. за этот беспорядок. Разреши мне, ……….., погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….за новую книгу. Я очень тебя…….!
Физкультминутка.
Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова». Не ошибитесь, пожалуйста!
Итак, начали!
• Встаньте, пожалуйста!
• Поднимите руки вверх.
• Поднимите, пожалуйста, руки вверх!
А теперь, опустите быстро вниз
Пожалуйста, опустите руки вниз!
•А теперь попрыгайте!
• Помаршируйте, пожалуйста!1-2, 1-2.
• Тихо сядьте.
Будьте добры, похлопайте в ладошки!
Благодарю вас, займите свои места!
Учитель:
Мы с вами ведем разговор о вежливых словах, а самое главное не только знать, но и применять их в своей речи. И сейчас мы прочитаем рассказ про одного мальчика, который знал вежливые сслова и всегда их говорил.
Посмотрите карточку и вставьте нужные слова и прочитайте текст.
Карточка «Вставить пропущенные вежливые слова.
Однажды Вова поехал в театр. Вдруг в автобус вошла бабушка.
Вова встал и сказал: садитесь _______________. Бабушка поблагодарила Вову _____________. Неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал ____________. В театре мальчик встретил свою учительницу и приветствовал ее словами: _________________. Из театра Вова возвращался с одноклассником. При расставании у подъезда, он ему сказал ______________________.
Учитель:
-Что мы можем сказать об этом мальчике? (культурный)
-Мы с вами не должны забывать о правилах поведения в общественных местах, о культуре поведения.
Кукольный театр сценка «Вежливые слова (5 минут)
-Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
-Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки.
И с ними светлый мир добра!
Итак, мы с вами зрители.
Сценка о вежливых словах.
Смотрим, слушаем и выполняем задание.
Учитель: Мы свами совершили небольшое путешествие с мир театрального искусства.
Театр, музыка, но есть еще и литературные произведени, которые тоже нас учат вежливым словам. И одно из таких, это рассказ В. Осеевой ____
Давайте восстановим события этого рассказа по сюжетным картинкам.
Работа по карточкам. Рассказ В.Осееевой «Волшебное слово».
По серии картинок узнай произведение и расскажи аннотацию произведения.
4.Составление синквейна к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово».
Главный герой рассказа мальчик Павлик винил в своих бедах всех, кроме самого себя. Он привык требовать от своих родственников, но не умел вежливо просить. Случайная встреча в парке со старичком-волшебником меняет жизнь Павлика. Узнав от старичка волшебное слово, мальчик использует его в разговоре с близкими и происходит настоящее чудо. Все, кто раньше ему отказывали, вдруг с удовольствием делятся с Павликом красками или пирожками, берут с собой кататься на лодке.
Работа по карточкам.
Учитель:
К этому рассказу составить синквейны про мальчика Павлика,
про старичка-волшебника, про волшебное слово.
Примеры синквейнов к рассказу "Волшебное слово"
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Павлик | Старичок | Волшебное слово |
Злой, обиженный | Умный, таинственный | Удивительное, правильное |
Ругается, расстраивается, грозится | Подсказывает, направляет, исчезает | Помогает, дарит, удивляет |
Не понимает, что виноват сам | Знает тайну волшебных слов | Делает мальчика счастливым |
Грубиян | Волшебник. | Пожалуйста. |
Павлик (как изменился герой после беседы со старичком)
Вежливый, добрый
Просит, улыбается, радуется
Вежливость открывает любые двери
Молодец
Учитель:
-Спасибо за синквейн, а сейчас мы с вами будем составлять словарь вежливых слов.
Составим словарь вежливых слов и выражений.
Наташа проводила исследование об истории вежливых слов. Мы создадим продукт проектно-исследовательской деятельности. Это словарь вежливых слов и выражений. Работаем в парах.
Каждая пара получает лист словаря и начинаем выполнять задание.
-Пара выходит и читает свою страницу.
Последняя страница словаря
«Вежливые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим».
-Объясните смысл этого выражения.
Наши гости – это прекрасные женщины, педагоги, мамы, которых мы сегодня поздравляем и дарим им цветы. Что сказали вам гости? СПАСИБО.
Дарим цветы.
Подводим итог чему учились на уроке?
Рефлексия (еще на слайде)
На столе у вас лежат смайлики разных цветов: красные, желтые и зеленые. Оцените свою работу на уроке.
Красный – отлично работал.
