Игры по русскому языку,направленные на развитие фонетических умений учащихся.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Вашему вниманию представлена подборка игр, направленных на развитие у детей слуховой памяти, внимания к звучащей речи; совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма речи, речевого дыхания, умеренной громкости, правильного интонирования предложений; совершенствование произношения в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_russkomu_yazyku.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, направленные на развитие фонетических умений учащихся.
Задачи: Развитие у детей слуховой памяти, внимания к звучащей речи; совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма речи, речевого дыхания, умеренной громкости, правильного интонирования предложений; совершенствование произношения в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка.
Игра «Отгадай имя»
Описание игры: Дети должны угадать имя мальчика (девочки), соединив первые звуки в словах (на слух):
а) волк – абрикос – сирень – ананас;
б) торт – облако – лиса – аист;
в) вилка – игла – тюбик – арбуз;
г) астра – ноты – тополь – ослик – новость;
д) обруч – лимон – аист;
е) танец – артист – нитки – астра;
ж) носки – автобус –самолёт – телевизор – Африка.
Игра «Угадай звук»
Описание игры: Ведущий произносит звук «про себя», чётко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший звук первым становится ведущим и игра продолжается.
Игра «Молчанка»
Описание игры: Учитель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по классу и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет. Он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих звуковых линейках проверяют, правильно ли он выполняет задание. Эта игра может проходить с использованием картинок.
Игра «Угадай, чей голосок»
Описание игры: Ведущий изображает какой-то предмет: паровоз, машину, самолёт, свистящий чайник, собаку, курочку и т.п. А дети угадывают. Если ребёнок угадывает – ему водить.
Игра «Ударение потерялось»
Описание игры: Детям нужно расставьте самим ударение, чтобы предложение легко читалось.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
Игра «Повтори – подумай»
Описание игры: Учитель зачитывает детям цепочку слов. Учащиеся должны определить на слух, какое слово встречается чаще других:
сентябрь – октябрь – туча – мяч – медведь – январь – сентябрь – пальто – декабрь – сентябрь.
Игра «Лишний звук»
Описание игры: Учитель зачитывает детям цепочки слов, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово, отличное от других:
- рама, рама, рама, лама, рама;
- лампа, лампа, лампа, рампа, лампа;
- колобок, колобок, коробок, колобок;
- оклик, оклик, окрик, оклик;
- сок, ток, сок, сок, сок;
- коса, коса, коза, коса;
- рассвет, рассвет, расцвет, рассвет;
- чёлка, чёлка, щётка, чёлка;
- чадить, чадить, щадить, чадить;
- сытый, сытый, сытый, сшитый;
- пороки, пороги, пороки, пороки;
- колос, колос, голос, колос.
Игра «Сколько точек – столько звуков»
Оборудование: кубик, на гранях которого нанесено разное количество точек.
Описание игры: Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков равно количеству точек на верхней грани кубика.
Игра «Слово можно прошагать»
Описание игры: Учитель говорит, что узнать, длинное слово или короткое можно по шагам. Он произносит слово сок и одновременно шагает (слоговое деление). Педагог обращает внимание детей на то, что получился только один шаг и предлагает найти самое длинное слово.
Методические рекомендации: Считать шаги не надо, главное – обратить внимание на длительность звучания слова.
Игра «Прогулка в лес»
Описание игры: Учитель говорит детям, что все они попали в волшебный лес. Учитель просит учеников прислушаться и определить, какие звуки они слышат:
- в траве шипит змея (шшшш);
- тяжёлый жук пролетел и сел на лист (жжжж);
- над цветком вьётся пчела (зззз);
- пищит комар (ииии);
- под кустом шуршит заяц (сссс);
- фыркает ёжик (фффф);
- вдали воет голодный волк (уууу).
Какие ещё звуки вы слышите в лесу?
Игра «Сломанный телевизор»
Описание игры: Учитель говорит детям, что они, конечно, видели, как ведущий телепередачи открывает рот, а звука не слышно, звук пропадает – телевизор работает плохо? Бывает, что звучат только «кусочки», «остатки» слов.
Учитель произносит слова с «пропавшим» звуком, а дети должны «починить телевизор» - произнести слово полностью:
…рбуз …збука …втобус …птека
…лошадк… верёвк… подушк… булавк…
Игра «Самый внимательный»
Описание игры: Учитель просит учащихся найти на картинках предметы, название которых заканчивается на звук [о] (и т.д.)
Игра «Буква запуталась»
Описание игры: Учитель предлагает детям найти слово с запутавшейся буквой, исправить ошибки.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Игра «Найди свое место»
Описание игры: В домах живут слова, но некоторые буквы убежали на крышу и не могут сами вернутся домой. Помогите им. Буквы могут совершать движение на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Двигаться обратно нельзя. Задача игрока заключается в том, чтобы вернуть все буквы на места, давая четкие словесные команды.
