Конспект занятия кружка "Занимательная грамматика" по теме "Не разлить водой (фразеологизмы)"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме
Фразеология - одна из любимых тем учащихся. В материале представлен конспект первого занятия кружка по теме "Фразеология". В пояснительной записке описывается структура занятий кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_predmetam.doc | 112 КБ |
zanyatie_kruzhka.ppt | 861.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Яшина Наталья Александровна,
МБОУ «Гимназия №127», г. Снежинск
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ТЕМА: “НЕ РАЗЛИТЬ ВОДОЙ” (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ).
Пояснительная записка
Одной из основных проблем в учебном процессе является развитие у младших школьников потребности творить. Творчество – это самореализация и самоорганизация учащихся в разных ситуациях. На каких занятиях младшие школьники безбоязненно могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии, попробовать себя в роли организатора учебной деятельности? Как и где можно создать ситуацию успеха для каждого учащегося? Пытаясь ответить на данные вопросы, пришла к выводу, что занятия кружка по русскому языку «Занимательная грамматика» являются той средой, в условиях которой ребята смогут не только углубить знания по темам, непредусмотренным программой начального обучения (например: «Фразеология», «Стихосложение»), но и применять изученное в разных ситуациях, овладевая разнообразными способами деятельности (мыслительной, исследовательской, поисковой, театральной и т.д.). На занятиях не ставятся отметки, которые, не секрет, часто являются камнем преткновения при выполнении творческих работ.
Решая проблему развития творческих способностей через активизацию познавательной деятельности учащихся, мной поставлена цель – разработать новые эффективные формы и способы деятельности учащихся, учитывая их индивидуальные особенности.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и проведя наблюдения за учащимися в учебном процессе, обратила внимание на следующие особенности младших школьников:
- Во-первых, у детей младшего школьного возраста ярко выражены воображение и
фантазия;
- Во-вторых, им свойственен мифологический способ видения и объяснения мира;
- В-третьих, при выполнении своих творческих работ учащиеся вынуждены преодолевать существенные для них трудности. Устная речь регулируется всеми участниками разговора, а при самостоятельной творческой работе учащиеся не могут опереться на эти стимулы, потому что приходится регулировать процесс развития креативности без опоры на непосредственную реакцию других людей;
- В-четвертых, часто в учебно-познавательном процессе (когда учитель – основной организатор деятельности), учащийся занимает пассивную позицию, что чревато отсутствием инициирующего начала, отказом действовать в нестандартных ситуациях.
Для успешности выполнения творческого задания пришла к выводу о необходимости подготовительного этапа. На данном этапе провела тестирование и, проанализировав результаты, разделила учащихся на группы для осуществления в полной мере дифференцированного подхода. Группы подвижны. На каждом занятии ребята могут попробовать свои силы в разных группах.
Занятия кружка выстроились в структуру:
- Мотивационный этап.
- Этап «Операций».
- Этап введения новых понятий на основе анализа литературного образца.
- Этап творчества.
- Этап рецензирования и обсуждения работ с разных позиций.
Хотелось бы поподробнее показать значимость каждого этапа.
Мотивационный этап (или этап установки на предполагаемую деятельность).
На данном этапе создается ситуация успеха и для учащихся и для учителя, потому что все задания предлагаемые на этапе (например: ребусы, загадки, кроссворды, шарады и т.д.) являются творческим продуктом самих ребят. Выполняя задания, учащиеся показывают сообразительность и, радуясь своим первым успехам, оказываются в атмосфере положительных эмоций.
Все задания направлены на формирование умения быстро вызывать в памяти и отбирать слова и выражения, наиболее точно соответствующие замыслу высказывания, на формирование умения правильно сочетать слова по смыслу. Это развивает скорость и гибкость мышления.
На мотивационном этапе преобладает игровая деятельность. Именно здесь ребята начинают свои удивительные путешествия «В мир Слов» и «В страну Грамматики» или становятся «Юными лингвистами», «Поэтами», «Журналистами», «Редакторами» и т.д.
О значении мотивационного этапа можно сказать словами Шалвы Александровича Амонашвили:
«Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществление этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам».
Этап «Операций».
Переход к этапу «Операций» происходит плавно и незаметно для учащихся. Это этап решения проблемы, выполнения заданий, расположенных по принципу «От простого к сложному».
У учащихся формируется умение осмысленно относиться к явлениям синонимии, антонимии, многозначности лексических средств языка, употреблении их в переносном значении.
На данном этапе предлагаются ребятам задания, при выполнении которых приходится совершать сразу несколько мыслительных операций.
