Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.
Цели:
Познавательные:
- Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;
- Формировать умения определять спряжения глаголов по двум наборам окончаний: ударное/безударное;
- Формировать умения глаголы в н.ф. ставить в личную форму (и наоборот);
- Научить детей определять спряжение, по н.ф. и времени (наст.в. и буд.в.);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bezud_napisan_lichn_okonchan_glagola.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.
Цели:
Познавательные:
- Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;
- Формировать умения определять спряжения глаголов по двум наборам окончаний: ударное/безударное;
- Формировать умения глаголы в н.ф. ставить в личную форму (и наоборот);
- Научить детей определять спряжение, по н.ф. и времени (наст.в. и буд.в.);
Развивающие:
- Развивать УУД по осознанию границ своего знания и незнания на этапе постановки учебной проблемы;
- Развивать у школьников умение учиться на основе УУД;
- Развивать УУД учебно-информационное действие планирование способа своего действия при составлении памятки о правописание безударных личных окончаний;
- Развивать знаково-символическое действие по составлению памятки о правописании безударных личных окончаний;
- Развивать УУД на этапе постановки и решении учебной проблемы;
- Развивать логические универсальные действия самоконтроля, взаимоконтроля, анализа, синтеза, выведения следствий, установления причинно-следственных связей при выполнении упражнений, при фронтальном опросе и при развёртывании способа своего действия;
- Развивать умения ставить и решать учебную проблему;
- Развивать коммуникативные УД, на всех этапах урока;
Воспитательные:
- Воспитание толерантности при фронтальном опросе, постановке и решении учебной проблемы;
- Воспитание импатии, при фронтальном опросе, постановке и решении учебной проблемы;
- Воспитание ответственности за принятие решение;
- Воспитание аккуратности, при работе в тетрадях.
Лингвометодический анализ.
Что знают | Что нового узнают | Какие трудности могут возникнуть |
I и II спр. глаголов; глаголы изменяются по лицам и числам; какие окончания у глаголов I и II спр. | Узнают как определить безударное личное окончание глаголов по н.ф. | Трудности в определении спр. гл. по ударному и безударному окончанию; в смешении I и II спр. |
Оборудование: учебник, мультимедийная аппаратура, цифровой носитель с презентацией.
План.
- Организация класса
- Этап чистописания
А) создание положительной мотивации путем предъявления негативного образца буквы «г»
Б) восстановление правильного способа написания буквы;
В) отработка написания буквы;
- Словарно – орфографическая работа:
А) закрепление ранее изученных слов: билет, везде, здесь, снизу, север, медведь, лисица;
Б) введение нового слова: воробей
- Проверка д/з.
- Проверка теоретического материала путём фронтального опроса по теме: «Как спрягаются глаголы в будущем времени».
- Проверка письменного упражнения: упражнение 452.
- Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.
- Создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к новой теме.
А) постановка учебной проблемы;
- актуализация ранее изученных сведений, вступающих в противоречие с новыми (определение спр. глагола с пропущенной буквой );
- осознание разрыва в знаниях при выделении непосильного детям задания;
- осознание причин затруднений при определении спряжения глаголов;
- формулировка проблемы:
- моделирование учебной проблемы:
- постановка цели урока: Выяснить, как еще мы можем определить спр. глагола с безударным личным окончанием;
2) Решение учебной проблемы: добывание сведений о правописании безударных личных окончаний глаголов;
- Организация работы над определением правописание безударных личных окончаний глаголов;
- Сообщение цели;
- Прочтение формулировки в учебнике про себя;
- Выделение основных структурных частей;
- Анализ каждой структурной части: а)предъявление вопросов воспроизводящего характера; б)предъявление вопросов анализирующего характера.
- Развёртывание способа действий (составление памятки): а)метасообщение детям о том, что мы будем делать; б)постепенное совместное введение памятки, в процессе наблюдения над словом; в)анализ каждого пункта памятки; г)чтение памятки готовом виде.
- Этап овладения способом действия при выполнении упражнений:
а)выполнение упражнений репродуктивного типа: упражнений на применение памятки;
б)выполнение упражнений продуктивного типа, с элементами новизны;
- . Этап рефлексивной оценки
- .Д/з:
Ход урока.
Организация класса.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что все готовы к уроку. Главное условие нашего урока – быть активным и внимательным. (слайд)
Этап чистописания.
