Урок русского языка 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Разработка урока русского языка по теме "Имя прлагательное как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_bissarab_o.n.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Москаленского муниципального района
Омской области
«Гимназия имени Горького А.М.»
Тема: Имя прилагательное как часть речи
4класс
Выполнила:
Биссараб Ольга Николаевна
учитель начальных классов
Iкатегория
Омск - 2013
Оглавление
Введение……………………….. 3
Ход урока………………………6
Приложения……………………10
Выводы………………………....12
Литература…………………….13
Введение
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, в век технологий мир книги практически закрыт для современных детей. Поэтому я, особое внимание уделяю вопросам духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка. При изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенным нравственным темам.
Предлагаю на рассмотрение урок в 4 классе по теме " Имя прилагательное как часть речи", построенный с учетом вопросов преемственности, а также проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся.
Тип урока:
- По основной дидактической цели: урок закрепления и систематизации знаний.
- По способу проведения: сочетание различных форм и занятий.
- По основным этапам учебного процесса: закрепление и обобщение.
- По форме проведения: урок –закрепления пройденного.
Цель:закрепление знаний учащихся о прилагательном, как части речи.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
- находить имена прилагательные в предложении;-
- использовать имена прилагательные в речи.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Оборудование:
- лист самооценки.
- карточка 1 «Тест» (приложение №1);
- карточка для словарно – орфографической минутки (приложение №2);
- карточка с текстом для творческой работы (приложение № 5);
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Ход урока.
Организационный этап.
Решение дидактических задач:
1.Подготовка учащихся к работе.
2.Создание условий для включения в деятельность.
- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка.
- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество.
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, по дороге в школу вы обратили внимание какая сегодня погода?
- Расскажите, пожалуйста.
- При помощи слов, какой части речи вы описали погоду?
- Что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.
- Перед вами тест. Выбрав верные варианты ответов, вы найдете ключевое слово (Приложение № 1).
- Перед выполнением этого задания, обратите внимание на лист самооценки. После каждого выполненного задания вы должны оценить свою работу самостоятельно.
Работа в парах.
Учащиеся вспоминают все, что знают об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, с чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении является второстепенным членом.
- Какое ключевое слово вы получили? (Склонение).
- Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам).
- Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).
Формулирование темы и целей урока.
Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.
Используя опорную запись, поставьте цели урока.
- Закрепить…..
- Упражняться…..
- Задуматься…..
Закрепить знания об имени прилагательном;
Упражняться в правильном написании окончаний прилагательных;
Задуматься над его ролью в тексте и в нашей речи;
Кроме этого, будем учиться, в ходе урока быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.
Словарно – орфографическая минутка.
- Переходим к словарно – орфографической работе.
- Вставьте пропущенные орфограммы, поставьте ударение.
Один уч-ся работает у доски, остальные по карточкам (Приложение 2).
Взаимопроверка.
Сравни работу на карточках и на доске. Оцени себя.
- На какие две группы можно разделить слова? (Имена существительные и прилагательные).
- Докажите.
(Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?).
(Имя прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Выпишите из словарных слов только имена прилагательные мужского рода.
- Докажите.
- Найдите общий признак у имён прилагательных (род, окончания прилагательных м.р.).
- Преобразуйте прилагательные
1 вариант – средний род
2 вариант – женский род
- Выделите окончания.
- Перед выполнением этого задания давайте вспомним окончания имён прилагательных мужского рода, женского, среднего.
Опора
М.Р. ой, ый, ий
Ж.Р. ая, яя
С.Р. ое, ее
Проверка( Приложение № 3).
Выборочное письмо
-Я сейчас буду диктовать вам предложения. Ваша задача записать в тетрадь словосочетания существительное + прилагательное, определить главное и зависимое слово.
(Приложение № 4).
Проверка каждого словосочетания, запись на доске.
Творческая работа.
Перед вами текст, ваша задача вставить прилагательные, подходящие по смыслу (Приложение № 5).
Чтение полученных текстов.
Итог урока.
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?
- Выполнение, каких заданий вызвали затруднения?
- Какие задания для вас не были сложными?
Рефлексия учебной деятельности.
- А теперь давайте оценим свою работу в листах самооценки (Приложение № 6).
- Спасибо за урок!
Приложение №1.
Тест.
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
- Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
- Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
- Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
- С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
- Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
Приложение № 2
Б...гровый, ж…лтый, ист…на, пут…шествие, с…ребро, с…ребряный, справ…дливость, стра……ый, ист…….ый.
Приложение № 3
Проверка:
1 вариант: багровое, жёлтое, серебряное, странное, истинное.
2 вариант: багровая, жёлтая, серебряная, странная, истинная.
Приложение № 4
Было ясное утро. По синему небу плыла легкая тучка. С ближнего поля поднялись крикливые гуси.
Приложение № 5
На опушке ____________ леса есть пруд. Из него бьёт ___________ ключ. Это в болотах и __________ трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в ________ путь. Наши поэты и художники прославляли красоту ___________ реки в _________________ сказках, песнях, картинах.
Слова для справок: молодого, подземный, вязких, далекий, родной, удивительных
Приложение № 6
№ | Задания | Баллы |
1. | Тест | |
2. | Словарная работа | |
3. | Преобразование прилагательных | |
4. | Выборочное письмо | |
5. | Творческая работа | |
Итог | ||
Процентное соотношение | 5 баллов – 100% 4 балла – 80 % 3 балла – 60 % 2 балла – 40 % 1 балл – 20% |
Выводы: проведение данного урока с использованием предложенных технологий позволило активизировать деятельность учащихся на уроке и получить прочные знания по данной теме. Это было подтверждено результатами последующих проверочных работ
Список использованной литературы:
- Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык» - изд. БАЛАСС - 2009
- Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» – М.Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001
Ссылки на интернет – источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...