Например, при изучении темы «Фразеологизмы»:
- Подобрать фразеологизм-антоним к данному так, чтобы в новом фразеологизме было слово «Голова».
- Даны две группы фразеологизмов:
Рукой подать Черепашьим шагом
В двух шагах Повернуться негде
Со всех ног Яблоку негде упасть
Быть под боком Как сельдей в бочке
Предлагается решить следующие задачи:
- Найди в каждой подгруппе лишний фразеологизм.
- Объедини по общему признаку другие фразеологизмы (Дай значение фразеологизма).
- С каким явлением встретился, сравнивая фразеологизмы каждой группы.
Работая с такими заданиями, дети учатся:
- Видеть взаимосвязи между явлениями и предметами;
- Системно их упорядочивать (объединять в группы);
- Классифицировать предметы и представления;
- Переупорядочивать взаимосвязи;
- Сравнивать объекты и противопоставлять их друг другу;
- Делать выводы;
- Ставить цель (считаю, что успехом и для учащегося, и для учителя является та ситуация, когда ребенок ставит перед собой цель – придумать свое интересное и оригинальное для всех задание. Здесь развивается потребность творчества).
Этап введения новых понятий на основе анализа литературного образца.
Организаторами учебного процесса на данном этапе являются дети.
Основная деятельность учащихся – театральная. Во время инсценирования литературного образца вводятся новые понятия, значения которых учащиеся дают в процессе поисковой деятельности (при работе со справочной литературой: словарями «Толковым», «Этимологическим», «Фразеологическим» и др.).
Так у учащихся формируются такие умения, как – воспринимать и создавать звучащую речь; распознавать на слух грамматические формы и соотносить их с определенными значениями слов и выражений.
Овладев новыми знаниями и обогатив свой словарный запас, ребята пробуют выражать свои мысли, используя новый материал, и воспринимать чужие мысли не только при монологе, но и при диалогической форме общения, во время которого стоит задача не воссоздать прочитанное, а придумать свой диалог. Но при изучении некоторых тем, например, «Фразеологии», у учащихся такое задание вызывает затруднение, поэтому мной и группой ребят разработаны разные виды диалогов и разнообразные формы работы с ними.
Например:
- Закончи диалог, используя следующие выражения.
- Выбери выражения для своего диалога.
- Диалог «Улыбка» (диалог с лексическими ошибками, которые необходимо увидеть и
исправить).
- Диалог «Помощник» (диалог, в котором надо заменить одни выражения синонимами,
другие – фразеологизмами).
Стимулом познавательной активности являются встречи с людьми-профессионалами: писателями, поэтами, библиотекарями, журналистами.
Все три этапа (мотивационный, «Операций» и введения новых понятий) являются подготовительным периодом перед выполнением самостоятельной творческой работы. Поэтому, весь языковый материал подобран так, чтобы учащиеся могли использовать его в своей работе.
Этап творчества.
Основной принцип у ребят на данном этапе – «Хочу творить для вас и для себя!» На этапе творчества осуществляется в полной мере дифференцированный подход. Разработан дидактический материал для выполнения некоторых видов творческих работ (сочинения с использованием фразеологизмов; сочинение стихотворений).
Творческая работа может быть выполнена индивидуально, в парах, группах в зависимости от цели работы и вида.
Виды творческих работ разнообразны:
- Сочинения по сюжетным картинкам;
- Сочинения – миниатюры;
- Сочинения (повествование, рассуждение, описание);
- Сочинение стихотворений (четверостиший);
- Составление кроссвордов;
- Придумывание своих занимательных заданий (анаграмм, метограмм, ребусов, шарад и
т.д.).
Выполняя работу, учащиеся пользуются справочной литературой («Орфографическим словарем», «Фразеологическим» и др.). Пишут работу карандашом, чтобы при редактировании ребята не боялись исправлять свои ошибки.
На этапе творчества формируется умение выбирать языковые средства; стилистически точно и грамматически правильно выражать свои мысли.
Этап рецензирования и обсуждения работ с разных позиций.
Данный этап для учащихся начальных классов является самым сложным. Еще много проблем, которые предстоит решить в связи с психологическими особенностями данного возраста. Одна из главных задач на данном этапе – формирование умения оценивать чужие высказывания, а затем и свои, редактируя их. Так как все занятие проходит в атмосфере положительных эмоций, поэтому учащиеся с удовольствием читают свои сочинения, спокойно воспринимают пожелания ребят. После редактирование все работы ребят помещаются в сборники, которые используются на занятиях кружка.