- Сейчас у нас минутка чистописания. Ребята, я проходила мимо 2 класса и заметила у них на доске букву Г, написанную так. (слайд)
- Правильно написана буква? А что неправильно?
- Она похожа на букву «р».
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы Г. Обратите внимание на написание буквы. (слайд)
- Пропишите строчку буквы в тетради. Обменяйтесь тетрадями, поставьте точку, над самой красивой буквой.
Словарно – орфографическая работа.
- Ребята, сегодня, изученные ранее слова мы будем проверять вместе. Я продиктую слова, а вы должны разбить их на 2 группы в зависимости от запоминаемой гласной е или и.
Билет, везде, здесь, снизу, север, медведь, лисица.
- Обменяйтесь тетрадями, сверьте слова со слайдом.
- Новое словарное слово вы узнаете, если посмотрите на слайд. Назовите слово.
- Воробей.
- Кто такой воробей?
- Одна из широко известных птиц, живущих по соседству с человеком!
- Позовите слово, на какой слог падает ударение?
- на 3 слог.
- Найдите безударные гласные, которые надо запомнить. Запишите слово в словарь.
- Подберите родственные слова к слову воробей.
- Какие пословицы со словом воробей вы знаете? (слайд)
- Составьте словосочетание, предложение.
Этап проверки д/з.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Как спрягаются глаголы в будущем времени.
- Как спрягаются глаголы в будущем времени?
- У вас у каждого на парте лежит карточка с заданием, вам необходимо определить спряжение у глаголов в будущем времени. Время на работу 3 минуты.
- Молодцы все справились! Дома вы выполняли упр.452. Возникали трудности?
- Как вы озаглавили текст? Почему? Сколько вы подчеркнули главных членов во втором предложении? Какой частью речи выражено подлежащее? Сколько сказуемых? Как называются такие сказуемые?
- Хорошо поработали. Ребята, мы с вами теперь выяснили, как определять спр. в будущем времени. Сегодня на уроке нам предстоит сделать, не менее важное открытие.
Организация поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.
- Создание положительной мотивации, путем постановки учебной проблемы.
- Ребята, посмотрите на слова, записанные на доске.( на слайде)
Несут Стро..т
Летят Друж..т
Пишу Пол..т
Кос.т
- Прочитайте слова первой колонки! Определите спряжение глаголов.
- А теперь, прочитайте глаголы во второй колонке. Определите спр. и вставьте буквы. Кто хотел бы поработать у доски?
- Ребята, у всех так?
- нет
- У кого есть другие варианты?
- Ребята, а как такое может быть! Как мы определили спряжение глаголов в 1 колонке?
- по окончанию.
- А у глагола друж..т как вы решили?
- они дружат - 2 спр.
- он дружит - 1 спр.
(аналогично с другими глаголами)
- Ребята, посмотрите, что у нас получается в 1й колонке мы определили спр. по окончанию и нам было легко, а во второй мы тоже определили по окончанию, но мы не справились. Почему же у нас так получилось?
- По чему мы определяли спряжение в 1й колонке?
- по окончанию.
- Какое у нас окончание? Давайте поставим его.
- ударное.
- Какое окончание во втором столбике? Поставим его.
- безударное.
- Ребята, мы с вами пытались определить спряжение по безударному окончанию, смогли?
- нет
-Сформулируйте тему нашего урока.
Тема: «Как определить спр. глагола с безударным окончанием!»
- Ребята, я графически ее изображу так:
- Этап решения учебной проблемы.
- Ребята прочитайте слова, записанные на доске:
Строить, читать, дружить, готовить, сеять, рыть, тянуть, кушать, гулять, успеть.
- В какой форме написаны глаголы?
- в н.ф.
- Ребята, попробуйте сгруппировать эти глаголы в зависимости от спряжения.
- Какой вывод вы можете сделать? А какое окончание у этих глаголов?
- на ить- II спр.; остальные – I cпр.; и ударное и безударное.
- Ребята, как мы сейчас определили спр. у глаголов?
- по н.ф.
- Давайте вернемся к нашим глаголам.
Стро.т
Друж.т
Пол.т
Кос.т
- Окончание у этих глаголов безударное. Как мы определили спр. у глаголов выше?
- по н.ф.
- Поставьте глаголы в н.ф.
