Занимательная грамматика "Не разлить водой" (фразеологизмы)
план-конспект занятия на тему

Ирина Леонидовна Дубина

Закрепление умения использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_frazeologizmy.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ФАКУЛЬТАТИВА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

ТЕМА: “НЕ РАЗЛИТЬ ВОДОЙ” (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ).

Цели:

  1. Развитие познавательной активности учащихся.
  2. Закрепление умения использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
  3. Развитие творческих способностей, обогащение и развитие речи.
  4. Привитие вкуса и любви к родному языку.

Перед началом занятия класс делится на три группы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Мотивационный этап.

-Посмотрите на доску. Вы видите слова: не, вода, разлить.

-Какое выражение можно составить из данных слов?

-Правильно – не разлить водой. Как вы понимаете это словосочетание?

10

-Как называются эти выражения в русском языке?

-Может ли одно слово быть фразеологизмом?

-Значит, про все слова во фразеологизмах тоже можно сказать – не разлить водой.

  -Сформулируйте цель занятия.

-Для чего мы будем изучать эту тему?

-Сегодня на занятии мы будем и лингвистами, и писателями, и редакторами, и актерами. Побываем мы сегодня в волшебном мире фразеологизмов.

  1. Этап «Операций».

     - Нас сегодня ожидает очень интересное и занимательное задание, но чтобы

      его выполнить, нам нужно постараться справиться со всеми упражнениями.

  1. Отгадайте фразеологическую загадку:

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).

  1. Итак, следующее задание «Доскажи до конца».

                              Дружнее этих слов – ребят

                              На свете не найдешь.

                              О них обычно говорят:

                              Водой не разольёшь.

                             Товарищ твой просит украдкой

                             Ответы списать из тетрадки.

                             Не надо! Ведь этим ты другу

                             Окажешь медвежью услугу.

(Неумелая, неловка услуга, приносящая вместо помощи вред)

                             Мы исходим городок

                             Буквально вдоль и поперек

                             И так устали мы в дороге

                             Что еле волочили ноги.

  1. -А знаете ли вы, как произошел фразеологизм – спустя рукава. ( Ребятам рассказывали о происхождении этого выражения на уроках чтения.)

Ответ: «Зародилось оно в те времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава».

Оказывается, у некоторых фразеологизмов другая история происхождения. При выполнении следующего задания вам предстоит выяснить, из каких профессий в нашу речь пришли некоторые фразеологизмы.

  1. -Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации:

986

         

Каждой из групп предлагается по одному фразеологизму. (Учитель вызывает к доске по одному человеку из группы, и каждый учащийся вытягивает карточку, на которой записан фразеологизм.)

                      В карточках следующие фразеологизмы:

                   Закидывать удочку.(Осторожно разузнавать,намекать на что-либо)

                           Открывать Америку.(Говорить о том, что и так давно известно)

                           Сгущать краски.

        - Посоветуйтесь с ребятами, угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты и встаньте рядом с той картинкой, какая подходит. Как догадались?

 -Что означают данные фразеологизмы?

-Как вы думаете, где можно найти значения фразеологизмов? (Предлагаются несколько вариантов: спросить у родителей, у учителя; догадаться по контексту).

Оказывается, есть специальные словари, в которых можно найти значения фразеологических оборотов.

-У вас на партах находятся этимологические словари.

Найдите, пожалуйста, значения этих фразеологизмов.

(Учащиеся находят в словарях значения и историю происхождения  фразеологизмов, прочитав, объясняют прочитанное своими словами. Один из группы озвучивает подготовленный ответ для всего класса).

-Устно придумайте предложения, используя данные фразеологические обороты. (Предложенные варианты редактируются с помощью учителя и детей).

  1. Прочитайте фразеологизмы в первом столбике, найдите лишний, объясните почему.

Прочитайте фразеологизмы во втором столбике, найдите лишний.

          Рукой подать                        Черепашьим шагом

В двух шагах                        Повернуться негде

Со всех ног                            Яблоку негде упасть

Быть под боком                 Как сельдей в бочке

(Учитель подчеркивает названные фразеологизмы.)

       Сравните два фразеологизма. Что можете о них сказать? С каким явлением русского языка встретились? (Антонимия).

       Ребята, вы молодцы! Вы справились с самым сложным заданием.