Ребятами созданы следующие сборники:
- Сборник «Фразеологизмы в картинках»;
- Сборник «Удивительные сочинения»;
- Сборник кроссвордов «В мире синонимов и антонимов»;
- Сборник шарад «Угадай-ка!»;
- Сборник «Ребусы».
Таким образом, передвигаясь от этапа к этапу во время занятия, у учащихся развивается потребность творить. На занятиях кружка каждый из ребят может реализовать себя в разных видах и формах деятельности, которые предполагают успешность выполнения младшими школьниками творческих заданий.
В работе использую новые педагогические технологии. Например, информационно-коммуникационную технологию:
- созданы презентации к занятиям кружка (кабинет оснащен АРМом учителя);
- самостоятельное выполнение работ учащимися с применением компьютера (работа с цифровыми образовательными ресурсами, такими как, электронные словари-справочники, олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок» и др.; посещение сайта «www.gramota.ru»; подготовка выступлений и статей к внеурочным мероприятиям по русскому языку).
Ребята любят и ждут занятия кружка «Занимательная грамматика».
Предлагаю конспект занятия кружка «Занимательная грамматика» по теме «Не разлить водой» (фразеологизмы). Создана презентация к занятию, которая прилагается на диске.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ТЕМА: “НЕ РАЗЛИТЬ ВОДОЙ” (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ).
Цели:
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Закрепление умения использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
- Развитие творческих способностей, обогащение и развивитие речи.
- Привитие вкуса и любви к родному языку.
Оборудование:
- АРМ учителя (по возможности).
- Карточки для индивидуальной работы.
- Словари (этимологический, орфографический).
- Наглядные пособия, если нет АРМа.
- Картинки-указатели этапов занятия:
Перед началом занятия класс делится на три группы.
Ход занятия:
- Организационный момент. Мотивационный этап.
Посмотрите на доску. Вы видите слова: не, вода, разлить.
Какое выражение можно составить из данных слов?
Правильно – не разлить водой. Как вы понимаете это словосочетание?
Как называются эти выражения в русском языке?
Может ли одно слово быть фразеологизмом?
Значит, про все слова во фразеологизмах тоже можно сказать – не разлить водой.
Сегодня на занятии мы будем и лингвистами, и писателями, и редакторами, и актерами. Побываем мы сегодня в волшебном мире фразеологизмов.
- Этап «Операций».
Нас сегодня ожидает очень интересное и занимательное задание, но чтобы
его выполнить, нам нужно постараться справиться со всеми упражнениями.
- Отгадайте фразеологическую загадку:
Его вешают, приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).
- Итак, следующее задание «Доскажи до конца».
Дружнее этих слов – ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
Мы исходим городок
Буквально вдоль и поперек
И так устали мы в дороге
Что еле волочили ноги.
- А знаете ли вы, как произошел фразеологизм – спустя рукава. ( Ребятам рассказывали о происхождении этого выражения на уроках чтения.)
Ответ: «Зародилось оно в те времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава».
Оказывается, у некоторых фразеологизмов другая история роисхождения. При выполнении следующего задания вам предстоит выяснить, из каких профессий в нашу речь пришли некоторые фразеологизмы.
- Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации:
Каждой из групп предлагается по одному фразеологизму. (Учитель вызывает к доске по одному человеку из группы, и каждый учащийся вытягивает карточку, на которой записан фразеологизм.)
В карточках следующие фразеологизмы:
Закидывать удочку.
Открывать Америку.
Сгущать краски.
Посоветуйтесь с ребятами, угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты и встаньте рядом с той картинкой, какая подходит. Как догадались?
Что означают данные фразеологизмы?
- Прочитайте фразеологизмы в первом столбике, найдите лишний, объясните почему.
Прочитайте фразеологизмы во втором столбике, найдите лишний.
Рукой подать Черепашьим шагом
В двух шагах Повернуться негде
Со всех ног Яблоку негде упасть
Быть под боком Как сельдей в бочке
(Учитель подчеркивает названные фразеологизмы.)
Сравните два фразеологизма. Что можете о них сказать? С каким явлением русского языка встретились? (Антонимия).
Ребята, вы молодцы! Вы справились с самым сложным заданием.
- Этап введения новых понятий на основе анализа литературного образца.
1. Вам ваши ребята приготовили небольшую сценку, послушате внимательно:
Выбегают два мальчика. Один кричит другому:
- Я покажу тебе, где раки зимуют.
Ребята начинают громко кричать. Выходит дежурная:
- Вы что кричите во всю Ивановскую. Зарубите себе на носу – драться
нельзя, нужно пробовать разрешать все разногласия с помощью слов.
