Конспект занятия "Загадки под водой"
план-конспект урока по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме
Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление знаний о подводном мире, расширение экологического представления, воспитание коммуникативных навыков, умений обсуждаь проблемы в коллективе . Уделяется большое внимание профориентационной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Zagadki_pod_vodoy.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Центр образования № 1601
Северного административного округа
г. Москвы
Конспект
открытого занятия
объединения дополнительного образования
«Земля и небо» по теме:
«Загадки под водой»
Педагог дополнительного образования
Макарова Лариса Юрьевна
Тема: "Загадки под водой"
Место проведения: кабинет №307
Участники: члены объединения «Земля и небо» 2 «б» и 2 «г» классов.
Приглашены ученики, не посещающие объединение, родители.
Цели:
- Углублять знания учащихся о подводном мире, о его загадочных обитателях.
- Расширять экологические представления.
- Развивать основы экологической ответственности.
- Расширять представление о профессиях.
- Способствовать воспитанию коммуникативных навыков, умения слушать и вступать в диалог, договариваться, находить общее решение практической задачи, участвовать в коллективном обсуждении проблем, сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
- Компьютер, экран, проектор.
- Презентация «Загадки под водой».
- Фонограммы песен.
- Карточки с названиями групп «ихтиологи», «водолазы», «экологи», «океанологи».
- Карточки с заданиями.
- Выставка проектных работ, рефератов.
- Карта полушарий.
Ход урока.
Звучит песня «Синяя вода» в исполнении Ю.Антонова.
Члены объединения «Земля и небо» 2 «б» и 2 «г» классов занимают свои места.
I. Педагог: Дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие, а куда – узнаете, разгадав загадку.
Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает? (море) Слайд №1
Мы побываем не только на морском дне, но и на дне океанов, познакомимся с интереснейшими обитателями подводного царства. О них нам расскажут наши ребята.
1-ый ученик: Обычно говорят, что море синее. В общем, это, конечно, правильно, но морская вода в разных частях Мирового океана имеет много оттенков. В полярных и умеренных морях из-за обилия одноклеточных водорослей она становится зеленоватой, а в период «цветения» даже темно-зеленой.
2 – ой ученик: Вблизи материков, в опресненных участках вследствие речного стока вода мутнеет, приобретает буроватый оттенок. Даже по названию отдельных морей можно судить о цвете их воды: Белое, Желтое, Красное, Черное моря получили свои имена далеко не случайно (показ на карте).
Представление групп:
а)Ихтиологи (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога)Слайд №2
Ихтиолог изучает существа, живущие в море, изучает и описывает строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и круглоротых. Для этого он должен ловить рыб и изучать их мертвыми. Или же он должен спускаться глубоко под воду и наблюдать их жизнь. Широко проводят подводные наблюдения с помощью разных аппаратов (акваланги, батискафы, батипланы, средства подводного телевидения).
Океанологи(заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога) Слайд №3
б) Океанолог - человек, который изучает, что происходит в глубинах морских. Океаноло́гия изучает взаимодействие океана и атмосферы и его изменчивость, химический обмен океана с материками, атмосферой и дном, её экологические взаимодействия. Океанологию можно подразделить на следующие семь частей:
Морская биология изучает растения и животных океанов и их экологические взаимодействия.
Химическая океанология изучает химию океана.
Морская геология изучает геологию океанического дна.
Физическая океанология изучает физические свойства морской воды, процессы в океане (течения, волны, приливы), а также структуру вод в океане (водные массы).
Техническая океанология изучает приборы, используемые в океанологии; их применение в научных экспедициях и их ремонт. Промысловая океанология изучает влияние среды обитания на воспроизводство, распределение и поведение скоплений промысловых объектов с целью рациональной эксплуатации биологических ресурсов Мирового океана.
в) Водолазы (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии ихтиолога) Слайд №4
Водолаз — специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении и допущенный к производству водолазных спусков в установленном порядке. Профессия водолаза относится к числу профессий с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Когда нужно сделать какую-нибудь работу под водой, например, построить опору для моста, осмотреть и подготовить к подъему затонувшее судно, заделать пробоину в днище корабля, на помощь приходят водолазы. Как же они могут длительное время работать под водой, часто на больших глубинах? Ведь там нет воздуха для дыхания, да к тому же давление намного выше обычного атмосферного, и чем глубже, тем оно больше, так как создается столбом воды.
Помогают водолазам выполнять подводные работы специальные костюмы из водонепроницаемой ткани. Главная часть такого костюма - шлем. В шлеме имеются три круглых окошечка-иллюминатора с толстыми прозрачными стеклами. Со шлемом соединяется длинная резиновая трубка-шланг, по которому к водолазу поступает воздух. На ноги надеваются специальные водолазные калоши, носки которых обиты медью, а подошвы свинцовые, чтобы легче было перемещаться по дну. Ведь без этих добавочных грузов разница между весом водолаза и выталкивающей силой, действующей на него, будет очень маленькой, и положение водолаза на дне будет очень неустойчивым.