  1. Этап введения новых понятий на основе анализа литературного образца.

    1. Вам ваши ребята приготовили небольшую сценку, послушате внимательно:

               Выбегают два мальчика. Один кричит другому:

      - Я покажу тебе, где раки зимуют.

              Ребята начинают громко кричать. Выходит дежурная:

                      - Вы что кричите во всю Ивановскую. Зарубите себе на носу – драться

                      нельзя, нужно пробовать разрешать все разногласия с помощью слов.

2. Девочка, которая играла дежурную, дает учащимся задание, назвать все фразеологические обороты, которые встретились в сценке. После того, как называется фразеологизм, плакат вывешивается на наборное полотно.

       где раки зимуют            во всю ивановскую           зарубить на носу

     Скажите, как понимаете данные фразеологизмы?

А какие фразеологические обороты вы знаете с такими же значениями:

  • запомнить;
  • наказать;
  • громко.

-Предлагаю вам найти их в словарях дома или в библиотеке. На следующем занятии мы с вами узнаем синонимы изученных сегодня фразеологических оборотов.

  1. Этап творчества. Домашнее задание.

-Сегодня мы с вами выполним очень интересное задание, напишем сочинение-миниатюру, используя в нем фразеологизмы, которые встретились на уроке.

         

Посмотрите на картинку и попробуйте догадаться, по какой теме?

Но сначала послушайте, как один ученик предложил свой вариант ответа:

                галошааа

                        Мне сказали, что Алёша

                На уроке сел в галошу!

                Я ответил: «Это ложь!

                Нет таких больших галош!»

   

Правильно ли рассуждал мальчик? Почему?

 Когда так говорят - сесть в галошу? (Оказаться в неловком, глупом положении,потерпеть неудачу) Предлагаю вам назвать мальчика Алёша, и тогда сочинение будет называться «Как Алеша сел в галошу». (Учитель открывает плакат с названием сочинения).

Работу вы будете выполнять индивидуально,

 попробуете написать сочинение, используя фразеологизмы из предложенной карточки:

При написании сочинения можно пользоваться орфографическим и этимологическим словарями.

Ребята в пятом классе тоже писали сочинения на эту тему. Я вам прочитаю одно из сочинений, а вы попробуйте сосчитать все фразеологизмы и некоторые запомнить.

«Как Алеша сел в галошу

Вчера Алеша бил баклуши и не приготовил домашнее задание. Сегодня его спросили на уроке английского языка. Понурив голову, Алеша пошел к доске. Он готов был провалиться сквозь землю. А Алеше было так стыдно, что в жар бросало. Он прятал взгляд от учительницы. «Надо браться за ум! – решил Алеша. – Не буду больше на уроках ворон ловить. Я должен знать английский язык назубок!».

 Итак, сколько фразеологизмов вы запомнили? Какие?

Вы сегодня хорошо работали. Ваши сочинения будут напечатаны в нашем сборнике «Удивительных сочинений».

Итог.

На какие вопросы вы получили ответы сегодня на занятии?

-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое фразеологизм?

-С какими фразеологизмами вы познакомились сегодня?

-Где можно узнать значение фразеологизма?

-Что нового вы узнали и чему научились?

-Как вы сможете использовать знания, полученные на занятии?

-Что вам сегодня понравилось выполнять?

  Итак, наше небольшое путешествие в волшебный мир фразеологизмов сегодня подходит к концу. Вы были и лингвистами, и писателями, и редакторами, и актерами.

Считаю, что вы справились с поставленными перед вами задачами очень хорошо. Спасибо за работу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал для изучения таблицы умножения

Этот материал поможет разнообразить изучение таблицы умножения.Причём изготавливали эти игры сами дети на уроках труда....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Конспект занятия кружка "Занимательная грамматика" по теме "Не разлить водой (фразеологизмы)"

Фразеология - одна из любимых тем учащихся. В материале представлен конспект первого занятия кружка по теме "Фразеология". В пояснительной записке описывается структура занятий кружка....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» ТЕМА: “НЕ РАЗЛИТЬ ВОДОЙ” (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ).

Цели:1.      Развитие познавательной активности учащихся.2.      Закрепление умения использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.3....

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4 2022г, олимпиады и занимательный материал

Внеурочная деятельность «Занимательная математика»: программа 1-4  2022г, олимпиады и занимательный материал...