Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме: "Словообразование и словоизменение".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Тип урока: ОНЗ.
Форма урока: урок-исследование.
Тема: «Словообразование и словоизменение. Красная книга Югры».
Основные цели:
- сформировать представление о «словообразовании», «словоизменении», тренировать умение различать эти понятия путём сравнения и сопоставления основ в словах;
- повторить способы образования родственных слов;
- углубить знания о Красной книге;
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Оборудование:
Ход урока:
I. Моделирование проблемной ситуации, от которой начнёт «раскручиваться» сценарий урока.
1.Оформление работы.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
-Сегодня у нас урок русского языка.
-Откройте тетради. Сядьте правильно: спинки – ровно, тетрадки – на уголок.
-Читаем: двадцать первое декабря, классная работа. Запишите.
Слайд 2
-На доске записана русская пословица. Прочитайте её.
Слово слово родит, третье само бежит.
-Как вы понимаете – о чём она? (….)
-Русский язык живой, как жизнь, постоянно появляются новые слова, одни слова рождают другие.
-Спишите, выделите орфограммы. (….)
-Назовите слова с орфограммами. Подберите проверочные слова. (…)
-Сколько слов в этой пословице? (6 слов)
-Как вы думаете, сколько слов в русском языке? (Очень много. Миллионы. Несчётное количество)
-На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика – такое их огромное количество.
-Как же «делаются» слова? Кто их создатель, творец? (Люди)
-Главный мастеровой слова – народ. И вы тоже.
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Будем объяснять появление новых слов, сами творить новые слова)
Слайд 3
-Значит, тема сегодняшнего урока: Словообразование и словоизменение.
-Цели урока: 1. Узнать, что такое словообразование и словоизменение.
2.Учиться различать эти понятия.
II. Актуализация опорных знаний по исследуемой проблеме со всесторонней проверкой знаний по проблеме; формулирование проблемы.
1. Правила работы в группе.
-Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним правила.
- Нет слова «Я», есть слово «Мы».
- В группе должен быть организатор обсуждения.
- Каждый может высказать свою версию решения.
- Один говорит, остальные слушают и пытаются понять.
- Каждая версия обсуждается в группе.
- В группе согласуется общее решение.
- Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
Слайд 4
-Выберите организатора обсуждения. (…)
-Организаторы, представьтесь пожалуйста. (…)
Слайд 5,6
М…л…с…рдие
-Подумайте и скажите какое слово записано на доске? (Милосердие)
-Как вы понимаете это слово? (…)
2. Работа со словарями (Ожегов, Дать, под редакцией Розановой ).
-Как проверить, что мы правильно понимаем значение этого слова? (Посмотреть в словаре)
-Найдите в словаре слово «милосердие», прочтите его значение, выберите выступающего. (…)
-В разных словарях это слово звучит по – разному, но смысл сохраняется.
- Милосердие - это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное. Причём сочувствовать не словами, а делом.
Слайд7
-Как образовано это слово? (Это сложное слово, образовано сложением двух основ, с помощью соединительной гласной «О»)
-Подберите синонимы к слову милосердие. (Доброта, любовь, сострадание, сочувствие, жалость, сердобольность, гуманность, готовность оказать помощь, сопереживание, отзывчивость)
-Вы подобрали верные синонимы, и пусть у каждого из вас в сердце всегда найдётся место милосердию, любви и доброте.
III. Определение исследуемой области данной науки и конкретного объекта а ней.
-У вас на партах лежат таблицы со словами. Эта же таблица у меня на доске.
Слайд 8
доброта
доброты
добротой
доброте
доброта
задобрить
добренький
добродушный
-Рассмотрите слова в первом и во втором столбиках, сравните их и обсудите в группах, что происходит со словами в каждом столбике. Выберите выступающего. (…)
-Выделите основы. (…)
Слайд 9-18
-Что заметили? (В первом столбике у всех слов одинаковая основа. Во втором столбике – основы различны)
Слайд 19-20
-Какое из слов (словообразование или словоизменение) подойдёт к первому столбику, а какое – ко второму? ( Словоизменение – к первой, словообразование – ко второй).
-Сформулируйте вывод. (Если основа слов одинаковая – это словоизменение, если основы – различны – это словообразование)
-Обсудите в группах, как можно изобразить этот вывод при помощи схемы? Нарисуйте свой вариант маркером на бумаге. Выберите выступающего. (…)
Слайд 21
-Почему во втором столбике основы разные? (Есть суффиксы и приставки)
-Выделите их. (…)
Слайд 22-25
-Проверяем. (…)
-При помощи чего образуются новые слова? (При помощи суффикса, приставки, суффикса и приставки, сложением двух основ)
-Как убедиться, что мы правы? (Посмотреть в учебнике)
-Откройте учебник на странице 127, 130 и прочтите правила. (…)
Слайд 26
IV. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
-Новые правила, мы открыли. Потренируемся в словообразовании и словоизменении.
Слайд 27
-У вас на столах –карточки с набором слов. Прочтите . Распределите слова в два столбика: 1 – словоизменение, 2 – словообразование). Запишите. Выделите основы. Выберите выступающего. (…)
1 группа.