Желтый – хорошо, но не всегда получалось
Зеленый – нужно постараться. (Выход к доске)
Итог:
В течение дня обратите, сколько вежливых слов вы сказали своим друзьям, родственникам, учителям, и сколько вежливых слов они сказали вам. Помните, что слово может и порадовать человека и обидеть.
Доброжелательная улыбка, интонация, добрые, вежливые слова играют большую роль при общении. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сказать ему доброе слово – значит подарить частицу своей души, теплоту и радость.
Спасибо всем за работу, желаю успехов в изучении вежливых слов.
Карточка печать 4 штуки
Однажды Вова поехал в театр. Вдруг в автобус вошла бабушка. Вова встал и сказал: садитесь _______________. Бабушка поблагодарила Вову _____________. Неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал ____________. В театре мальчик встретил свою учительницу и приветствовал ее словами: _________________. Из театра Вова возвращался с одноклассником. При расставании у подъезда, он ему сказал ______________________. |
Однажды Вова поехал в театр. Вдруг в автобус вошла бабушка. Вова встал и сказал: садитесь _______________. Бабушка поблагодарила Вову _____________. Неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал ____________. В театре мальчик встретил свою учительницу и приветствовал ее словами: _________________. Из театра Вова возвращался с одноклассником. При расставании у подъезда, он ему сказал ______________________. |
Однажды Вова поехал в театр. Вдруг в автобус вошла бабушка. Вова встал и сказал: садитесь _______________. Бабушка поблагодарила Вову _____________. Неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал ____________. В театре мальчик встретил свою учительницу и приветствовал ее словами: _________________. Из театра Вова возвращался с одноклассником. При расставании у подъезда, он ему сказал ______________________. |
Однажды Вова поехал в театр. Вдруг в автобус вошла бабушка. Вова встал и сказал: садитесь _______________. Бабушка поблагодарила Вову _____________. Неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал ____________. В театре мальчик встретил свою учительницу и приветствовал ее словами: _________________. Из театра Вова возвращался с одноклассником. При расставании у подъезда, он ему сказал ______________________. |
Однажды Вова поехал в театр. Вдруг в автобус вошла бабушка. Вова встал и сказал: садитесь _______________. Бабушка поблагодарила Вову _____________. Неожиданно автобус остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал ____________. В театре мальчик встретил свою учительницу и приветствовал ее словами: _________________. Из театра Вова возвращался с одноклассником. При расставании у подъезда, он ему сказал ______________________. |
Павлик | Старичок |
Павлик | Старичок |
Павлик | Старичок |
Павлик | Старичок |
Павлик | Старичок |
Павлик | Старичок |
Павлик | Старичок |
Волшебное слово | Волшебное слово |
Волшебное слово | Волшебное слово |
Волшебное слово | Волшебное слово |
Волшебное слово | Волшебное слово |
Волшебное слово | Волшебное слово |
Волшебное слово | Волшебное слово |
Волшебное слово | Волшебное слово |
Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….! | Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….! |
Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….! | Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….! |
Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….! | Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….! |
Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….! | Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….! |
Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….! | Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….! |
Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….! | Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….! |
Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….! | Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате. …………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….! |
5 марта
Классная работа
Вежливость украшает человека. |
Злой-
Правдивый-
Вежливый –
Вежливость (3 скл), правда (1 скл), добро (2 скл), ложь(3 скл). |
Спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания, молодец! |
«Вежливые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"
Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...
Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе ГБОУ школы № 34 Невского района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»Целевая аудитория: обучающиеся 2 «Б» классаКласс: 2 «Б»Тип урока: урок-путешествиеЦель урока: правописание жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадачи уро...
Конспект урока русского языка в 4-м классе УМК Школа России Т.Г. Рамзаева "Изложение по самостоятельно составленному плану"
учить членить текст и озаглавливать части;совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте;вырабатывать орфографическую зоркость....
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»
Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женскогорода, определять их падеж.Задачи:Образовательные:•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями именприлагательных женск...
КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык) Тема: Изложение 3 класс УМК "Школа XXI века"
КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)Тема: Изложение...
КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык) Тема: Диктант 3 класс УМК "Школа XXI века"
КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)Тема: Диктант...
Конспект урока русского языка в 1 В классе УМК «Школа России» Учитель : Загоскина И.Н. Тема: Какие слова мы называем «вежливыми» ?
Урок русского языка в 1 классе по программе "Школа России" по теме "Какие слова мы называем вежливыми?" На уроке дети работают по определённому плану ,самостоятельно применяя получ...