Строить, дружить, полоть, косить.
- Ребята, теперь вы можете определить спряжение у глаголов?
- да.
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов?
- надо поставить глагол в н.ф. и определить спр.
- Глаголы с каким безударным окончанием относятся к 1 спр, 2 спр?
- Ребята, теперь мы можем ответить на вопрос, нашего урока. Как же определить безударное личное окончание у глаголов?
- Если окончание безударное, то глагол надо поставить в н.ф.
6 . Организация работы над определением в учебнике. (Учебно-информационные умения)
- Ребята, откроем наш учебник на странице 197, и сравним наш вывод с учебником!
- Прочитайте определение про себя.
-Вслух. Совпадает наш вывод?
- да
- Сколько основных структурных частей можно выделить?
- 2 части
- О чем говориться в 1 части?(учим определять микротему)
- о правильном определении спр.
- О чем говориться во второй части? (учим определять микротему)
- о н.ф. в безуд. личном окончании.
- Как определить спряжение глаголов с безуд. личными окончаниями в наст. и буд. вр.?(вопрос воспроизводящего характера на выявление фактического содержания, представленного прямо в правиле)
- Почему нужно правильно определять ударное/безударное окончание? (вопрос анализирующего характера, на выявление информации не представленной в правиле в явном виде)
- Развёртывание способа действий (составление памятки)
(Учебно-информационные умения)
- Ребята, а сейчас мы с вами выведем наш ход рассуждений, составим памятку, по которой мы будем действовать, чтобы правильно определять безударное личное окончание у глаголов.
- Почему нужно составлять памятку?
- не допускать ошибки, выделять все признаки.
- Каждый день к девочке ход.т доктор. Коля пиш.т диктант.
- Ребята выведем наш ход рассуждений. Что мы должны сделать сначала?
- Найти глагол. ( на доске)
- Находим: ход.т
- Определить форму глагола?
- наст.время.
- дальше надо определить ударное или безударное окончание
- Безударное
- Если окончание безуд., то ставлю глагол в н.ф.
- на –ить – 2 спр; остальные – 1 спр.
- Делаю вывод
2 предложение.
- Назовите глагол?
- пишет - писать
- если окончание ударное, то определяю спр. по окончанию.
Этап овладения способом действия при выполнении упражнений.
- Ребята, сейчас мы будем учиться определять спряжение безударных личных окончаний глаголов. В этом нам помогут задания.
1)- прочитайте слова. Определите в соответствии с полученными знаниями по памятке спряжение глаголов?
Встрет.т, брос.т, говор.т, молш.шь, долет.т, отвез.т, посе.т, дума.шь.
- Почему нужно правильно определять гласную у глаголов?
- можно допустить ошибки.
- Чему мы учились, выполняя данное задание.
2) Образуйте н.ф. от глаголов и определить спр.
Решишь- решаешь-
Встретишь- встречаешь-
Живешь-
3)упр.438. Выпишите глаголы с ударным окончанием и безударным, определите спр.
4)Прочитайте текст (прогностического хар-ра)
Замерзший бор шумит среди лазури,
Метет ветвями синеву небес
И кажется – не буря будит лес
А буйный лес, качаясь, будит бурю.
- какие ошибки могут быть допущены в определении буквы выделенных слов?
- Почему можно допустить ошибки?
5)(задание содержащие ложное утверждение)
- Я утверждаю что в личных окончаниях формы глагола пиш.т надо писать «и» и спр. определять по н.ф. писать это глагол 2 спр. пиши и . Согласны вы со мной?
- какие трудности могут возникнуть при выполнении задания?
- Почему возникли ошибки? Как избежать таких ошибок?
9. Рефлексивное подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке?
- - Что было непонятно?
- Были ли трудности?
10. Д/З.
- Дома вы выполните упражнение 455 ( по заданию)
-Звенит звонок, окончен урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по теме : "Правописание безударных личных окончаний глаголов".
Презентация к уроку русского языка по теме :"Правописание безударных личных окончаний глаголов" для 4 класса по программе Перспективной начальной школы...
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Урок русского языка в4 классе по учебнику Рамзаевой Т.Г....
Карточка 1 по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Карточка содержит алгоритм и упражнения на правописание безударных окончаний глагола....
Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...
Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...
Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывание практических навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголовПланиру...