Игры по русскому языку, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Вашему вниманию представлены игры, способствующие формированию у учащихся умения образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_russkomu_yazyku_4.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.
Задачи: Формирование умения образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами.
Игра «Из слогов — слова»
Описание игры: Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Детям предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.
- Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
- Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
- Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.
Игра «Дополни слово»
Описание игры: Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
Игра «Давай вспомним»
Описание игры: Ребенок с помощью взрослого перечисляет все цветы (овощи, транспорт, одежду, мебель), которые знает. Более трудный вариант — перечислять предметы, удовлетворяющие двум условиям (например, все оранжевые фрукты). Взрослый и ребенок (или несколько детей) могут перечислять предметы по очереди.
Игра «Весёлые и активные – хлоп»
Описание игры: Ведущий (ребёнок) перечисляет различные предметы, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда будет назван предмет, удовлетворяющий объявленному условию (что-то красное, что-то съедобное).
Игра «Скажи наоборот»
Описание игры: Дети стоят по кругу. Воспитатель бросает ребенку, мяч и называет слово. В ответ надо назвать слово со значением увеличения размера. Например: домик — домище, ножка — ножища, ветерок — ветрище и т.п.
Игра «Кто больше сочинит»
1 вариант.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.
Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок, и т.д.
Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.
2 вариант.
Описание игры: Придумать стихотворение со словами, рифмующимися со словом…
1 вариант: огурец
2 вариант: зайчик
3 вариант: бочки
4 вариант: гайка
Игра «Соединить половинки слов»
Описание игры: Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.
Игра «Поиск аналогов»
Описание игры: Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор», «вертолёт» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Ролевая игра «Детективы»
Оборудование: детские игрушки (животные, куклы, машины и др.)
Описание игры: Педагог заранее, до урока, чтобы не видели учащиеся, прячет какой-то предмет или игрушку. Затем предоставляет детям возможность отгадать, посредством ответов на вопросы, куда и какой предмет он спрятал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по русскому языку,направленные на развитие фонетических умений учащихся.
Вашему вниманию представлена подборка игр, направленных на развитие у детей слуховой памяти, внимания к звучащей речи; совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма речи, речевого дыхани...
Игры по русскому языку, направленные на развитие синтаксических умений учащихся.
Вашему вниманию предложена подборка игр, формирующих умения составлять словосочетания, предложения по картине, опорным словам, по вопросу; различать и использовать в ответах предложения, разные ...
Игры по русскому языку, направленные на развитие морфологических умений учащихся.
Вашему вниманию предлагается подборка игр, направленных на формирование умения правильно образовывать формы слов при согласовании и управлении....
Игры по русскому языку, направленные на развитие лексических умений учащихся.
Вашему вниманию предлагаются игры, способствующие обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса детей; осуществляется работа над точностью в выборе слов для названия предметов,...
Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР
Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...
Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".
Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....
Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.
В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....