Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskie_zadaniya_po_russkomu_yazyku_kak_sredstvo_razvitiya.pptx | 112.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– Помогать учащимся, лучше понять структуру языка, делать более осмысленным восприятие новых понятий. – Стимулировать познавательную активность учащихся. – Расширять кругозор учеников начальной школы .
Лингвистические задачи помогают глубже проникнуть в сущность изучаемых в школе фонетических и грамматических законов русского языка, дают представление об общем языкознании как науке, изучающей основные особенности и закономерности строения и развития языков. Цель таких задач - при помощи специально подобранных заданий способствовать развитию творческого подхода к усвоению языковедческих знаний.
фонетическая зарядка лингвистические « угадайки »; лингвистические «почемучки»; микроисследования; л ингвистические сказки
Тим и Том – два человечка. Они очень дружат и никогда не ссорятся, потому что любят всё разное. Том всегда выбирает то, что начинается с твёрдой согласной, Тим – с мягкой. Том любит пончики, а Тим – пирожки, Тим-рисует , а Том- раскрашивает. Определите какие конфеты любит Том , а какие Тим : « Мишка», «Белочка», « Маска», «Лужники», «Весна», « Красная шапочка». Можно все эти игры продолжить, заменяя предложения и слова . Укажите , сколько раз встречается звук [т] в предложении Документ подписан директором , звук [ з ']- в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе. Фонетическая зарядка:
Л ингвистические « угадайки »: Соедините потерявшие друг друга части устойчивых сравнений. Запишите получившиеся фразеологизмы. Не забудьте об отсутствии запятой ! Первая часть : не видать как…, мечется как…, нужен как…, бледный как…, пристал как …, свалиться как…, чувствовать как…, устал как … Вторая часть : …сквозь землю, … осёл , …своих ушей, …дома, …собака, …угорелый, …сыр в масле, …собаке пятая нога.
Лингвистические «почемучки»: Какое слово русского языка одновременно обозначает: Скамья и магазин - ______________ Овощи старинное оружие- _______________ Покой и вселенную - _______________ Придумайте сами такие же вопросы с другими словами . Попробуйте угадать слово: а) в одном значении синоним в словам влечь, манить, в другом – к медлить; б) в одном значении синоним к слову здоровый, в третьем – к насыщенный; в) в одном значении синоним к слову бисерный, в другом – к моросящий.
Микроисследования задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, доклада). Какое из слов не того рода, что все остальные: Зайчишка, скворушка, соловушка, коровушка. Домишко, полюшко, окошко, солнышко, бревнышко. Это задание на развитие логики, лингвистического мышления. Детям надо не только увидеть « лишнее » слово с точки зрения языка, но и постараться доказать, почему, увидеть способы доказательства. Поставить слова в ту форму, по которой будет сразу определяться род .
Л ингвистические сказки Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной. Лингвистическая сказка поучительна. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки. Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
Существуют различные пути использования сказок на уроках русского языка: использование сказок в качестве дидактического материала; использование учителем лингвистической сказки как средства, помогающего организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее; сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы.
Спор подлежащего и сказуемого “ Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: - Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. -Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. - Как это “ нет ” ? Например, предложение “ Зима ” . Ведь тебя в нем нет! - Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “ Была зима ” , “ Будет зима ” . Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “ На улице холодно ” . В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно. Тогда Подлежащее огорчилось: А я-то думало, что я главное. Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
Выводы: – Лингвистические задания учат воспринимать родной язык как языковую систему. – Способствуют изучению иностранных языков. – Мотивируют учащихся на исследовательскую работу. – Расширяют словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».
В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей....
ЦОР – как средство развития познавательного интереса учащихся к русскому языку в начальных классах
Творческий отчёт: развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка....
Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".
Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....
Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»
В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....
Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)
В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Использование новых технологий при обучении в школе является объективной потребностью, продиктованной требованиями современного общества....