рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России" на 2013-2014год
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме
рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку по УМК "школа России" с учетом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 75.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011г.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа рассчитана на 170 ч, 5ч в неделю.
Используемый УМК:
Учебник
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, 3 класс. В 2частяхч.
Рабочая тетрадь
Канакина В.П. Русский язык, 3 класс 1-2 ч.
Никифорова В.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс
(Диск CD-ROM), авторы Канакина В.П. , Половникова Е.Ю., Данилова Н.В.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (170 ч)
№ | Тема урока | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Язык и речь (2ч) | ||||
Наша речь и наш язык | Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | ||
Наш язык. | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч) | ||||
Текст. Типы текстов. | Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.*: орех. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстовВосстанавливать деформированный текст.. Оценивать результаты выполненного задания | ||
Текст. Типы текстов | ||||
Предложение. | Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге. Повествовательные, вопросительные, побудительные,и восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. * овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма Р.р.. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. | ||
Виды предложений по цели высказывания | ||||
Виды предложений по интонации | ||||
Предложения с обращением | ||||
Главные и второстепенные члены предложения | Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией *восток (восточный). Разбор предложения по членам. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение.Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. | ||
Простое и сложное предложения | ||||
*Слова с непроверяемым написанием: заря. Запятая внутри сложного предложения | Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». | |||
Словосочетание | ||||
Словосочетание | Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. * пшеница.Р.р.. Составление текста из деформированных слов, Разделять запятой части сложного предложения. | Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||
Диктант по теме «Предложение» | ||||
Работа над ошибками | ||||
Слово в языке и речи (19ч) | ||||
Лексическое значение слова | Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. * альбом, погода. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.Работать со словарями; находить в них необходимую информацию о слове. | ||
Синонимы и антонимы | ||||
Омонимы | Использование омонимов в речи. * понедельник. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове | ||
Слово и словосочетание | Значение фразеологизмов и их использование в речи. * ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Р.р. Подробное изложение с языковым анализом текста | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со страничкой для любознательных. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца | ||
Фразеологизмы | ||||
Обучающее изложение по рассказу Н. Сладкова «Осенняя елочка» | ||||
Части речи | Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи и их признаках * трактор, чёрный. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Р.р. Составление предложений по репродукции картины | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных | ||
Имя существительное | ||||
Имя прилагательное | ||||
Глагол | ||||
Имя числительное | ||||
Однокоренные слова | Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.* картофель | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | ||
Звуки и буквы. Гласные звуки | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши. ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с (ь). Формирование установки на здоровый образ жизни.* овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Р. р. Изложение повествовательного текста. | Различать слово и слог, звук и букву.Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации | ||
Звуки и буквы. Согласные звуки | ||||
Звонкие и глухие согласные звуки | ||||
Обучающее изложение | ||||
Работа над ошибками | ||||
Диктант по теме «Слово в языке и речи» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Состав слова(16ч) | ||||
Что такое корень слова? | Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Правописание соединительных гласных в сложных словах | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов. Работать со страничкой для любознательных. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни | ||
Как найти в слове корень? | ||||
Сложные слова | ||||
Формы слова. Окончание | *Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования | ||
Как найти в слове окончание? | ||||
Что такое приставка? | ||||
Значения приставок | ||||
Что такое суффикс | ||||
Значение суффиксов | ||||
Обучающее сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | ||||
Основа слова. | ||||
Обобщение знаний о составе слова. | ||||
Диктант по теме «Состав слова» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Обучающее изложение | Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. *пирог, шоссе. Р.р.. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом | Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Редактировать предложения с однокоренными словами Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом участвовать в презентации своей работы. | ||
Проект «Семья слов». | ||||
Правописание частей слова (29ч) | ||||
В каких значимых частях слова есть орфограммы? | Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать ее в соответствии с изученным правилом, планировать учебные действия при решении орфографической задачи. * четверг | Определять, находить и отмечать наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Обсуждать и использовать алгоритм действий для решения орфографических задач. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
Правописание слов с безударными гласными в корне | Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. *: север, берег, пороша, чувство, лестница, интересный, коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. Р.р. Составление текста по репродукции. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины В. IV!. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление | ||
Правописание слов с двумя безуд гласными в корне | ||||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | ||||
Проверка слов с парными согласными в корне | ||||
Упражнение в написании слов с глухими и парными согласными в корне | ||||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | ||||
Правописание слов с удвоенными согласными | ||||
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | ||||
Диктант по теме «Правописание корней слов» | ||||
Правописание суффиксов и приставок | ||||
Правописание приставок и предлогов | ||||
Правописание слов с разделительным ъ | ||||
Разделительные ъ и ь | ||||
Правописание слов с разделительными ъ и ь. | ||||
Обучающее изложение | ||||
Диктант по теме «Правописание частей слова» | ||||
Работа над ошибками | ||||
Части речи (76ч=1+31+18+5+21) | ||||
Части речи | Части речи: ИС, ИП, ИЧ, глагол, местоимение, предлог, частица не, союз (общее представление). | Определять, классифицировать по изученным признакам слова различных частей речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, части речи | ||
Имя существительное (31ч) | ||||