Водолазный костюм — снаряжение для безопасного погружения под вод
Батискаф - глубоководный автономный (самоходный) аппарат для океанографических исследований. Батискаф состоит из лёгкого корпуса — поплавка, заполненного более лёгким, чем вода, наполнителем (бензином), и стального шара — гондолы. В поплавке находятся цистерны с балластом и аккумуляторные батареи. В гондоле размещаются экипаж батискафа, аппаратура управления, система регенерации воздуха, радиостанция для связи в надводном положении, ультразвуковой телефон, телевизионная камера и научно-исследовательские приборы. Снаружи устанавливаются электродвигатели с гребными винтами и светильники.
Современные батискафы оборудованы устройствами для взятия проб грунта, фотоаппаратурой и дистанционно управляемыми манипуляторами для ведения подводных работ.
Батискаф пока остаётся единственным средством исследования человеком предельных глубин океана.
г) Экологи (заранее подготовленные ученики рассказывают о профессии эколога) Слайд №5
Экологи — это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.
II. Работа в группах.
Детям предлагается ознакомить присутствующих с представителями подводного мира.
Защита подготовленных проектов.
Ихтиологи рассказывают о различных видах рыб: (Слайд №6)
Морской конёк относится к рыбам, но немногим напоминает её. Голова у него, как у пони. Вместо чешуи его тело покрыто твёрдыми пластинками и колючими шипами. Хвост похож на змеиный. Морской конёк ведёт себя не так, как другие рыбы. Обычно он обвивает свой хвост вокруг какой-нибудь водоросли, чтобы его не унесло течением. Когда он плывёт, то передвигается с помощью единственного плавника, расположенного на спине и перемещается по воде в вертикальном положении. Рот морского конька имеет форму трубки, через которую он засасывает пищу. В отличии от других рыб у него имеется отчётливо выраженная шея и подвижная, похожая на конскую голова, расположенная под углом к телу
Рыба – зебра (Слайд №7).
Акулы (Слайд №8).
Акула-нянька (Слайд №9).
III. Игра со зрителями.
Зрителям предлагаются загадки о подводных обитателях. Сопровождается показом слайдов с изображением животных (Слайд №10-13)
1. Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
( Краб).
2. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - … (осьминог).
3. Через море – океан
Плывет чудо – великан,
А ус во рту прячет. (кит).
4. Кто же в море
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море… (черепахи).
5. Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
IV. Слово просят экологи.
1 эколог: К сожалению, подводные обитатели тоже нуждаются в защите. Нефтяные пятна от судов растекаются по поверхности морей. Они не пропускают в воду кислород, и подводные жители задыхаются. Эти тёмные пятна не пропускают и солнечные лучи, которые необходимы живым существам.
2 эколог: В моря и океаны попадают сточные, канализационные воды, радиационные отходы, которые оседают на дно.
Множество животных гибнет в мировом океане вследствие необдуманных поступков человека, которые опасны для природы и самого человека.
V. Подведение итогов.
Педагог: А в заключение нашей встречи мне хотелось бы предложить всем участникам ответить на вопросы викторины:
– Как называются приборы, позволяющие человеку изучать подводный мир?
– Какие морские животные похожи на цветы?
– Сколько конечностей у морской звезды?
- Снаряжение для безопасного погружения под воду.
- Какую работу выполняют океанологи?
Хотелось бы обратить ваше внимание на выставку работ учащихся из природного морского материала. Все участники поделились своими соображениями по поводу защиты мирового океана и его обитателей. У вас есть бумага, карандаши, фломастеры. Изобразите свои мысли в виде плаката, призывающего человечество к разуму. Организуется выставка плакатов.
Занятие заканчивается исполнением песни «Вместе весело шагать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Круговорт воды в природе"
Цели: 1) Сформировать у детей представление о переходе воды и одного состояния в другое и о круговороте воды в природе, как важнейшем явлении; 2) Развивать логическое мышление, наблюдательность, вообр...
Конспект урока. Круговорот воды в природе
В данном уроке соблюдены требования к современному уроку...
Конспект урока "Берегите воду"
Конспект урока "Берегите воду"...
Конспект урока- исследования "Вода.Свойства воды.Охрана вод"
Конспект урока - исследования по ФГОС нового поколения "Вода.Свойства воды. Охрана вод" по окружающему миру 3 класс по программе А.А.Плешакова содержит практическую работу по изучению свойств во...
Конспект урока " На воде и в лесу"
В конспекте описаны дейятельность учителя и деятельность учащихся на уроке. Показана работа учеников в паре, в группе. На уроке формируются представления об опасностях, которые могут быть в лесу и на ...
Конспект открытого урока "Вода"
поурочное планирование для урока...