Дети по очереди называют каждый «шаг» буквы. Все игроки видят поле, но пальцем движение буквы отслеживать нельзя. Количество слов в домах, длина слов могут увеличиваться; безударных гласных может быть больше. Более сложные варианты – закрыть игровое поле на время движения буквы, использовать «лишние» буквы или «лишние» слова, в которые невозможно вставить имеющиеся буквы.
Игра «Сочиняйка»
Описание игры: Сочини рассказ, где в каждом слове есть
- безударный гласный звук;
- безударный гласный -а-;
- безударный гласный –о-;
- безударный гласный –е-;
- безударный гласный –и-;
- безударный гласный –я-.
Ролевая игра
«Творческая работа с песенками»
Описание игры:
1) Дети 7-8 летнего возраста с удовольствием разучивают любые песни. Можно предложить учащимся попробовать заменить слова хорошо известных песен, составить из разных песен попурри.
2) Можно составить музыкальный спектакль из отрывков известных и любимых, подходящих по смыслу песен.
Игра «Медвежонок»
Описание игры: Учитель вывешивает сюжетную картинку с изображением медвежонка, идущего по мостику, с букетом цветов в лапках. Учащиеся должны рассмотреть картинку и найти 5 слов, в которых есть звук [э] (букет, речка, медведь, шерсть, лесенка).
Игра «Кто больше?»
Описание игры: Учитель задает детям вопросы:
- Вспомните, какая ягода начинается со звука м и заканчивается на звук а (малина).
- Назовите цветы, в названии которых есть звук [м] (или др.) (мак, ромашка, мальва, маргаритки).
- Перечислите продукты, в названии которых есть есть [м], [м*] (мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, мандарины, молоко, мука).
Игра с алфавитом «Какая буква?»
Описание игры: Ведущий загадывает букву. Лучше выбирать не самые распространенные буквы: ъ, щ, э, ф, ч, й... Чтобы ее угадать, каждый игрок по очереди придумывает свое слово и спрашивает у ведущего, есть ли загаданная буква в этом слове. Ведущий может отвечать только «да» или «нет», Так, путем подбора слов можно угадать букву. Но есть одно строгое правило: если игрок вместо слова назвал букву наугад и ошибся, он выбывает из игры. Это правило помогает сохранить порядок.
Игра «А-Б-В-Г-Е ГОНГ»
Описание игры: Ведущий называет вслух первую букву алфавита, остальные произносит про себя. Его внезапно прерывают сигналом «стоп». Он сообщает букву, на которой он остановился, и с этого момента начинается отсчет времени. Надо написать мужское и женское имена, город, страну, реку, растение, животное, марку машины и т.д. — все на эту букву и за ограниченное время (3-4 мин). Можно писать сразу несколько слов в каждой колонке. Когда время прошло, считают очки: за слово, которое есть и у других, — 5 баллов, за слово, которого нет ни у кого, — 10 баллов. После пяти туров подсчитывают общее количество очков и объявляют победителя.
Игра «Жарко – холодно»
Описание игры: Учитель произносит цепочку слов. Учащиеся должны крикнуть «жарко» в том случае, если слышат в начале слова звуки к, к* (или др.). если дети слышат другой звук, то говорят «холодно»:
груша, курица, крошка, закон, голубь, колокол, кошка, конь.
Игра «Тома и Тим»
Оборудование: рисунок девочки Томы (друга твёрдых согласных) и мальчика Тима (друга мягких согласных).
Описание игры: Класс разделён на две команды. Учитель называет слова. Если в начале (конце) слова слышится мягкий звук, то встают «друзья» Тима, если твёрдый – встают друзья Томы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль книги в развитии интеллектуальных умений учащихся
Данная работа направлена на обсуждение проблемы - дети не хотят читать, на постепенное, пошаговое пробуждение и поощрение интереса ребенка к книгам....
Игры по русскому языку, направленные на развитие синтаксических умений учащихся.
Вашему вниманию предложена подборка игр, формирующих умения составлять словосочетания, предложения по картине, опорным словам, по вопросу; различать и использовать в ответах предложения, разные ...
Игры по русскому языку, направленные на развитие морфологических умений учащихся.
Вашему вниманию предлагается подборка игр, направленных на формирование умения правильно образовывать формы слов при согласовании и управлении....
Игры по русскому языку, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.
Вашему вниманию представлены игры, способствующие формированию у учащихся умения образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами....
Игры по русскому языку, направленные на развитие лексических умений учащихся.
Вашему вниманию предлагаются игры, способствующие обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса детей; осуществляется работа над точностью в выборе слов для названия предметов,...
«Развитие интеллектуальных умений учащихся при дифференцированном подходе в обучении»
Выступление для семинара «Развитие интеллектуальных умений учащихся при дифференцированном подходе в обучении...
Развитие исследовательских умений учащихся, как инструмент развитие личности.
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умения...