рыбу
рыба
рыбак
рыбалка
рыбе
2 группа.
белка
белки
белочка
беличий
белкин
3 группа.
лебедь
лебедя
лебёдушка
лебединая
лебеди
-Почему? Докажи.
Оцените свою работу по шкале успеха.
VI. Работа с текстом.
-У вас на столах лежат части текста. Прочитайте их. Расположите в нужном порядке и приклейте на лист бумаги. (…)
Красная книга.
Редкие животные занесены в Красную книгу. Они нуждаются в охране.
К такой группе животных относится бобр, синий кит, белый медведь, беркут. На грани исчезновения находится синий кит. В российских водах промысел его запрещён. Белый медведь – крупный хищный зверь. Он обитает в Арктике. Сегодня уже нет охоты на него. Бобр – самый крупный грызун Югры. Он строит плотины. Высоко в небе ведёт охоту беркут. Он обладает острым зрением.
Эти животные будут жить на планете под охраной человека.
Слайд 28
-Прочитайте получившийся текст. (…)
-Какова его тема? (Красная книга)
-Что такое красная книга? ( Книга, в которую занесены редкие животные)
-Почему она называется красной? (Красный цвет – это запрещающий цвет: остановись! Стоп! Не губи! Дальше так нельзя! Красный цвет – сигнал опасности и тревоги. Этот сигнал подают нам растения и животные (демонстрация книг). Книгу назвали «красной», чтобы привлечь внимание людей)
-Найдите и выпишите из текста формы одного слова.
-Какая схема подойдёт к этому заданию? (Записываем в столбик)
Слайд 29,30
-Проверяем (…)
Слайд 31-35
- Животные - животных
- Охоты – охоту
- В охране – под охраной
-Докажите, что это словоизменение.
Слайд 36
(Одинаковые основы)
-Оцените себя по шкале успеха.
Слайд 37
-Найдите в тексте выделенное слово. ( в водах)
-Поставьте его в начальную форму. (вода)
Слайд 38
-Образуйте новые слова разными способами. (…)
-Какая схема подойдёт к этому заданию?
Слайд 39
-Проверяем. (…)
-Докажите, что это словообразование.
-Оцените свою работу по шкале успеха.
Выдвижение гипотезы:
-Ребята, о каких животных говорится в тексте? (О бобре, синем ките, белом медведе, беркуте)
Слайд 40,40
-Какие из них являются животными Югры? (Бобр, беркут)
-Есть ли в Югре своя Красная книга? (…) (демонстрация книги).
- Какие животные и растения входят в её состав? (…)
-Где проверить наши предположения? (Посмотреть в Красной книге Югры, сходить в библиотеку, почитать в интернете)
-Предлагаю каждой группе создать свою Красную книгу Югры. (раздать)
- 1группа – Красную книгу зверей Югры.
- 2 группа – Красную книгу птиц Югры.
- 3 группа - Красную книгу растений Югры.
-Перед вами на столе – макет будущей Красной книги. Рассмотрите его.
-Как он называется? (Моя Красная книга)
-Откройте 1 страницу. Почитайте. (…)
-Переверните страницу. Что вы видите? (Они пустые)
-Почему они пустые? (Мы должны сами их заполнить)
VII. Домашнее задание.
-Подобрать сообщения о представителях флоры и фауны, занесённых в Красную книгу Югры.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги.
Слайд 41
-Какова тема урока?
-Какую цель мы ставили на уроке? (Узнать, что такое словообразование и словоизменение. Научиться разграничивать эти понятия)
-Что такое словообразование? (Образование новых слов. Создание однокоренных слов с другим значением. В однокоренных словах основы различны)
-Что такое словоизменение? (Образование разных форм одного и того же слова. Основа одинаковая)
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Дерева успеха».
-Откройте голубой конверт. Возьмите в руки снегиря.
-Проанализируйте ваши успехи в течении урока.
- Если вам всё ясно и понятно, а самостоятельная работа не вызвала никаких затруднений – расположите снегиря на самой высокой ветке;
- Если в процессе самостоятельной работы вы смогли преодолеть свои затруднения – на веточки пониже;
- Если вам было сложно, вы не справились с самостоятельной работой и трудности остались в конце урока – расположите своего снегиря – на нижней ветке.
( Дети приклеивают снегирей. Фон – видеофильм «Красная книга Югры»)
-Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что вы задумаетесь о том, что, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатства Земли.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять
Она, как мы, такая же живая!
Я сорвал цветок,
И он увял.
Я поймал мотылька,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка 3 класс по стандартам ФГОС
Задания повышенной сложности...
сценарий урока русского языка 4 класс
Написание безударных личных окончаний глаголов....
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...
Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"
К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....
сценарий урока русского языка 2 класс
Тема: "Способы образования слов"...
Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"
На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....
Сценарий урока., русский язык, 2 класс. Закрепление пройденного, безударные гласные, проверяемые ударением, парные согласные. Деловая игра " Редакция.
Урок представлен в виде деловой игры " Редакция". Цель нестандартности урока - создать положительную мотивацию к урокам русского языка. Используется групповая форма р...
Комментарии
Словообразование и словоизменение.
По программе А.В.Поляковой.
Урок
3 класс