программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа филиала МБОУ СОШ с.Наровчат в селе Плесковка по русскому языку для 4 класса разработана на основе образовательной программы по русскому языку начального общего образования МБОУ СОШ с.Наровчат.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов и оснащение предмета.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане филиала МБОУ СОШ с. Наровчат в селе Плесковка
Согласно учебному плану на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе начального общего образования из расчета 5 часов в неделю.
Основное содержание учебного материала
(170 часов)
ПОВТОРЕНИЕ (21 ч)
1.Слово. Предложение. Текст.
2.Звуки и буквы. Слог. Ударение.
3.Состав слова.
4.Правописание гласных и согласных в корне слова.
5.Правописание приставок.
6.Разделительные Ъ и Ь.
7.Части речи.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7 ч)
1.Распознавание однородных членов в предложении.
2.Запятая в предложении с однородными членами без союзов.
3.Однородные члены предложения с союзами.
ТЕКСТ (2 ч)
1.Тема и основная мысль текста.
2.План текста.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (39 ч)
1.Склонение имен существительных.
2.Три склонения имен существительных.
3.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.
4.Множественное число имен существительных.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (33 ч)
1.Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
2.Склонение имён прилагательных.
3.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
4.Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
5.Склонение имён прилагательных во множественном числе.
6.Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.
МЕСТОИМЕНИЕ (8 ч)
1.Понятие о местоимении.
2.Правописание местоимений с предлогами.
ГЛАГОЛ (33 ч)
1.Общее понятие (повторение).
2.Изменение глаголов по временам.
3.Неопределённая форма глагола.
4.Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
5.1 и 2 спряжения глаголов.
6.Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
7.Правописание глаголов в прошедшем времени.
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (27 ч)
1.Предложение.
2.Состав слова.
3.Части речи.
Требования к уровню подготовки
оканчивающих 4 класс
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать:
- изученные части речи и их признаки;
- признаки однородных членов предложения;
Уметь:
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами а, и, но и без союзов;
- производить фонетический разбор слов типа лодка, школьный, площадь;
- производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная форма), спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
- составлять план текста;
- распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:
-писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
-писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
- различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (распространенные и нераспространенные) предложения; распознавать простые распространенные и сложносочиненные предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.
Учебно – тематическое планирование по русскому языку в 4 классе
170 часов (5 часов в неделю)
Автор учебника «Русский язык» Т.Г.Рамзаева
Литература:
1.Учебник для 4 класса «Русский язык» 1 и 2 части;
2.Поурочные разработки по курсу «Русский язык» для 4 класса.
Учитель: Базарова О.В.
№ урока | Название темы | Кол-во | Дата | Факт. Дата | Приме чание |
1 | Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. | 1 | 3.09 | ||
2 | Повторение: слово, предложение, текст. | 1 | 4.09 | ||
3 | Знаки препинания в предложении. | 1 | 5.09 | ||
4 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 6.09 | ||
5 | Связи в предложении. | 1 | 7.09 | ||
6 | Текст. | 1 | 10.09 | ||
7 | Звуки, буквы, слог, ударение в словах. | 1 | 11.09 | ||
8 | Состав слова. Роль каждой части слова в языке. | 1 | 12.09 | ||
9 | Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. | 1 | 13.09 | ||
10 | Правописание гласных и согласных в корне слов. | 1 | 14.09 | ||
11 | Упражнения в написании корня слов. | 1 | 17.09 | ||
12 | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными. | 1 | 18.09 | ||
13 | Изложение. | 1 | 19.09 | ||
14 | Работа над ошибками. Приставки и предлоги. | 1 | 20.09 | ||
15 | Разделительные Ъ и Ь знаки. | 1 | 21.09 | ||
16 | Части речи. Имя существительное. | 1 | 24.09 | ||
17 | Контрольный диктант по темам «Правописание слов с проверяемыми гласными и парными согласными» | 1 | 25.09 | ||
18 | Склонение имен существительных. | 1 | 26.09 | ||
19 | Имя прилагательное. Повторение. | 1 | 27.09 | ||
20 | Глагол. Повторение. | 1 | 28.09 | ||