2. Девочка, которая играла дежурную, дает учащимся задание, назвать все фразеологические обороты, которые встретились в сценке. После того, как называется фразеологизм, плакат вывешивается на наборное полотно.
где раки зимуют во всю ивановскую зарубить на носу
Скажите, как понимаете данные фразеологизмы?
- Как вы думаете, где можно найти значения фразеологизмов? (Предлагаются несколько вариантов: спросить у родителей, у учителя; догадаться по контексту).
Оказывается, есть специальные словари, в которых можно найти значения фразеологических оборотов.
Сегодня у нас на занятии гость - библиотекарь Ирина Сергеевна. Она пришла к вам, чтобы рассказать о справочной литературе, в которой вы сможете найти значения фразеологизмов.
(Библиотекарь рассказывает и показывает ребятам словари (+ электронные), которые есть в школьной библиотеке, даёт рекомендации, как пользоваться словарями.)
- У вас на партах находятся этимологические словари.
Найдите, пожалуйста, значения фразеологизмов, которые встретились в сценке:
I группа - где раки зимуют;
II группа – во всю ивановскую;
III группа – зарубить на носу.
(Учащиеся находят в словарях значения и историю происхождения фразеологизмов, прочитав, объясняют прочитанное своими словами. Один из группы озвучивает подготовленный ответ для всего класса).
- Устно придумайте предложения, используя данные фразеологические обороты. (Предложенные варианты редактируются с помощью учителя и детей).
- А какие фразеологические обороты вы знаете с такими же значениями:
- запомнить;
- наказать;
- громко.
Предлагаю вам найти их в словарях дома или в библиотеке. На следующем занятии мы с вами узнаем синонимы изученных сегодня фразеологических оборотов.
Физкультурная минутка – танцевальная.
- Этап творчества.
Сегодня мы с вами выполним очень интересное задание, напишем сочинение-миниатюру, используя в нем фразеологизмы, которые встретились на уроке.
Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, по какой теме?
Но сначала послушайте, как один ученик предложил свой вариант ответа:
Мне сказали, что Алёша
На уроке сел в галошу!
Я ответил: «Это ложь!
Нет таких больших галош!»
Правильно ли рассуждал мальчик? Почему?
Когда так говорят - сесть в галошу? Предлагаю вам назвать мальчика Алёша, и тогда сочинение будет называться «Как Алеша сел в галошу». (Учитель открывает плакат с названием сочинения).
Работу вы будете выполнять индивидуально, но у каждого своё задание:
- ребята из первой группы попробуйте написать сочинение, используя фразеологизмы из предложенной карточки:
- второй группе предлагаю написать сочинение, выбрав и используя фразеологизмы из данной карточки:
- ребят из третьей группы прошу попробовать написать сочинение самостоятельно, используя любые известные вам фразеологизмы.
Откройте, пожалуйста, тетради, возьмите простые карандаши. Запишите название сочинения.
При написании сочинения можно пользоваться орфографическим и этимологическим словарями.
(Учащиеся пишут сочинение-миниатюру 10 минут. Учитель оказывает индивидуальную помощь в написании сочинения ребятам из первой группы.)
- Этап рецензирования и обсуждения работ с разных позиций.
1.Кто хотел бы прочитать свое сочинение? Всех остальных прошу внимательно послушать и запомнить фразеологизмы, которые использовал ваш одноклассник.
(Дети из разных групп читают сочинения. Ребята слушают, а потом идет обсуждение, в течение которого учащиеся называют использованные в сочинении фразеологические обороты. После прочтения одноклассники предлагают, как можно было бы использовать в написанных сочинениях другие фразеологические обороты или исправить неправильное применение – таким образом, учащиеся учатся редактировать тексты. Примеры сочинений-миниатюр ребят из разных групп смотрите в приложении.)
- Ребята в пятом классе тоже писали сочинения на эту тему. Я вам прочитаю одно из сочинений, а вы попробуйте сосчитать все фразеологизмы и некоторые запомнить.
«Как Алеша сел в галошу!»
Вчера Алеша бил баклуши и не приготовил домашнее задание. Сегодня его спросили на уроке английского языка. Понурив голову, Алеша пошел к доске. Он готов был провалиться сквозь землю. А Алеше было так стыдно, что в жар бросало. Он прятал взгляд от учительницы. «Надо браться за ум! – решил Алеша. – Не буду больше на уроках ворон ловить. Я должен знать английский язык назубок!».
Итак, сколько фразеологизмов вы запомнили? Какие?
