Урок русского языка (развитие речи): Использование имён прилагательных для образности речи.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Развитие эмоциональности у младших школьников на основе здовьесберегающих технологий. Применение технологии развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений в урочной деятельности. УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (подходит для любой программы по русскому языку по теме: Имена прилагательные). Урок русского языка 3 класс. Развитие речи.Тема: Использование имён прилагательных для образности речи.
Цель: формировать умение использовать в речи имена прилагательные для создания яркого образа с применением технологии образно- пластических движений.
<m� tx����-size:14.0pt;line-height:115%'="">
Задачи:
1. Обогащение лексики учащихся: формировать умение подбирать имена прилагательные, составлять словосочетания, подать синонимы и антонимы и использовать их в речи (предметные УУД, личностные УУД, познавательные УУД);
2. Расширение кругозора учащихся по теме «Первоцветы» (личностные УУД, познавательные - общепредметные;
3. Формировать умение структурировать свои знания в виде модели – кластера (познавательные – логические УУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык. 3 класс. Имена прилагательные. | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональности у младших школьников на основе здовьесберегающих технологий.
Применение технологии развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений в урочной деятельности.
УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
(подходит для любой программы по русскому языку по теме: Имена прилагательные).
Урок русского языка 3 класс. Развитие речи.
Учитель начальных классов: Куликовская Оксана Петровна
МАОУ СОШ № 118 города Нижнего Новгорода
Тема: Использование имён прилагательных для образности речи.
Цель: формировать умение использовать в речи имена прилагательные для создания яркого образа с применением технологии образно- пластических движений.
Задачи:
- Обогащение лексики учащихся: формировать умение подбирать имена прилагательные, составлять словосочетания, подать синонимы и антонимы и использовать их в речи (предметные УУД, личностные УУД, познавательные УУД);
- Расширение кругозора учащихся по теме «Первоцветы» (личностные УУД, познавательные - общепредметные;
- Формировать умение структурировать свои знания в виде модели – кластера (познавательные – логические УУД).
Оборудование:
- Компьютер;
- Проектор;
- Экран или интерактивная доска;
- Презентация Microsoft Office PowerPoint;
- Музыкальный центр, аудиодиски;
- У детей значки, обозначающие варианты;
- Раздаточный материал для работы в группах;
- Толковые словари, энциклопедии, научная литература, Красная книга;
- Ноутбук для выхода в интернет;
- Атрибуты для инсценировки.
Ход урока.
1 | Организация класса. Эмоциональный настрой. | УУД |
(Слайд 1) - У меня такое прекрасное настроение! Так хочется с вами поделиться! А знаете почему? Я увидела сегодня на пригорке жёлтые огоньки на коротеньких ножках? Как привет солнышка. Кто догадался? Что это?(Слайд 2) - А сможете показать ручками, как распускается весенний цветок на встречу солнцу? (упражнение цветок: образуем из пальцев бутон. Я дотронусь, а вы резко раскроете свой бутон.) Учитель читает стихи и идёт по классу: Как прекрасны и просты
- Чтобы работать успешно, настройтесь на работу. Повернитесь к соседу, улыбнитесь и скажите «Буду рад твоей помощи», но мы сегодня будем ещё работать в четвёрках, четвёрки обменяйтесь улыбками и добрыми словами. | Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Детям даётся образец монолога, развивается умение слушать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |
2. | Актуализация знаний. | |
