Алфавит 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок изучения нового материала построен по технологии деятельностного метода, что позволяет и развивать детей, и формировать у них способность к саморазвитию. На уроке дети совершенствуют умения делать выводы на основе полученной информации, учатся работать в группах.В процессе работы происходит смена деятельности: фронтальная беседа, самостоятельное чтение, обсуждение, работа с толковым словарём, заполнение кроссворда. В течение урока проводится одна физминутка, но во время групповой работы ребята могут передвигаться в пределах группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока по теме "Алфавит" применение алфавита в практической деятельности | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Алфавит.
Автор. Слабий Надежда Фёдоровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ», г Хабаровск
Учитель начальных классов
Предмет. Обучение грамоте.
Класс. 1, общеобразовательной школы.
Цель урока. Создание условий для практического использования алфавита через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
УМК. «Школа 2100»
Учебные пособия.
1. Учебник «Букварь» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.
2. Толковые словарики.
3. Карточки для индивидуальной работы.
Необходимое оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска.
Данный урок является продолжением тем по изучению звуков и букв.
Конспект урока | |||
Цель урока | Создание условий для практического использования алфавита через поисково - исследовательскую деятельность учащихся. | ||
Задачи урока для учителя | 1. Обеспечить знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. 2. Научить практическому использованию алфавита. 3. Обучить приёмам работы со словарём (энциклопедией). 4. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества. 5. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах. | ||
Задачи урока для учащихся | 1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения. 2. Рассмотреть приемы работы со словарём. 3.Применять полученные знания при решении практических задач. 4.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности | ||
Ожидаемые результаты | Предметный: практическое использование алфавита. Коммуникативные: формирование умения работать в парах. Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Личностные: мобильность, самостоятельность. Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности. | ||
Необходимое оборудование и материалы: | ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска, карточки для индивидуальной работы (кроссворд), толковые словарики, старославянский алфавит, современный алфавит, репродукция с иконы Кирилла и Мефодия, учебник «Букварь» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, печатный текст Бориса Заходера «Диета термита». | ||
Подробный конспект урока | |||
План урока | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Вводная часть | I .Организация класса. Мотивация учебной деятельности Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности Слайд № 1 Учитель. Посмотрите на экран и выберите себе установку на одного из героев сказки «Ах и Ох»: Ах - активный, самостоятельный, дружелюбный, трудолюбивый, с улыбкой на лице. Ох - пассивный, нерешительный, ленивый, с недовольным выражения лица. - В конце урока сделаете вывод, удалось ли вам быть такими как Ах или же как Ох. Приступаем к работе. | Установка на деятельность. | Включение в работу |
II. Актуализация опорных знаний Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме. Учитель: Дети, тему нашего урока узнаете, отгадав кроссворд. И повторите то, что изучили на уроках обучения грамоте. У каждого на столе листок с кроссвордом. Вы должны вписать предполагаемое слово. Слайд № 2 - Гласный или согласный…? Слайд № 3 - У каких звуков слогообразующая роль? Слайд № 4 - Что означает эта схема? ( ) Слайд № 5 - Отгадайте загадку. Силачом слыву недаром - Выделяю слог ударом. Слайд № 6 - Закончите предложение. «Если мысль закончил ты, записал на строчке, не забудь, в конце поставь кругленькую…». Слайд № 7 - Общее имя членов одной семьи, передается от одного поколения к другому? Слайд № 8 - Назовите букву гласную, которая обозначает мягкость согласного звука? Слайд № 9 - Какое получилось слово по вертикали? Слайд № 10 Итог: Что помогло вам отгадать кроссворд? (Знания, полученные при изучении Букваря) Учитель. Дети, сформулируйте тему урока. (Алфавит) Слайд № 11 Учитель. Что такое алфавит? (Расположение букв в установленном порядке) - Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит» Учитель. Откройте, пожалуйста, учебник на последней странице. Назовите правильно буквы про себя. А теперь - вслух, следите за моей указкой (по таблице на доске). - Алфавит можно заменить другим словом, которое тоже называет буквы, расположенные в определённом порядке. Кто его может назвать? Слайд № 12 - А чтобы узнать, как это слово образовалось, давайте рассмотрим старославянскую азбуку. Слайд № 13 - Прочитайте, как называлась первая буква, вторая? (Аз, буки) - Что получается при сложении этих двух слов? (Азбука) - А создали эту азбуку Кирилл и Мефодий более 1000 лет назад, именно её мы с вами изучаем. Слайд № 14 - У вас на партах лежит репродукция с иконы «Кирилл и Мефодий». Рассмотрите её. На ней вы видите Кирилла и Мефодия. Они почитаются как святые, потому что благодаря им славяне (наши предки) получили возможность читать и писать на своём языке. Кирилл и Мефодий составили первые словари. - Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Найдите буквы похожие на буквы из современного алфавита. (Дети находят буквы в старославянском алфавите, называют их) Учитель. День за днем, шаг за шагом вы изучали буквы по букварю, теперь вы хорошо знаете их начертание. Буквы предлагают поиграть в прятки. Они спрятались одна за другую, просят узнать их. Запишите буквы на листочке. Продолжаем учиться работать в парах. О каких правилах вы будете помнить во время работы друг с другом? (Общаться тихо, уважать мнение друг друга). Проверка задания. Слайд № 15 Учитель. Покажите улыбкой, все ли буквы отгадали. - А теперь угадайте букву по рисунку. Слайды с №16 – 29. | Организация работы учащихся, контролирующая | Фронтальная беседа | |
2.Основная часть | III. Постановка проблемы. Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации. «Открытие» детьми новых знаний. Цель: практическое использование алфавита. Учитель. Вы хорошо знаете буквы, правильно их называете. Так же хорошо надо знать алфавит. А где может пригодиться знание алфавита? (В работе со словарями, справочниками, каталогами - в библиотеке, в поликлинике …) Учитель. У меня в руках классный журнал нашего класса. Как вы думаете, в каком порядке записаны ваши фамилии? Почему? (В алфавитном, чтобы быстро найти нужную фамилию). Учитель. Назовите первую фамилию в списке класса. А какая фамилия стоит в самом конце списка? Фамилию ученика Матвеева мне искать в начале списка или в конце? (В середине потому, что буква «м» находится в середине алфавита) Слайд № 30 Учитель. Попробуйте сами расположить несколько фамилий учащихся нашего класса в алфавитном порядке. Самопроверка (открывается слайд). - Покажите улыбкой, что с заданием вы справились. | Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся. | Исследовательская |
IV. «Открытие» детьми новых знаний. Цель: знакомство с новым материалом и составления алгоритма. Слайд № 31 Учитель. На букву «о» у нас в журнале две фамилии Осипова и Ойченко. Какую фамилию вы поставите первой в списке? Почему? Вывод: если первая буква в словах одинаковая, смотрим на вторую. Работа в группах. Цель: формирование умения работать в группах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Слайд № 32 Учитель. На букву «с» в нашем журнале несколько фамилий. Посовещайтесь в группах и расставьте фамилии в нужном порядке. Проверка задания. Каждая группа выбирает выступающего, который должен дать доказательный ответ. Вывод: если и первая, и вторая буквы одинаковые, то смотрим на третью. | Регулирующая | «Открытие» детьми новых знаний. Работа в группах | |
Физминутка | V. Физминутка. Изобразите руками букву О (наклоны вправо, влево), букву Р (попрыгать на правой ноге, - на левой, на двух ногах), букву Т (повороты влево, вправо), букву Г, букву Ф (танцевальные движения под музыку). | Регулирующая | Регулирующая |
