Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме: "Словообразование и словоизменение".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сценарий урока по русскому языку 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Класс: 3

Тип урока: ОНЗ.

Форма урока: урок-исследование.

Тема: «Словообразование и словоизменение. Красная книга Югры».

Основные цели:

  1. сформировать представление о «словообразовании», «словоизменении», тренировать умение различать эти понятия путём сравнения и сопоставления основ в словах;
  2. повторить способы образования родственных слов;
  3. углубить знания о Красной книге;

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Оборудование: 

Ход урока:

I. Моделирование проблемной ситуации, от которой начнёт «раскручиваться» сценарий урока.            

1.Оформление работы.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Сегодня у нас урок русского языка.

-Откройте тетради. Сядьте правильно: спинки – ровно, тетрадки – на уголок.

-Читаем: двадцать первое декабря, классная работа. Запишите.

Слайд 2

-На доске записана русская пословица. Прочитайте её.

Слово слово родит, третье само бежит.

-Как вы понимаете – о чём она?   (….)

-Русский язык живой, как жизнь, постоянно появляются новые слова, одни слова рождают другие.

-Спишите, выделите орфограммы.   (….)

-Назовите слова с орфограммами. Подберите проверочные слова.   (…)

-Сколько слов в этой пословице?   (6 слов)

-Как вы думаете, сколько слов в русском языке? (Очень много. Миллионы. Несчётное количество)

-На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика – такое их огромное количество.

-Как же «делаются» слова? Кто их создатель, творец?   (Люди)

-Главный мастеровой слова – народ. И вы тоже.

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?   (Будем объяснять появление новых слов, сами творить новые слова)

Слайд 3

-Значит, тема сегодняшнего урока: Словообразование и словоизменение.

-Цели урока: 1. Узнать, что такое словообразование и словоизменение.

        2.Учиться различать эти понятия.

II. Актуализация опорных знаний по исследуемой проблеме со всесторонней проверкой знаний по проблеме; формулирование проблемы.

1. Правила работы в группе.

-Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним правила.

  • Нет слова «Я», есть слово «Мы».
  • В группе должен быть организатор обсуждения.
  • Каждый может высказать свою версию решения.
  • Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
  • Каждая версия обсуждается в группе.
  • В группе согласуется общее решение.
  • Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

Слайд 4

-Выберите организатора обсуждения.   (…)

-Организаторы, представьтесь пожалуйста.   (…)

Слайд 5,6

М…л…с…рдие

-Подумайте и скажите какое слово записано на доске?   (Милосердие)

-Как вы понимаете это слово?   (…)

 2. Работа со словарями (Ожегов, Дать, под редакцией Розановой ).

-Как проверить, что мы правильно понимаем значение этого слова?  (Посмотреть в словаре)

-Найдите в словаре слово «милосердие», прочтите его значение, выберите выступающего.  (…)

-В разных словарях это слово звучит по – разному, но смысл сохраняется.

- Милосердие - это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное. Причём сочувствовать не словами, а делом.

Слайд7

-Как образовано это слово?   (Это сложное слово, образовано сложением двух основ, с помощью соединительной гласной «О»)

-Подберите синонимы к слову милосердие.   (Доброта, любовь, сострадание, сочувствие, жалость, сердобольность, гуманность, готовность оказать помощь, сопереживание, отзывчивость)

-Вы подобрали верные синонимы, и пусть у каждого из вас в сердце всегда найдётся место милосердию, любви и доброте.

III. Определение исследуемой области данной науки и конкретного объекта а ней.

-У вас на партах лежат таблицы со словами. Эта же таблица у меня на доске.

Слайд 8

доброта

доброты

добротой

доброте

доброта

задобрить

добренький

добродушный

-Рассмотрите слова в первом и во втором столбиках, сравните их и обсудите в группах, что происходит со словами в каждом столбике.  Выберите выступающего.  (…)

-Выделите основы.  (…)

Слайд 9-18

-Что заметили?  (В первом столбике у всех слов одинаковая основа. Во втором столбике – основы различны)

Слайд 19-20

-Какое из слов (словообразование или словоизменение) подойдёт к первому столбику, а какое – ко второму?  ( Словоизменение – к первой, словообразование – ко второй).

-Сформулируйте вывод.  (Если основа слов одинаковая – это словоизменение, если основы – различны – это словообразование)

-Обсудите в группах, как можно изобразить этот вывод при помощи схемы? Нарисуйте свой вариант маркером на бумаге. Выберите выступающего.   (…)

Слайд 21

-Почему во втором столбике основы разные?   (Есть суффиксы и приставки)

-Выделите их.   (…)  

Слайд 22-25

-Проверяем.   (…)  

-При помощи чего образуются новые слова?   (При помощи суффикса, приставки, суффикса и приставки, сложением двух основ)

-Как убедиться, что мы правы?   (Посмотреть в учебнике)

-Откройте учебник на странице 127, 130 и прочтите правила.   (…)

Слайд 26

IV. Физкультминутка.  

V. Первичное закрепление во внешней речи.

-Новые правила, мы открыли. Потренируемся в словообразовании и словоизменении.

Слайд 27

-У вас на столах –карточки с набором слов. Прочтите . Распределите слова в два столбика: 1 – словоизменение, 2 – словообразование). Запишите. Выделите основы.  Выберите выступающего.   (…) 

1 группа.