Вы сегодня хорошо работали. Многие ваши сочинения будут напечатаны в нашем сборнике “Удивительных сочинений”; а у каждого из вас появилось ещё одно произведение для вашего индивидуального сборника сочинений.
- Итог.
Ребята, скажите, пожалуйста, что такое фразеологизм?
С какими фразеологизмами вы познакомились сегодня?
Где можно узнать значение фразеологизма?
Что нового вы узнали и чему научились?
Как вы сможете использовать знания, полученные на занятии?
Что вам сегодня понравилось выполнять?
Итак, наше небольшое путешествие в волшебный мир фразеологизмов сегодня подходит к концу. Вы были и лингвистами, и писателями, и редакторами, и актерами.
Считаю, что вы справились с поставленными перед вами задачами очень хорошо. А на следующем занятии вы попробуете себя в роли представителей других профессий.
Спасибо за занятие!
Список используемой литературы:
- Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995. – 336с.
- Волина В.В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 96с.
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов/ Серия «Здравствуй, школа!».- Ростов-на Дону «Феникс», 2004 – 192с.
- Ушаков О.Д. Почему так говорят: Фразеологический словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.- 96с.
Используй фразеологизмы:
бить баклуши
понурив голову
провалиться сквозь землю
в жар бросает
прятать взгляд
браться за ум
ловить ворон
знать на зубок
Выбери и используй необходимые
для рассказа фразеологизмы:
рукой подать
бить баклуши
сломя голову
провалиться сквозь землю
в жар бросает
за тридевять земель
прятать взгляд
браться за ум
ловить ворон
знать на зубок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Не разлить водой» (фразеологические обороты) Цель: Формировать умение использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Этапы занятия. I . Мотивационный этап. II . Этап операций . III . Э тап введения новых понятий на основе анализа литературного образца. IV . Этап творчества . V . Этап рецензирования и обсуждения работ с разных позиций. VI . Итог.
не вода разлить
Не разлить водой … … быть дружными.
Что такое фразеологизм? Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением.
Фразеологическая загадка Его вешают, приходя в уныние; Его задирают, зазнаваясь ; Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. н о с
Договори до конца… Дружнее этих слов – ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь медвежью услугу. Мы исходим городок Буквально вдоль и поперёк И так устали мы в дороге Что еле волочили ноги .
Закидывать удочку Сгущать краски Открывать Америку
Рукой подать В двух шагах Со всех ног Быть под боком Черепашьим шагом Повернуться негде Яблоку негде упасть Как сельдей в бочке Найди лишнее. ? а н т о н и м ы
Где раки зимуют Во всю ивановскую Зарубить на носу
Как Алёша сел в галошу.
Используй фразеологизмы: бить баклуши понурив голову провалиться сквозь землю в жар бросит прятать взгляд браться за ум ловить ворон знать на зубок Выбери и используй необходимые для рассказа фразеологизмы: рукой подать бить баклуши сломя голову понурив голову провалиться сквозь землю в жар бросает за тридевять земель прятать взгляд браться за ум ловить ворон знать на зубок Как Алёша сел в галошу.
. Слушай внимательно. Запомни фразеологизмы .
??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? Что такое фразеологизм? Где можно узнать значение фразеологизма? С какими фразеологизмами вы сегодня познакомились?
М о л о д ц ы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Загадки под водой"
Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление...
Конспект занятия "Мир царицы - Водицы. Охрана воды"
Этот урок можно провести по любому УМК в 3 классе. В ходе урока дети под руководством учителя составляют интеллект - карту (графический конспект), проводят простейший опыт с водой....
Занимательная грамматика "Не разлить водой" (фразеологизмы)
Закрепление умения использовать фразеологизмы в устной и письменной речи....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» ТЕМА: “НЕ РАЗЛИТЬ ВОДОЙ” (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ).
Цели:1. Развитие познавательной активности учащихся.2. Закрепление умения использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.3....
Конспект занятия "Опыт с неживой природой - водой"
конспект занятия для обобщения и расширения знаний о воде. Развивает мышление, познавательную деятельность. Вызывает интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания....
конспект занятия в группе продленного дня "Вода-наш друг"
Данный конспект может быть применен учителями начальных классов и воспитателями группы продленного дня при проведении внеурочных занятий, посвященных теме по формированию представления о правилах личн...
Конспект занятия Способы добычи воды. Практикум «Фильтрация воды»
Практикум «Фильтрация воды» — это занятие для обучающихся, которое помогает развить экологическое образование воспитанников. Цель занятия: Формирование представлений о...