- Вот и зажглись в классе солнечные улыбки как цветочки мать- и – мачехи. А кто знает, почему так называется цветок? Ваши предположения. (Слайд 3) - Правильно листья у цветка с одной стороны гладкие прохладные, холодные – как мачеха, а с другой стороны нежные, пушистые, мягкие, как родная мать. Как в сказках. А вы умеете писать сказки. Можно попробовать. - Какие части речи помогли нам рассказать о мать и мачехе? (прилагательные) что вы знаете об имени прилагательном? (Слайд 4) - Прилагательные станут нашими помощниками. Вырастить на уроке нам нужно будет необыкновенный цветок. Какой он будет, я не знаю. - когда появляется мать и мачеха? Как называются такие цветы? (первоцветы, подснежники) - Что обозначает это слово (состав), что подскажет значение слова? Хочется вам стать настоящими исследователями узнать больше о значении слова? Какие бывают первоцветы? Первая группа: ищет ответ в справочной литературе. Вторая: интернет. Третья: словарь. Четвёртая: источник – люди комиссия. Поделимся знаниями , что кто узнал. (Слайд 5) Кто сам видел первоцветы? Представим, что вы идёте по лесу и вдруг видите полянку с подснежниками . Покажите, есть смельчаки. Постарайтесь передать какой походкой вы идёте, как ? Задумчиво, весело, удивлённо или рассеянно. Что вы сделаете? (2-3 ребёнка) (ситуация – абстрактная деятельность). (слайд 6, 7) Приводим к выводу, что рвать нельзя. Подснежники занесены в красную книгу. Красный – цвет опасности. Занесены редкие растения. (8) | Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Коммуникативные; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Личностные УУД: нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. | |
3 | Постановка проблемы. | |
А как же рассказать о необыкновенной красоте этих цветов, о ваших впечатлениях маме, какие слова подобрать? Нет ли у вас на столе того, что вам поможет (маркеры, прилагательные) Поработайте в парах, выделите маркером подходящие имена прилагательные. Продолжить фразу :Мама, я увидел(а) …. Цветы. У них…стебель, …лепестки. (Слайд 9) Юный, старый, нежный , грубый, бархатистый, мощный, хрупкий, крепкий, маленький, большой, миниатюрный, огромный, мелкий, тоненький , мощный, толстый, мрачный, светлый, зимний, весенний, тёмный, мрачный, серебристый, гордый, скромный, смущённый, хрустальный. Может кто-то заметил в словах что-то интересное. Мои умницы! Вы подарили мне целый букет эмоций, в моей душе звучит необыкновенная мелодия. Как- будто расцветает какой – то цветок. Может это подсолнух? Нет, а почему? (Чайковский. Апрель. Подснежник.) Какая эта музыка? Назовите 5 прилагательных передающих характер музыки. Почему вы использовали одинаковые прилагательные для описания музыки и цветов. Музыка нарисовала нам такой же образ цветка звуками. | Познавательные универсальные учебные действия: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации ;извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Постановка и решение проблем. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |
4 | Постановка и решение проблемы. Создание пластических образов. | |
Может, вы знаете ещё произведения, где описан первый весенний цветок. Читали сказку Андерсена «Подснежник». У каждой четвёрки есть задания: 1 группа: Выразительное чтение эпиграфа к музыке Чайковского. "Голубенький чистый 2, 3 ;4 , 5 группа: выбрать прилагательные - эпитеты, но только относящиеся к цветку. Подснежник — самое раннее мелколуковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. Маленький, хрупкий, загадочный джин, Снег не растаял, вьюги могут мести, Весенний волшебник, В небольшой проталине, Выглянул подснежник В полутьме лесной - Что ещё понравилось в этих стихах? 6 группа: инсценировка (чтение по ролям). Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье! Соединим образы музыкальный, литературный и пластический. (инсценировка) Вам понравились артисты? Умницы!! -Как захотелось увидеть целую поляну цветов! Давайте вместе! Первый подснежник – разведчик! И за ним появляются прекрасные цветы, разные, каждый со своим характером! Покажите, как упорно пробивается хрупкий, но сильный цветочек к солнышку. Не забывайте, что вы первые цветы, они удивлённо смотрят на мир, ведь они видят его в первый раз. (Танцуют и плавно садятся на место)
| Познавательные УУД: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров. Коммуникативные; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение функций участников, способов взаимодействия ( в инсценировке), владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: оценка - осознание качества и уровня усвоения, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий (упражнения на создание пластического образа с использованием выразительных движений). | |