21 | Изложение. | 1 | 1.10 | ||
22 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 1 | 2.10 | ||
23 | Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов. | 1 | 3.10 | ||
24 | Однородные члены предложения с союзами. | 1 | 4.10 | ||
25 | Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО. | 1 | 5.10 | ||
26 | Упражнения в правильном построении предложений с однородными членами. | 1 | 8.10 | ||
27 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | 9.10 | ||
28 | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | 10.10 | ||
29 | Тема и основная мысль текста. | 1 | 11.10 | ||
30 | План текста. Изложение. | 1 | 12.10 | ||
31 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных. | 1 | 15.10 | ||
32 | Упражнения в склонении имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | 16.10 | ||
33 | Именительный падеж имен существительных. | 1 | 17.10 | ||
34 | Родительный падеж имен существительных. | 1 | 18.10 | ||
35 | Дательный падеж имен существительных. | 1 | 19.10 | ||
36 | Винительный падеж имен существительных. | 1 | 22.10 | ||
37 | Творительный падеж имен существительных. | 1 | 23.10 | ||
38 | Предложный падеж имен существительных. | 1 | 24.10 | ||
39 | Именительный и винительный падежи. | 1 | 25.10 | ||
40 | Винительный и предложный падежи (в сопоставлении). | 1 | 26.10 | ||
41 | Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных» | 1 | 29.10 | ||
42 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имен существительных. | 1 | 30.10 | ||
43 | Изложение. | 1 | 31.10 | ||
44 | Работа над ошибками. Три склонения имен существительных. | 1 | 1.11 | ||
45 | Упражнение в определении склонений имен существительных. | 1 | 2.11 | ||
46 | Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. | 1 | 12.11 | ||
47 | Ударные и безударные окончания имен существительных. | 1 | 13.11 | ||
48 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения. | 1 | 14.11 | ||
49 | Правописание окончаний существительных в родительном падеже. | 1 | 15.11 | ||
50 | Изложение. | 1 | 16.11 | ||
51 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже. | 1 | 19.11 | ||
52 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | 20.11 | ||
53 | Правописание окончаний существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах. | 1 | 21.11 | ||
54 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний существительных». | 1 | 22.11 | ||
55 | Работа над ошибками. Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения. | 1 | 23.11 | ||
56 | Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. | 1 | 26.11 | ||
57 | Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже. | 1 | 27.11 | ||
58 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | 28.11 | ||
59 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | 29.11 | ||
60 | Правописание окончаний имен существительных в родительном дательном и предложном падежах. | 1 | 30.11 | ||
61 | Правописание окончаний имен существительных в родительном дательном и предложном падежах. | 1 | 3.12 | ||
62 | Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа. | 1 | 4.12 | ||
63 | Именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | 5.12 | ||
64 | Родительный падеж имен существительных во множественном числе. | 1 | 6.12 | ||
65 | Упражнения в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа. | 1 | 7.12 | ||
66 | Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе. | 1 | 10.12 | ||
67 | Упражнения в правописании окончаний имен существительных во множественном числе. | 1 | 11.12 | ||
68 | Контрольный диктант № 5. | 1 | 12.12 | ||
69 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 1 | 13.12 | ||
70 | Имя прилагательное. | 1 | 14.12 | ||
71 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных (повторение). | 1 | 17.12 | ||
72 | Склонение имен прилагательных. | 1 | 18.12 | ||
73 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 19.12 | ||
74 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. | 1 | 20.12 | ||
75 | Изложение. | 1 | 21.12 | ||
76 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | 24.12 | ||
77 | Развитие речи. Письмо. | 1 | 25.12 | ||
78 | Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных. | 1 | 26.12 | ||
79 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 27.12 | ||
80 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 28.12 | ||
81 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
82 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
83 | Изложение текста-описания. | 1 | |||
84 | Контрольный диктант № 6. | 1 | |||
85 | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | |||
86 | Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 | |||