3. Заключение | VI. Включение нового знания в систему знаний. Цель: применение алгоритма при работе со словарём. Учитель. Я предлагаю прочитать стихотворение Б. Заходера, которое связано с темой нашего урока. Учитель. Прочитайте название стихотворения. Читает ученик. - Что означают слова «диета», «термит»? - Найдём в толковом словаре значение этих слов. - Расскажите о правилах поиска слова (слово на букву Д найдём в начале словаря, потом посмотрим на вторую букву…) Диета - определенный режим питания. Термит - насекомое в жарких странах, вредитель древесины. Учитель. Предположите, о чём будет стихотворение. (О насекомом, который живет в жарких странах, как он старается правильно питаться и т. д.) - Прочитаем это стихотворение (читает учитель) Диета термита Борис Заходер Говорил Термит Термиту: - Ел я все По алфавиту. Ел амбары и ангары, Балки, Бревна, будуары, Вафли, вешалки, Вагоны, Гаражи и граммофоны, Древесину Дуба, Ели, Съел Жестянку (еле-еле) Ел И зелень, И известку Ел Изделия из воску, Ел Картины и корзины, Ленты, Лодки, Магазины, Окна, Пенки, потолки, Рояли, Стенки, Телевизоры, Ухваты, Фильмы, Фотоаппараты, Храмы (церкви), Цирки, Чашки, Кушал Шахматы и шашки, Шпалы пробовал И штампы, Щетки И электролампы, Даже Юбками питался, Даже якорь Съесть Пытался И ни разу Не был сыт! - Да-а-а,- сказал другой Термит. От диеты толку мало. Лучше лопай, что попало! Учитель. Что вы узнали о термите? (высказывания детей) - Кому хочется ещё раз прочитать стихотворение Бориса Заходера? Давайте еще раз прочитаем. Чтение «цепочкой». Учитель. Как это стихотворение связано с темой нашего урока? (Слова расположены в алфавитном порядке). - Прочитайте ещё раз стихотворение и подчеркните непонятные слова (Чтение про себя) Учитель. Какие непонятные слова подчеркнули? Найдите их толкование в словаре (амбар, ангар итд). Самостоятельная работа. (Дети работают со своими толковыми словариками, читают значения непонятных слов) Взаимопроверка в парах. Итог: что помогло быстро справиться с заданием? В чём испытывали затруднения? | Контролирующая, оказание необходимой помощи обучающимся. | Практическая работа |
4.Рефлексия. | VII. Итог урока: Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности - Чему новому вы учились сегодня на уроке? Оцените свою работу на уроке, используя модели настроения «Ах» и «Ох», которые лежат у вас на парте: - кто научился применять алфавит и в составлении списков, и в работе со словарём, и может объяснить это другому человеку, например, другу – покажите улыбку. - кто еще не уверен в своих возможностях – покажите модель без улыбки. Учитель. Дети, вы на уроке дружно работали. Научились пользоваться алфавитом. Спасибо. | Регулирующая, организационная. | Аналитическая |
VIII. Домашнее задание Учитель. Не всегда алфавит будет перед глазами, поэтому его надо знать наизусть.
| Планирование | Самостоятельная работа |
Самоанализ
Данный урок является продолжением тем по изучению букв и звуков. Он является заключительным в обучении грамоте. В начале урока актуализируются знания учащихся полученные при изучении грамоты.
Это урок открытия нового знания. На данном уроке были применены, с учётом возрастных особенностей учащихся: средства ИКТ, групповая форма работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
На уроке была достигнута высокая познавательная активность учащихся за счёт создания на уроке ситуации успеха, использования игрового и занимательного материала, и оптимального сочетания групповой формы работы с большим объёмом изученного материала.
В ходе рефлексии была дана возможность каждому ребёнку оценить полученные знания.
Все поставленные задачи полностью реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе "Алфавит"
Совершенствование знаний алфавита...
Презентация урока по рускому языку во 2-м классе "Алфавит"
Презентация урока по русскому языку во 2-м классе "Алфавит"...
Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"
Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)
Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизн...
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)
Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизн...
конспект урока по русскому языку 1 класс "Алфавит"
урок русского языка по программе "Планета знаний" автор учебника Андрианова Т.М, на данном уроке формируются коммуникативные умения(учащиеся работают в парах, малых группах), поисково-информационные(р...
конспект урока по русскому языку 1 класс "Алфавит"
русский язык 1 класс, программа "Планета знаний" автор Адрианова...