Конспект занятия "Мир царицы - Водицы. Охрана воды"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Самойлова Елена Анатольевна 104

Этот урок можно провести по любому УМК в 3 классе. В ходе урока дети под руководством учителя составляют интеллект - карту (графический конспект), проводят простейший опыт с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по Окружающему миру, проведённому в 3 классе.

Охрана воды.

Учитель начальных классов Самойлова Елена Анатольевна

ГБОУ школа №104 имени М. С. Харченко

Выборгского района Санкт - Петербурга

Цель:

1. Выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.

2. Определить значение воды в жизни  в жизни человека;

Задачи:

1. Формирование универсальных учебных действий : обучение созданию графического конспекта (интеллект карты);

2.Формирование учебно-информационных умений (находить необходимую информацию, выделять главное, существенное);

3.Развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться,  взаимодействовать друг с другом);

4.Воспитание бережного отношения к природе.

5.Наблюдать и проводить простейшие опыты под руководством учителя и самостоятельно; обобщать, делать выводы.

Оборудование:

 презентация, мультимедийный комплекс, пипетка – 2 шт., нефть (дизельное топливо, бензин, керосин), «Фери» - средство для мытья посуды, чашечка Пери с водой. Оборудование для проведения опыта стоит на столе у каждой группы учащихся.

 


Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель:

-Сегодня я хочу объявить об открытии научной конференции на тему: «Боремся с экологическими катастрофами в водоёмах». У нас сформированы группы учёных, которые будут обсуждать проблемы. Условия: группы должны выслушивать друг друга.  Итак, повторим правила работы в группе:

- работать всем вместе, сообща;

- говорить тихо;

- слушать, когда кто-то говорит;

- знать свое задание;

- закончить работу по команде.

- Как вы думаете, какие вопросы мы должны обсудить? Учитель выслушивает предложения детей, вносит свои дополнения, корректирует формулировки. План фиксируется на экране.

1.Использование воды.

2.Загрязнение воды.

3.Очистка воды.

4.Что такое экологическая катастрофа?

5.Эксперимент.

6Способы очистки воды.

7.Выводы.

2.Основная часть. (теоретическая)

Учитель:

-Сегодня мы будем использовать методику создания графического конспекта или интеллект - карты. На листе бумаги синим фломастером нарисуйте в центре овал и напишите в нём слово «вода».    Обсуждаем первый вопрос. Где человек использует воду? Свои предположения вы фиксируете в овалах жёлтого цвета.

Учащиеся по группам обсуждают вопрос, от группы выступает один человек.

                                                                                                                                                                                                                                 

- Посмотрите на лист синей бумаги, попытайтесь представить себе берег реки или моря, тихий родник с холодной водой или заснеженную вершину высокой горы.
Переведите взгляд на красный  лист бумаги, что вы видите?  С чем ассоциируется у вас красный цвет?
- Можем ли мы совместить понятие вода и опасность, угроза? Почему?

-Обсуждаем вопрос №2.Как загрязняются водоёмы. (возьмите фломастер красного цвета)

-Обсуждаем третий вопрос. Как можно очистить воду? (возьмите фломастер зелёного цвета)

-Какой вопрос вызвал затруднение?

-Почему?

- Не знаем, как очистить водоём от загрязнения топливом и нефтью.

-Это проблема, над которой мы будем сегодня работать.

-Что такое экология?

-Наука о взаимодействии живых существ  с окружающей средой.

-А как вы думаете, что такое экологическая катастрофа?

-Экологическая катастрофа — необратимое изменение природы, связанное с массовой гибелью живых организмов.

3.Минутка релаксации.

4.Практическая работа. Проведение опыта.

-А сейчас мы посмотрим, что происходит, когда в воду попадают отходы топлива.

-Возьмите пипетку и капните каплю нефти в мисочку с водой. Что произошло?

-Как вы думаете, чем вредна нефтяная плёнка для живого?

-Химическое отравление, отсутствие доступа кислорода, гибель животных, растений, загрязнение береговой линии.

-Докажите, что разлив топлива или нефти – это экологическая катастрофа.

-Посмотрите, что произойдёт с пятном, если мы капнем на него «Фери» - растворитель.

-Что произошло? (пятно разрушилось)

Если происходит экологическая катастрофа, и в воду попадает много нефти или нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо), то эта беда вынуждает людей принимать более меры для очистки воды. А какие вы узнаете прочитав текст. (У каждого ученика)

5. Самостоятельная работа с текстом.

Существует разные способы очистки нефтяной плёнки с поверхности воды.

        Механический – плёнку собирают плавучие платформы, снимая плёнку специальным приспособлением. Это происходит достаточно медленно.

        Биологический – в воду выпускают специальные бактерии, которые питаются нефтью.(Подумай, что будет с бактериальными, когда они съедят всю нефть? Не нарушит ли их появление биологическое равновесие)

        Химический – нефтяную плёнку разрушают с помощью химических веществ. (Подумай, не вредно ли это для обитателей водоёма?)

-С какими способами очистки вы познакомились?  По мере перечисления детьми на экране меняются слайды.

-Запишите их в три колонки в таблицу.

+

-

+

-

+

-

-Подумайте и обсудите в группах, + и – разных способов очистки воды.

-Скажите, какой же способ самый лучший?

6. Подведение итогов.

-Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока?

-Разлив нефти и её продуктов грозит экологической катастрофой. Лучший способ сбора нефтяной плёнки – механический, он хоть и медленный, но зато самый безопасный. Но лучше было бы не загрязнять водоём нефтью и её продуктами.

7.Домашнее задание.

На выбор учащихся:

1.Нарисуйте плакат на тему охрана воды.

2.Подумайте, какие ещё бывают экологические катастрофы и как человеку с ними справится. Составьте короткое сообщение.

3. Попробуйте по памяти восстановить дома наш графический конспект и составьте устный рассказ на тему «Охрана воды»


Существует разные способы очистки нефтяной плёнки с поверхности воды.

        Механический – плёнку собирают плавучие платформы, снимая плёнку специальным приспособлением. Это происходит достаточно медленно.

        Биологический – в воду выпускают специальные бактерии, которые питаются нефтью.(Подумай, что будет с бактериальными, когда они съедят всю нефть? Не нарушит ли их появление биологическое равновесие)

        Химический – нефтяную плёнку разрушают с помощью химических веществ. (Подумай, не вредно ли это для обитателей водоёма?)

+

-

+

-

+

-

Существует разные способы очистки нефтяной плёнки с поверхности воды.

        Механический – плёнку собирают плавучие платформы, снимая плёнку специальным приспособлением. Это происходит достаточно медленно.

        Биологический – в воду выпускают специальные бактерии, которые питаются нефтью.(Подумай, что будет с бактериальными, когда они съедят всю нефть? Не нарушит ли их появление биологическое равновесие)

        Химический – нефтяную плёнку разрушают с помощью химических веществ. (Подумай, не вредно ли это для обитателей водоёма?)

+

-

+

-

+

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царица - водица

учебный материал с применением местного диалекта...

Конспект урока "Царица - водица" (окружающий мир, программа "Гармония" 2 класс

Подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе поисковой деятельности...

Внеурочное занятие в 4 «Б» классе по курсу « Земля – наш общий дом». Устный журнал « Царица-Водица».

Цель занятия - формирование экологически ориентированного поведения; воспитание любви к природе, к своей малой Родине; развитие наблюдательности, творческих способностей детей. Задачи: ...

Конспект занятия "Опыт с неживой природой - водой"

конспект занятия для обобщения и расширения знаний о воде. Развивает мышление, познавательную деятельность. Вызывает интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания....

Конспект урока окружающего мира "Царица - водица" во 2 классе

Конспект урока окружающего мира "Царица - водица" во 2 классе...

конспект занятия в группе продленного дня "Вода-наш друг"

Данный конспект может быть применен учителями начальных классов и воспитателями группы продленного дня при проведении внеурочных занятий, посвященных теме по формированию представления о правилах личн...

Конспект занятия "Вода - водица"

Раскрытие взаимосвязи живой и неживой природы показать значение воды в жизни людей, животных и растений; формировать убеждение в необходимости охраны окружающей среды;      воспиты...