Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– Помогать учащимся, лучше понять структуру языка, делать более осмысленным восприятие новых понятий. – Стимулировать познавательную активность учащихся. – Расширять кругозор учеников начальной школы .
Лингвистические задачи помогают глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, дают представление об общем языкознании как науке, изучающей основные особенности и закономерности строения и развития языков. Цель таких задач - при помощи специально подобранных заданий способствовать развитию творческого подхода к усвоению языковедческих знаний.
фонетическая зарядка лингвистические « угадайки »; лингвистические «почемучки»; микроисследования; л ингвистические сказки
Тим и Том – два человечка. Они очень дружат и никогда не ссорятся, потому что любят всё разное. Том всегда выбирает то, что начинается с твёрдой согласной, Тим – с мягкой. Том любит пончики, а Тим – пирожки, Тим-рисует , а Том- раскрашивает. Определите какие конфеты любит Том , а какие Тим : « Мишка», «Белочка», « Маска», «Лужники», «Весна», « Красная шапочка». Можно все эти игры продолжить, заменяя предложения и слова . Укажите , сколько раз встречается звук [т] в предложении Документ подписан директором , звук [ з ']- в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе. Фонетическая зарядка:
Л ингвистические « угадайки »: Соедините потерявшие друг друга части устойчивых сравнений. Запишите получившиеся фразеологизмы. Не забудьте об отсутствии запятой ! Первая часть : не видать как…, мечется как…, нужен как…, бледный как…, пристал как …, свалиться как…, чувствовать как…, устал как … Вторая часть : …сквозь землю, … осёл , …своих ушей, …дома, …собака, …угорелый, …сыр в масле, …собаке пятая нога.
Лингвистические «почемучки»: Какое слово русского языка одновременно обозначает: Скамья и магазин - ______________ Овощи старинное оружие- _______________ Покой и вселенную - _______________ Придумайте сами такие же вопросы с другими словами . Попробуйте угадать слово: а) в одном значении синоним в словам влечь, манить, в другом – к медлить; б) в одном значении синоним к слову здоровый, в третьем – к насыщенный; в) в одном значении синоним к слову бисерный, в другом – к моросящий.
Микроисследования задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, доклада). Какое из слов не того рода, что все остальные: Зайчишка, скворушка, соловушка, коровушка. Домишко, полюшко, окошко, солнышко, бревнышко. Это задание на развитие логики, лингвистического мышления. Детям надо не только увидеть « лишнее » слово с точки зрения языка, но и постараться доказать, почему, увидеть способы доказательства. Поставить слова в ту форму, по которой будет сразу определяться род .
Л ингвистические сказки Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной. Лингвистическая сказка поучительна. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки. Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
Существуют различные пути использования сказок на уроках русского языка: использование сказок в качестве дидактического материала; использование учителем лингвистической сказки как средства, помогающего организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее; сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы.
Спор подлежащего и сказуемого “ Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: - Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. -Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. - Как это “ нет ” ? Например, предложение “ Зима ” . Ведь тебя в нем нет! - Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “ Была зима ” , “ Будет зима ” . Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “ На улице холодно ” . В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно. Тогда Подлежащее огорчилось: А я-то думало, что я главное. Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
Выводы: – Лингвистические задания учат воспринимать родной язык как языковую систему. – Способствуют изучению иностранных языков. – Мотивируют учащихся на исследовательскую работу. – Расширяют словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-41268-1420319131.jpg)
Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».
В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/03/picture-268068-1372850029.jpg)
ЦОР – как средство развития познавательного интереса учащихся к русскому языку в начальных классах
Творческий отчёт: развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-640335-1434454907.jpg)
Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".
Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....
Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»
В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-781490-1461082283.jpg)
Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)
В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/08/picture-1319898-1615219402.jpg)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Использование новых технологий при обучении в школе является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262010-1370438254.jpg)
Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка как средство развития познавательных способностей
ull;Орфографическая грамотность формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если он...