87 | Правописание падежных безударных окончаний имен прилагательных женского рода. | 1 | |||
88 | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. | 1 | |||
89 | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. | 1 | |||
90 | Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
91 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | |||
92 | Сжатое изложение по готовому плану. | 1 | |||
93 | Контрольное списывание № 7. | 1 | |||
94 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | |||
95 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | |||
96 | Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных. | 1 | |||
97 | Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных. | 1 | |||
98 | Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных. | 1 | |||
99 | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | |||
100 | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | |||
101 | Контрольное изложение № 8. | 1 | |||
102 | Работа над ошибками. Закрепление. | 1 | |||
103 | Понятие о местоимении. | 1 | |||
104 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. | 1 | |||
105 | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |||
106 | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |||
107 | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |||
108 | Изложение. | 1 | |||
109 | Работа над ошибками. Диктант. | 1 | |||
110 | Закрепление. | 1 | |||
111 | Глагол. Общее понятие (повторение). | 1 | |||
112 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
113 | Изменение глаголов прошедшего времени. | 1 | |||
114 | Неопределенная форма глагола. | 1 | |||
115 | Неопределенная форма глагола. | 1 | |||
116 | Неопределенная форма глагола. | 1 | |||
117 | Контрольный диктант № 9. | 1 | |||
118 | Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | |||
119 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | |||
120 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). | 1 | |||
121 | 2-е лицо глаголов единственного числа. | 1 | |||
122 | 2-е лицо глаголов единственного числа. | 1 | |||
123 | 1 и 2 спряжение глаголов. | 1 | |||
124 | 1 и 2 спряжение глаголов. | 1 | |||
125 | Будущее время. | 1 | |||
126 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |||
127 | Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. | 1 | |||
128 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | 1 | |||
129 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и будущем. | 1 | |||
130 | Контрольный диктант № 10. | 1 | |||
131 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | |||
132 | Работа над ошибками. | 1 | |||
133 | Глаголы – исключения. | 1 | |||
134 | Глаголы – исключения. | 1 | |||
135 | Краткое изложение. | 1 | |||
136 | Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |||
137 | Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов. | 1 | |||
138 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
139 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | |||
140 | Сочинение. | 1 | |||
141 | Изложение. | 1 | |||
142 | Контрольный диктант № 11. | 1 | |||
143 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | |||
144 | Обобщение знаний о предложении. | 1 | |||
145 | Обобщение знаний о предложении. | 1 | |||
146 | Состав слова. | 1 | |||
147 | Упражнения в написании корней слов. | 1 | |||
148 | Части речи (обобщение). | 1 | |||
149 | Части речи (обобщение). | 1 | |||
150 | Части речи (обобщение). | 1 | |||
151 | Части речи (обобщение). | 1 | |||
152 | Части речи (обобщение). | 1 | |||
153 | Части речи (обобщение). | 1 | |||
154 | Контрольный диктант № 12. | 1 | |||
155 | Сочинение. | 1 | |||
156 | Изложение. | 1 | |||
157 | Работа над ошибками. | 1 | |||
158 | Повторение. | 1 | |||
159 | Повторение. | 1 | |||
160 | Повторение. | 1 | |||
161 | Повторение. | 1 | |||
162 | Повторение. | 1 | |||
163 | Сочинение. | 1 | |||
164 | Изложение. | 1 | |||
165 | Диктант. | 1 | |||
166 | Проверочное списывание. | 1 | |||
167 | Свободный диктант. | 1 | |||
168 | КВН. | 1 | |||
169 | Турнир знатоков русского языка. | 1 | |||
170 | Олимпиада. | 1 |
Оснащение предмета.
1.Учебно-методический комплекс
1.Учебник для 4 класса «Русский язык» 1 и 2 части;
2.Поурочные разработки по русскому языку для 4 класса Я.Ш.Гараева Москва «Вако» 2011год;
3.Программа «Школа России» по русскому языку
2.Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор.
3.Интернет – ресурс
www.edu- «Российское образование» Федеральный портал
www.school.edu – «Российский общеобразовательный портал».
www.school- collectijn.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.it-n.ru «Сеть творческих учителей»
www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...