5 | Подведение итогов. Рефлексия. | |
Пока мы любовались сказочной полянкой, у нас на доске тоже расцвёл необычный цветок. Цветок ваших мыслей и знаний. Отправьте от каждой группы разведчика, который может быстро расшифровать послание. А в это время, каждая четвёрка - команда работает над своим зашифрованным текстом, посланием весны. Нужно вставить необходимые прилагательные. 1. В (каком?) лесу под (каким?) снегом прячется (Какой?) подснежник. Он ждёт (какую?) весну. 2. В его (каком?) сердце живёт (какая?) надежда. Пригреет (какое?) солнце. 3. И его (какой?) стебелёк пробьёт (какой?) снег. Распустятся (какие?) листья. 4. Поднимет весенний волшебник (какую?) головку. Тронет (какой?) ветерок (какие?) лепестки. 5.Зазвенят они (какой?) песенкой. И проснётся лес от (какого?) сна. 6. Такой маленький (какой?) цветочек, а такой (какой?). Весь лес разбудил! Или 6 группа стих придумывает: на проталинке цветочек маленький льдинки травинки бело – серебристый искристый весенний волшебник маленький и нежный - Разведчики готовы (зачитывают надписи на лепестках). Лепестки необычные попробуйте перевернуть. Читают прилагательные с обратной стороны сразу. - зацветают ранней весной – первые, ранние -другое название подснежники – белоснежные, нежные - разные виды первоцветов – разные - занесены в красную книгу – редкие и неповторимые. - образы в искусстве – удивительные - форма - хрупкие Что общего в словах? (прилагательные) Можете застыть на секунду в образе цветка. Составить букет. Прекрасно! - Думаю, ваши товарищи прекрасно справились с заданием, читаем по цепочке, не останавливаясь, чтобы получилась целостная картина. -Молодцы! Пока шёл урок, весна всё больше вступала в свои права. - А когда весна наденет свой нарядный сарафан и зацветут сотни самых разных цветов. Попробуем почувствовать их волшебный аромат. Закройте глазки, представьте, что обнимаете охапку цветов и вдыхаете аромат. (Чайковский «Вальс цветов») - Что у нас здесь, я уйду, а на память у вас останется не только умения и знания, но и полянка цветов. Посадим полянку. А мне на память оставьте свою полянку, на каждом подснежнике напишите одно прилагательное :какой? Урок. - Вы мне очень помогли. Надеюсь, вам захотелось ещё узнать о подснежнике. Прочитайте чудесную сказку латышской писательницы Анне Саксе «Подснежник» вместе с учителем. - Спасибо. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: Общеучебные: структурирование знаний (создание кластера); моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (работа в группе). Личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; умение выделить нравственный аспект поведения (воспитание бережного отношения к природе). | |
Раздаточный материал:
№ 6. Текст сказки – отрывок Андерсен «Подснежник». Прочитать по ролям.
Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!
Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку, размякшую от теплой земли, талой воды и солнечных лучей. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:
— Добро пожаловать! Добро пожаловать! И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял, белый, как снег, смущенно и радостно склонив голову.
№ 1. Выразительное чтение.
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином..."
А.Н.Майков
Найди в тексте имена прилагательные, которые относятся только к подснежнику.
№ 2. Подснежник — самое раннее мелколуковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками.
№ 3. Найди в тексте имена прилагательные, которые относятся только к подснежнику.
Маленький, хрупкий, загадочный джин,
Разве не видишь — совсем ты один.
Сквозь снег пробиваешься ранней весной.
Забвенно любуешься сам ты собой.
Снег не растаял, вьюги могут мести,
Кто же заставил тебя расцвести?
Мерзнешь и тянешься к солнцу один,
Средь снежной пустыни ты сейчас господин.
№ 4. Найди в тексте имена прилагательные, которые относятся только к подснежнику.
Весенний волшебник,
Мохнатый подснежник,
Напился из льдинки,
Раздвинул травинки,
Стоит возле шишки
Смущенным парнишкой,
Потупивши глазки
От солнечной ласки...
