Игры по русскому языку, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Вашему вниманию представлены игры, способствующие формированию у учащихся умения  образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_russkomu_yazyku_4.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.

Задачи: Формирование умения образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами.

Игра «Из слогов — слова»

Описание игры: Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Детям предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

  1. Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
  2. Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
  3. Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Игра «Дополни слово»

Описание игры: Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

Игра «Давай вспомним»

Описание игры: Ребенок с помощью взрослого перечисляет все цветы (овощи, транспорт, одежду, мебель), которые знает. Более трудный вариант — перечислять предметы, удовлетворяющие двум условиям (например, все оранжевые фрукты). Взрослый и ребенок (или несколько детей) могут перечислять предметы по очереди.

Игра «Весёлые и активные – хлоп»

Описание игры: Ведущий (ребёнок) перечисляет различные предметы, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда будет назван предмет, удовлетворяющий объявленному условию (что-то красное, что-то съедобное).

Игра «Скажи наоборот»

Описание игры: Дети стоят по кругу. Воспитатель бросает ребенку, мяч и называет слово. В ответ надо назвать слово со значением увеличения размера. Например: домик — домище, ножка — ножища, ветерок — ветрище и т.п.

Игра «Кто больше сочинит»

1 вариант.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок, и  т.д.

Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

2 вариант.

Описание игры: Придумать стихотворение со словами, рифмующимися со словом…

1 вариант: огурец

2 вариант: зайчик

3 вариант: бочки

4 вариант: гайка

Игра «Соединить половинки слов»

Описание игры: Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Игра «Поиск аналогов»

Описание игры: Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор», «вертолёт» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Ролевая игра «Детективы»

Оборудование: детские игрушки (животные, куклы, машины и др.) 

Описание игры: Педагог заранее, до урока, чтобы не видели учащиеся, прячет какой-то предмет или игрушку. Затем предоставляет детям возможность отгадать, посредством ответов на вопросы, куда и какой предмет он спрятал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по русскому языку,направленные на развитие фонетических умений учащихся.

Вашему вниманию представлена подборка игр, направленных на развитие у детей слуховой памяти, внимания к звучащей речи; совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма речи, речевого дыхани...

Игры по русскому языку, направленные на развитие синтаксических умений учащихся.

Вашему вниманию предложена подборка игр, формирующих умения составлять словосочетания, предложения по картине, опорным словам, по вопросу; различать и использовать в ответах предложения, разные ...

Игры по русскому языку, направленные на развитие морфологических умений учащихся.

Вашему вниманию предлагается подборка игр, направленных на формирование умения правильно образовывать формы слов при согласовании и управлении....

Игры по русскому языку, направленные на развитие лексических умений учащихся.

Вашему вниманию предлагаются игры, способствующие обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса детей; осуществляется работа над точностью в выборе слов для названия предметов,...

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

     Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.

В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....