Конспект занятия Способы добычи воды. Практикум «Фильтрация воды»
план-конспект занятия (4 класс)

Практикум «Фильтрация воды» — это занятие для обучающихся, которое помогает развить экологическое образование воспитанников. 

Цель занятияФормирование представлений о способах добычи воды в условиях вынужденного автономного существования, навыков фильтрации воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_dobychi_vody_praktikum_filtratsiya_vody.docx92.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Способы добычи воды, Практикум «Фильтрация воды»

Цель: Формирование представлений о способах добычи воды в условиях вынужденного автономного существования, навыков фильтрации воды

Задачи: 

Образовательная:  познакомить со способами добычи воды,  научить использовать подручные средства для очистки и обеззараживания воды в автономных условиях существования;

Развивающая: развивать сообразительность, внимательность;

Воспитательная: воспитывать самообладание, ответственность за жизнь, взаимовыручку.

Тип занятия: комбинированное

Материалы, оборудование, инструменты к занятию: ткань, три палки
равной длины, активированный уголь, песок, трава

Ход занятия:

I.Организационный момент

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Мне хочется вам пожелать, чтобы  это радостное настроение и творческое настроение не покидало вас в течение всего занятия.

Каждое занятие  – это частичка вашей жизни, а в жизни важно, чтобы рядом был друг, близкий человек, способный понять и подарить своё тепло. Возьмитесь за руки, соедините ладони, почувствуйте тепло своих рук, своих сердец. Улыбнитесь друг другу. Наша туристская семья сегодня вновь в сборе.  

II. Целеполагание

Для того, чтобы узнать тему нашего занятия необходимо выполнить задание.

Инструкция: каждой букве найти  свой дом с помощью стрелочек

 

III. Изучение нового материала (20-25 мин)

Беседа

Чтобы добыть воду в лесу, нужно искать ручьи, ключи (идти по наклонной, прислушиваться или наблюдать за птицами, насекомыми) или использовать подручные средства (лопатку, нож, целлофан, камни). Найденную воду нужно обязательно прокипятить или продезинфици

Без воды заблудившийся турист не выживет, даже если у него есть пища, огонь и крыша над головой. Поэтому если ваши запасы воды подходят к концу, их надо срочно пополнять. Как это сделать?

Демонстрация презентации

Способ 1 — найти естественный источник воды (слайд 1). Проще всего обнаружить воду в лиственном лесу с мягкой почвой и богатой растительностью. Но и в сухом хвойном лесу можно выйти к воде — правда, на это может уйти несколько часов.

Как распознать источники воды?

  • Прислушайтесь. Если речка или ручей текут недалеко, вы услышите плеск воды.
  • Если вы не слышите воду, постарайтесь идти по наклонной, вниз, так как именно в этом направлении текут все источники. Внимательно приглядывайтесь к земле, если недавно в лесу прошел дождь, то на ней останутся следы от дождевых вод, они стекают в ручьи.
  • Понаблюдайте за птицами или насекомыми, обычно их много как раз возле воды.
  • Если по пути вам встретились холмы, склоны, внимательно осмотрите почву у их подножия. В таких местах часто скапливается вода или протекают ручьи.

Способ 2 добычи воды при помощи конденсата: при помощи веток деревьев (слайд 2-3)

Конденсат образуется из влаги, находящейся в воздухе в парообразном состоянии, при определенных условиях (температуре и влажности). Температура, при которой происходит конденсация, называют «температурой точки росы». Чем выше влажность воздуха, тем при меньшей разнице температур будет образовываться конденсат.

По законам природы влагу выделяет не только трава, но и ряд растений и лиственных деревьев. Такой способ будет доступен, отправляясь в поход, захватить специально для этого несколько пищевых полиэтиленовых пакетиков среднего размера. Прежде всего, нужно выбрать дерево с крупными, целыми листьями и не засохшими ветвями. На конец одной из веток надеть пакет и перевязать отверстие резинкой.

На донышке пакета оставить свободное пространство, в которое при теплой и солнечной погоде и будет скапливаться конденсат, пригодный для использования в качестве питья. Важный момент: нужно следить за тем, чтобы листья дерева не касались стенок самого пакета, иначе они впитают всю набранную жидкость, и содержимое пакета так и останется пустым.

Способ 3 – Роса (слайд 4)

Сбор росы также можно назвать одним из самых простых способов раздобыть питьевую воду, но только в случае, если на местности есть трава. Для сбора росы нужно следовать нескольким обязательным правилам:

  1. Собирать росу целесообразнее ранним утром до восхода солнца, пока она не успела высохнуть.
  2. Нельзя производить сбор росы с ядовитых или подозрительных внешне растений, так как они могут выделять токсичные вещества, опасные для здоровья и даже жизни.
  3. Для того, чтобы образовалась роса, нужна относительно хорошая погода без густых затяжных облаков, в противном случае придется ждать ее улучшения или, наоборот, дождя.
  4. Процесс сбора конденсата с травы прост: необходимо взять любую ткань, что есть в наличии (подойдет даже хлопчатобумажная футболка), и провести ею по мокрой траве, чтобы она впитала в себя влагу. Затем полученную жидкость можно выжать из тряпки в емкость.

Этапы очистки воды

Отстаивание (слайд 6)

Первый этап очистки воды – отстаивание. Даже в кажущемся чистым водоеме найдутся вредные микроорганизмы, возможно наличие химических примесей и опасных вирусов. Отстаивание не спасет от заражения, но облегчит дальнейший процесс подготовки воды к употреблению. 

Для чего нужно отстаивание:

  • мусор и взвесь осядут на дно емкости для воды; важно аккуратно собрать воду для последующей очистки, не подняв осадок;
  • меньше нагрузка и загрязнение походных фильтров, увеличение продолжительности их эксплуатации.

Существенный минус этапа – его продолжительность, для качественного результата нужно около 12 часов.

Фильтрация (слайд 7)

Уменьшить концентрацию механических примесей поможет готовый или самодельный фильтр. Традиционно вода пропускается через несколько уровней фильтрации для более качественной очистки перед последующим обеззараживанием. Собранный в полевых условиях фильтр уберет взвесь и некоторые вредные вещества, но даже его помощи не хватит в борьбе с вирусами и другими патогенными микроорганизмами. 

В самодельном фильтре для очистки воды на емкость закрепляется ткань (платок, баф, футболка, рубашка). Затем засыпается песок, желательно предварительно прокаленный. Дополнительно в емкость фильтра добавляют древесный уголь (после угля от хвойных пород вкус воды может измениться, чаще берут лиственные) или раздробленные таблетки активированного угля. Угольные фильтры также используются самостоятельно, они адсорбируют вредные вещества.

Обеззараживание (слайд 8)

Наилучшую защиту от микробов и паразитов, а в некоторых случаях даже от вирусов, обеспечивает обеззараживание воды кипячением, химическим способом или применением ультрафиолетовых лучей.

Кипячение воды – эффективный, давно и наиболее часто применяемый способ очистки воды в походе, несмотря на увеличенный расход топлива. Ведь все на маршруте готовят еду и чай на костре или походных горелках. Кипячение избавляет загрязненную воду от большинства бактерий, при этом процесс кипения должен длиться не менее пяти минут. Стоит помнить, что с увеличением высоты над уровнем моря температура кипения снижается, в связи с чем термический процесс очистки воды должен длиться дольше. Чтобы в горах результат обеззараживания не снижался, в кипящую воду добавляют 200-300 грамм трав на ведро (ромашка, календула, зверобой) или кору деревьев 150 грамм (береза, дуб).

Альтернатива кипячению – химическое обеззараживание, происходит за счет реакций с химическими элементами. Способ заключается в добавлении в воду таблеток, порошка или кристаллов:

  • Поваренной соли (хлорид натрия). Две чайные ложки (ч. л.) на литр воды, дать отстояться. Произойдет легкая степень хлорирования. 
  • Хлорной извести. Для приготовления раствора на литр воды понадобится половина ч. л. извести. Далее от 1 до 6 ч.л. приготовленного раствора добавляем в воду, которую нужно очистить (сам раствор не пьем!). Количество ложек в зависимости от степени загрязнения воды – чем грязнее, тем больше раствора. Отстоять воду полчаса, чтобы выпал осадок. Пропустить через угольный фильтр. Кипячение избавит от запаха и вкуса хлора и обезопасит от влияния хлора на ЖКТ и почки.
  • Йода. Либо три-пять капель, либо таблетку на литр воды. Отстоять час.
  • Марганцовки. Кристаллы постепенно добавляются в воду до образования легкого розового оттенка, далее отстаивают раствор полчаса-час и пропускают через фильтр. Метод используется редко, т.к. высокая концентрация, о которой сигнализирует яркий розовый цвет воды, и не растворившиеся кристаллы могут вызвать химический ожог слизистой. 

IV. Практическая часть

Просмотр видео-ролика фильтрации воды

Ознакомление с алгоритмом практикума (слайд – 9)

Практикум «Фильтрация воды»

Фильтр-тренога

нам понадобиться:

  1. ткань
  2. три палки равной длины
  3. уголь из костра (желательно березовый)/ активироывнный уголь
  4. песок
  5. трава

фильтр-для-воды

  • Сделайте импровизированную треногу как показано на рисунке,
  • привяжите ткань в три слоя.
  • Первый слой заполните  травой (следите чтобы не было ядовитой травы), второй заполняем речным песком (песок прокалить на огне), третий слой заполняем древесным углем.
  • Поставьте емкость под последний тряпичный слой.

Начинаем лить грязную воду на первый тряпичный слой, постепенно вода проникает на второй и третий слои, очищаясь.

V. Подведение итогов

«Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением

сегодня я узнал…

было интересно… было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Загадки под водой"

Занятие проведено в объединении дополнительного образования "Земля и небо" с обучающимися 2 -ых классов. Можно использовать материал и при подготовке к урокам окружающего мира.Направлено на углубление...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект занятия на тему: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

Конспект занятия на тему: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

конспект занятия по экологии "Вода"

конспект занятия по экологии "Вода"...

Конспект занятия "Мыло и вода-наши друзья"

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Семейный центр помощи семье и детям «Пушкинский»Конспект занятия "Мыло и вода-наши друзья"Во...