Имя существительное и его роль в речи | Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые ИС. Представление об устаревших словах в русском языке. Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные ИС. Правописание имён собственных. * самолёт, комната, однажды. Проект «Тайна имени». Изменение ИС. Имена существительные, имеющие форму одного числа. Р.р. Письмо по памяти. ИСобщего рода.Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности * кровать. Формирование навыка культуры речи: норм согласования Мягкий знак (ь) после шипящих на конце ИС женского рода. Р.р. Подробное изложение текста. Составление устного рассказа по серии картин. Изменение ИС по падежам. Определение падежа, в котором употреблено ИС. Неизменяемые ИС. * рябина. Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. * рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом. Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма ИС. Морфологический разбор ИС. * вокруг. Р.р.Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | Распознавать ИСсреди слов других частей речи, определять лексическое значение. Различать среди однокоренных слов имена сущ. Находить устаревшие слова. Выделять среди ИС одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).Находить среди ИСв тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные ИС, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Определять число ИС .Изменять форму числа ИС. РаспознаватьИС, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Определять род имён существительных. Классифицировать ИСпо роду. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять ИС по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падежИС. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать падеж, в котором употребленоИС, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём ИС в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (И.п. и В.п., Р.п. и В. П. имён существительных одушевлённых мужского рода и др.) Работать с текстом: отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора ИС». Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова —ИС на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные | ||||
Обучающее изложение | ||||
Собственные и нарицательные имена существительные | ||||
Проект «Тайна имени» | ||||
Число имен существительных | ||||
Род имен существительных | ||||
Мягкий знак на конце существительных после шипящих | ||||
Обучающее изложение | ||||
Диктант по теме «Имя существительное» | ||||
Склонение имен существительных | ||||
Падеж имен существительных | ||||
Сочинение по картине И. Я, Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | ||||
Именительный падеж | ||||
Родительный падеж | ||||
Дательный падеж | ||||
Винительный падеж | ||||
Творительный падеж | ||||
Предложный падеж | ||||
Обучающее изложение | ||||
Обобщение знаний о падежах имен сущ | ||||
| ||||
Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | ||||
Диктант по теме «Имя существительное» | ||||
Работа над ошибками | ||||
Имя прилагательное (18ч) | ||||
Значение и употребление ИП в речи | Лексическое значение ИП. Обогащение словарного запаса ИП. Связь ИП с ИС. Роль ИП в тексте. Сложные ИП, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция в предложении Художественное и научное описания. Использование ИП в тексте-описании. Р.р. Составление текста-описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Р.р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». * приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль Изменение ИП по родам в ед. числе, по числам. Зависимость рода, формы числа ИП от формы рода, числа ИС. Родовые окончания ИП.. Р.р. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. *поэт, гвоздика, животное. Изменение ИП, кроме на -ий, -ья. -ов, -ин. по падежам . Зависимость падежа ИП от формы падежа ИС. Начальная форма ИП. Морфологический разбор ИП. Р.р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».
| Распознавать ИП среди других частей речи. Определять лексическое значение ИП. Выделять словосочетания с ИП из предложения. Подбирать к существительным подходящие по смыслу ИП, а к ИП—ИС. Распознавать сложные ИП и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения являетсяИП. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением ИП в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте ( М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»), Работать со страничкой для любознательных. Определять род, форму числа ИП, классифицировать по роду. Наблюдать зависимость рода ИП от формы рода ИС. Изменять ИП по родам в ед. числе, по числам. Образовывать словосочетания, состоящие из ИП и ИС. Писать правильно родовые окончания ИП. Соблюдать нормы правильного употребления в речи ИП в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь. Подбирать ИП для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Определять падеж ИП по падежу ИС. Правильно произносить и писать ИП мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора ИП». Разбирать ИП как часть речи в порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки ИП и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | ||
Роль прилагательных в тексте | ||||
Научное и деловое описание | ||||
Текст-описание | ||||
Род ИП | ||||
Изменение ИП по родам | ||||
Число ИП | ||||
Изменение имён прилагательных по падежам. | ||||
Обобщение знаний | ||||
Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | ||||
Обощение знаний | ||||
Диктант по теме «Имя прилагательное» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Местоимение (5ч) | ||||
Личные местоимения | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, ед. и мн. числа. Род местоимений 3-го лица ед. числа. Изменение местоимений 3-го лица в ед. числе по родам. Морфологический разбор местоимений. * одуванчик, воскресенье. Р.р. Составление письма. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у 3-го лица ед. числа). Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников | ||
Изменение личных местоимений по родам | ||||
Местоимение | ||||
Проверочная работа | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Глагол (21ч) | ||||
Значение и употребление глаголов в речи | Изменение глаголов по числам. * завтрак, песок Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам. Начальная форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? Р.р. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), запись. Изменение глаголов по временам.* квартира, герой, солдат. Р.р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Родовые окончания глаголов (-а, ~о). | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы, временные формы глаголов. Распознавать число, время глагола. Изменять глаголы по числам, временам.Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | ||
Неопределённая форма глаголов | ||||
Число глаголов | ||||
| ||||
Времена глаголов | ||||
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | ||||
Изменение глаголов по временам | ||||
Обучающее изложение | ||||
Род глаголов в прошедшем времени | ||||
Правописание не с глаголами | ||||
Обобщение знаний | ||||
Диктант по теме «Глагол» | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Повторение (14ч) | ||||
Части речи | Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам. Мягкий знак (ь) после шипящих на конце ИС женского рода. Изменение глаголов по временам. Морфологический разбор изученных частей речи | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова, подбирать примеры однокоренных слов Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. | ||
Обучающее изложение | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Правописание окончаний имен прилаг. | ||||
Правописание приставок и предлогов | ||||
Правописание безуд. гласных | ||||
Правописание значимых частей слов | ||||
Итоговый диктант | ||||
Работа над ошибками. | ||||
Обучающее изложение | ||||
Текст | ||||
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | ||||
КВН «Знатоки русского языка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...