№5. Найди в тексте имена прилагательные, которые относятся только к подснежнику.
В небольшой проталине,
Рядышком с сосной,
На пригорке маленьком,
Раннею весной.
Самый-самый первый,
И смелый, и очень нежный,
Распустился с надеждой и с верой,
Синий цветок подснежный.
Выглянул подснежник
В полутьме лесной
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.
1. В (каком?) лесу под (каким?) снегом прячется (Какой?) подснежник. Он ждёт (какую?) весну.
*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.
на проталинке цветочек маленький
льдинки травинки
бело – серебристый искристый
весенний волшебник
маленький и нежный
Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.
2. В его (каком?) сердце живёт (какая?) надежда. Пригреет (какое?) солнце.
*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.
на проталинке цветочек маленький
льдинки травинки
бело – серебристый искристый
весенний волшебник
маленький и нежный
Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.
3. И его (какой?) стебелёк пробьёт (какой?) снег. Распустятся (какие?) листья.
*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.
на проталинке цветочек маленький
льдинки травинки
бело – серебристый искристый
весенний волшебник
маленький и нежный
Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.
4. Поднимет весенний волшебник (какую?) головку. Тронет (какой?) ветерок (какие?) лепестки.
*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.
на проталинке цветочек маленький
льдинки травинки
бело – серебристый искристый
весенний волшебник
маленький и нежный
Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.
5.Зазвенят они (какой?) песенкой. И проснётся лес от (какого?) сна.
*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.
на проталинке цветочек маленький
льдинки травинки
бело – серебристый искристый
весенний волшебник
маленький и нежный
Прочитайте текст. Вместо вопросов вставьте имена прилагательные.
6. Такой маленький (какой?) цветочек, а такой (какой?). Весь лес разбудил
*Если хочешь, выполни дополнительное задание, попробуй сочинить мини- стихотворение о подснежнике. Слова тебе помогут.
на проталинке цветочек маленький
льдинки травинки
бело – серебристый искристый
весенний волшебник
маленький и нежный
Подчеркни прилагательные, которые характеризуют подснежник. |
Юный, старый, нежный, грубый, бархатистый, мощный, хрупкий, крепкий, маленький, большой, миниатюрный, огромный, мелкий, милый. |
Подчеркни прилагательные, которые характеризуют подснежник. |
Тоненький, мощный, толстый, мрачный, светлый, зимний, весенний, тёмный, мрачный, серебристый, гордый, скромный, смущённый, хрустальный. |
Информационные ресурсы:
- Вербовская, Е.В., Лебедев, Ю.А., Филиппова, Л.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребёнка средствами выразительных экспрессивных движений: учебное пособие/ Е.В. Вербовская, Ю.А.Лебедев,Л.В.Филиппова. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007.- 296 с.
- Занозин Дмитрий Александрович «Формирование универсальных учебных действий школьников в контексте ФГОС»: учебное пособие / Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2011 г.
- Иванов С.В.: Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011г.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010г.
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.florets.ru
- http://www.countrysideliving.net/
- http://shkolazhizni.ru/
- http://www.hobbitaniya.ru
- http://www.numama.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...
Урок русского языка 4 класс «Образование имён прилагательных».
Цель: познакомить с образованием имён прилагательных, формировать умение образовывать имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость....
Урок русского языка по теме "Склонение имён прилагательных"
Урок по программе "Начальная школа XXI века", проведённый в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку по теме: "Использование имён прилагательных в тексте-описании"
Использование имён прилагательных в тексте-описании....
Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...
Технологическая карта урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» 2 класс УМК "Школа России"
Задачи урокаДидактические:Знать роль прилагательных, близких и противоположных по значению в текстеУметь подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.Развивающие:Раз...
Конспект урока русского язык на тему "Роль имён прилагательных в речи"
Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Урок составлен для 3 класса по образовательной программе «Школа России». Он относится к разделу «Имя прилагательное», ...