рыбу

рыба

рыбак

рыбалка

рыбе

2 группа.

белка

белки

белочка

беличий

белкин

3 группа.

лебедь

лебедя

лебёдушка

лебединая

лебеди

-Почему? Докажи.

Оцените свою работу по шкале успеха.

VI. Работа с текстом.

-У вас на столах  лежат части текста. Прочитайте их. Расположите  в нужном порядке и приклейте на лист бумаги. (…)

Красная книга.

     Редкие животные занесены в Красную книгу.  Они нуждаются в охране.

К такой группе животных относится бобр, синий кит, белый медведь, беркут. На грани исчезновения находится синий кит. В российских водах промысел его запрещён. Белый медведь – крупный хищный зверь. Он обитает  в Арктике. Сегодня уже нет охоты на него. Бобр – самый крупный грызун Югры. Он строит плотины. Высоко в небе ведёт охоту беркут. Он обладает острым зрением.

         Эти животные будут жить на планете под охраной человека.

Слайд 28

-Прочитайте получившийся текст.  (…)

-Какова его тема?   (Красная книга)

-Что такое красная книга?   ( Книга, в которую занесены редкие животные)

-Почему она называется красной?  (Красный цвет – это запрещающий цвет: остановись! Стоп! Не губи! Дальше так нельзя! Красный цвет – сигнал опасности и тревоги. Этот сигнал подают нам растения и животные (демонстрация книг).  Книгу назвали «красной», чтобы привлечь внимание людей)

-Найдите и выпишите из текста формы одного слова.

-Какая схема подойдёт к этому заданию?   (Записываем в столбик)

Слайд 29,30

-Проверяем (…)

Слайд 31-35

  • Животные - животных
  • Охоты – охоту
  • В охране – под охраной

-Докажите, что это словоизменение.

Слайд 36

 (Одинаковые основы)

-Оцените себя по шкале успеха.

Слайд 37

-Найдите  в тексте выделенное слово.   ( в водах)

-Поставьте его в начальную форму.  (вода)

Слайд 38

-Образуйте новые слова разными способами. (…)

-Какая схема подойдёт к этому заданию?

Слайд 39

-Проверяем. (…)

-Докажите, что это словообразование.

-Оцените свою работу по шкале успеха.

Выдвижение гипотезы:

-Ребята, о каких животных говорится в тексте?  (О бобре, синем ките, белом медведе, беркуте)

Слайд 40,40

-Какие из них являются животными Югры?   (Бобр, беркут)

-Есть ли в Югре своя Красная книга?   (…)   (демонстрация книги).  

- Какие животные и растения входят в её состав?  (…)

-Где проверить наши предположения?  (Посмотреть в Красной книге Югры, сходить в библиотеку, почитать в интернете)

-Предлагаю каждой группе создать свою Красную книгу Югры.  (раздать)

  • 1группа – Красную книгу зверей Югры.
  • 2 группа – Красную книгу птиц Югры.
  • 3 группа -  Красную книгу растений Югры.

-Перед вами на столе – макет будущей Красной книги. Рассмотрите его.

-Как он называется?   (Моя Красная книга)

-Откройте 1 страницу. Почитайте.   (…)

-Переверните страницу. Что вы видите?   (Они пустые)

-Почему они пустые?    (Мы должны сами их заполнить)

VII.  Домашнее задание.

-Подобрать сообщения о представителях флоры и фауны, занесённых в Красную книгу Югры.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.

Слайд 41

-Какова тема урока?

-Какую цель мы ставили на уроке?  (Узнать, что такое словообразование и словоизменение. Научиться разграничивать эти понятия)

-Что такое словообразование?  (Образование новых слов. Создание однокоренных слов с другим значением. В однокоренных словах основы различны)

-Что такое словоизменение?   (Образование разных форм одного и того же слова. Основа одинаковая)

-Оцените свою работу на уроке с помощью «Дерева успеха».

-Откройте голубой конверт. Возьмите в руки снегиря.

-Проанализируйте  ваши успехи в течении урока.

  • Если вам всё ясно и понятно, а самостоятельная работа не вызвала никаких затруднений – расположите снегиря на самой высокой ветке;
  • Если в процессе самостоятельной работы вы смогли преодолеть свои затруднения – на  веточки пониже;
  • Если вам было сложно, вы не справились с самостоятельной работой и трудности остались в конце урока – расположите своего снегиря – на нижней ветке.

( Дети приклеивают снегирей.  Фон – видеофильм «Красная книга Югры»)

-Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что вы задумаетесь о том, что, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатства Земли.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы отбирая,

Что землю нужно тоже охранять

Она, как мы, такая же живая!

Я сорвал цветок,

И он увял.

Я поймал мотылька,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока русского языка 4 класс

Написание безударных личных окончаний глаголов....

Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы  элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены  проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых  сит...

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

сценарий урока русского языка 2 класс

Тема: "Способы образования слов"...

Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"

На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....

Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.

Урок представлен в виде деловой игры " Редакция".  Цель нестандартности урока -  создать положительную мотивацию к урокам русского языка.  Используется групповая форма р...


 

Комментарии

По программе А.В.Поляковой.

3 класс