Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Изложение "Медвежонок"с творческим заданием.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Описан подробный ход урока по написанию изложения с творческим заданием.Имеется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 18.15 КБ |
Презентация | 541.46 КБ |
Предварительный просмотр:
конспект
урока по
русскому языку
4 класс
Апрель, 2013 год.
Учитель: Хамцова Наталья
Николаевна
Изложение «Медвежонок» с творческим заданием.
Цель. Формирование навыка письменной речи.
Задачи. Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану.
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитание любви к животным.
Оборудование: карточки с напечатанным текстом, интерактивная доска, карточки со смайликами.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
А).-Послушайте стихотворение «Сильное кино». (читает 1 ученик)
И вот он начал свой рассказ:
-Они ползут, а он им - раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Но тут как раз её он спас…
-Всё ли вам понятно? Почему?
У. –В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь передавать чужую речь.
-Сегодня мы продолжим работу с текстом о животных. Будем учиться составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и напишем изложение.
Б). Загадка.
У. –Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детёныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и трогательны.
-Отгадайте загадку.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(слайд 1- медведь)
-Знаете ли вы? (слайд 2 )
-Как вы думаете, кто будет героями текста? Герои нашего текста- медведи.
3. Чтение текста учителем.
-Послушайте текст, который я вам приготовила.
Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу везде лежал снег. Шли дни. Снег в лесу стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!
4.Первичный анализ содержания текста.
- О ком говорится в тексте?
-Когда у медведицы появился малыш?
-Каким он родился?
- Почему ему нельзя было выходить из берлоги?
-Что изменилось в природе с приходом весны?
-Как подрастал медвежонок?
-Удобным ли было жилище медведей?
-Когда медведи вышли из берлоги?
-Как можно озаглавить этот рассказ?
(более удачный- на доске)
5. Самостоятельное чтение рассказа детьми. Работа в парах- деление на абзацы. Озаглавливание.
- У каждого из вас на столах лежат карточки с записанным текстом.
-Прочитайте его. А потом , работая в парах, разделите на абзацы.
-Найдите и прочитайте 1 абзац.
-Найдите слова, которые подсказывают, о чём в нём говорится.
-Как бы вы его озаглавили?
-Найдите 2 абзац.
-Какие слова подсказывают, о чём в нём говорится?
-Какой заголовок можно к нему подобрать?
(такая же работа проводится с 3 и 4 абзацами)
ПЛАН.
- Рождение медвежонка.
- Наступление весны.
- В берлоге.
- На воле.
( слайд 3 с планом на доске)
-Вот мы и составили план.
-В каком времени стоят глаголы? (в пр. вр.)
-Подтвердите свой ответ глаголами из текста.
-Что знаете о глаголах пр. времени?
-Вы должны помнить, что при написании изложения все глаголы должны стоять в пр. времени.
6.Ф/м. –А сейчас отдохнём. (Пальцы взамок, руки вперёд…, потянулись, руки на пояс, наклонились влево, вправо, сели…)
7.Орфографическая подготовка. ( слайд 4)
- Теперь проведём орфографическую подготовку.
А).- После текста на карточках записаны слова с пропущенными буквами.
- Посмотрите и скажите, какая орфограмма в них?
-Как проверить безударную гласную в корне слова? ( Дети подбирают проверочные слова и вставляют безударную гласную на карточках.)
тр_щали ж_лище
по_вился л_жал
р_дился поб_жали
освоб_дились руч_йки
вых_дить в_сенним
осм_трел пр_лес_ный
(обращаю внимание на удвоенную согласную в слове весенним и непроизносимую в слове прелестный)
Б).- В тексте много слов с безударной гласной не только в корне, но и в приставке.
-Вспомните, как пишутся приставки со словами?
-Какие бывают приставки?
-Найдите в тексте слова с приставкой по-, о-.
В). Трудные слова.
-Обратите внимание на то, что в тексте есть трудные слова. Вы их будете использовать при написании изложения.
-Прочитаем их хором с доски по слогам.
МЕДВЕЖОНОК НЕЛЬЗЯ ОСВОБОДИЛАСЬ
ТАЯТЬ ПОДРОС ЗАМЕТНО
МАТЬ-МЕДВЕДИЦА ОДНАЖДЫ
Г). –Мы поработали над различными орфограммами, а сейчас проведём лексическую подготовку.
-Что такое ЛЕКСИКА? (Это совокупность слов или словарный запас языка.)
(УСТНО) –Подберите СИНОНИМЫ к некоторым словам.
- Что такое СИНОНИМЫ?
Воля, … (свобода)
Везде, … (всюду)
Жилище,… ( дом, берлога)
-Подберите антоним к слову
ПРОСТОРНЫЙ-……..( тесный)
-Что такое АНТОНИМЫ?
Д). –В тексте автор использует один из художественных приёмов.
- Как вы понимаете такое выражение « ТРЕЩАЛИ МОРОЗЫ»?
-Зачем автор употребил такое выражение? (Чтобы показать суровость зимы, силу мороза.)
-Что значит «ПОБЕЖАЛИ РУЧЕЙКИ»? (Солнце так грело, что снег растаял, потекла вода- переносное значение.)
-Как называется такой художественный приём, когда неживому предмету наделены признаки живого предмета? ( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
-Что это такое? ( Перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.)
Е).- Иногда при написании изложения мы используем такой приём . как ПЕРИФРАЗ.
- Что это такое? ( Это замена выражения другим выражением, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.)
- Найдите на карточках последний абзац. (Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги.
Как хорошо было на воле!)
-Как можно эти предложения заменить другой фразой? (Как-то раз весенним утром семья косолапых вышла из жилища. Замечательно, прекрасно было на свободе!)
8. Ф/м для глаз. ( Слайд 5)
9. Повторное чтение и пересказ текста. (вслух читает 1 ученик)
-Сейчас последний раз перечитаем рассказ.
-Представьте себе нарисованную картину по тексту.
-Перескажите по плану.
10. Написание изложения с творческим заданием.
-Вам надо написать текст, но с творческим заданием. Его надо продолжить 2-3 предложениями. Для этого надо придумать, какой бы забавный случай мог произойти с медвежонком. Если у вас возникнут затруднения, обращайтесь ко мне. (План и опорные слова остаются на доске и на экране.)
11.Самопроверка.(Исправить ошибки простым карандашом.)
12. Зачитывание изложений.
-Какой рассказ вам понравился больше?
-Более подробный анализ ваших изложений я сделаю на следующем уроке.
13.Итог урока.
-Поведём итог нашему уроку.
-Чему мы учились сегодня на уроке?
-Что понравилось больше всего?
-Над чем надо ещё поработать?
14.Рефлексия. (На столах карточки со словами :
).
-Сами оцените свою учебную деятельность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Ответ: Медведь Знаете ли вы? Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь, зверь путает следы. Медвежата у самок рождаются в берлоге во время зимнего чуткого сна, который обычно длится с ноября по апрель.
План 1. Рождение медвежонка . 2. Наступление весны . 3. В берлоге . 4. На воле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....